Пока одни ветераны рок-н-ролла с утра до вечера ведут беседы о засилье бездарностей в российской музыке и о кризисе жанра, другие продолжают себе музицировать в свое удовольствие, да еще и получать за это приличные моральные дивиденды. Вот, например, всем известный Крематорий. Несмотря на преклонный возраст коллектива, он умудряется собирать на свои концерты молодую публику, одинаково далекую и от "Маленькой девочки" Григоряна, и от "Ромашек" Земфиры.
Все новые и новые молодые люди приходят на
концерты, залпом проглатывают "Клубнику со льдом", запивают ее "Ядом" и летают
под потолком, подхваченные "Мусорным ветром". Заходят в Дом "Голубые глаза",
гладят "Сексуальную кошку" и знакомятся с новыми "крематорскими" персонажами,
типа "Ангела" и "Маши". Да, да, именно с новыми.
"Крематорий" не
стремится кормить молодежь добром с антресолей. Наоборот, он не вылезает из
своей новой студии, где сейчас подходит к концу запись альбома "Мифология".
Здесь же состоялось и наше интервью с лидером группы Арменом Григоряном,
недавно отпраздновавшим свой день Рождения. Поздравив его, я интересуюсь:
Звуки.Ru: - Говорят, что каждая пластинка Крематория имеет какую-либо
философскую концепцию. На этот раз вы не изменили традициям?
Армен Григорян: - Ну, я бы не характеризовал наше творчество такими
солидными словечками, как, "концепция". Слишком уж это серьезно. Да, этот наш
11-й диск, в нем 11-ть песен. В основном это такая сжатая история наших
музыкантов и всех, кто двигался вместе с нами по жизни. А так...все построено в
форме диалога. Иногда беседа с самим собой, иногда с несколькими людьми. Но,
главное, этот диалог где-то на уровне сознания, не конкретный, а такой, скажем,
сказочный. Вот если взять альбомы пятилетней давности, то там мы делимся
рассказами: эмоциональными или в художественной форме. А будущая "Мифология"
- уже явно диалог, разговор с кем-то.
Звуки.Ru: - "Беседа" записывалась в новой студии. Там, где вас все
устраивает, где свободно говорится и дышится?
Армен Григорян: - Да, ведь все предыдущие пластинки рождались в
абсолютно разных, порой, случайных, местах. И очень часто аппаратура и
энергетика оставляла желать лучшего. Планы по созданию собственной студии
вынашивались давно, но вот "Мифология" - это дебютная работа здесь. Как можно
заметить, мы постарались прийти к состоянию полной тишины, отрешенности,
медитации. Убрали все окна, сделали акустические расчеты в каждой комнате.
Вообще, мне хотелось хоть в каких-то деталях повторить студийные помещения
Нью-Йорка - нам же и там удалось поработать! Я очень долго все там
рассматривал, потом рисовал эскизы и просил мастеров при разработке
руководствоваться только ими. Не знаю, помогли им мои рисунки или нет, но
какие-то ассоциации с американским оригиналом у музыкантов возникают. Ну, что
еще...студия оснащена очень современной техникой, в том числе и компьютерами,
которые мы раньше не особо жаловали.
Звуки.Ru: -Кроме новой студии, у вас в коллективе новое лицо...
Армен Григорян: - Гитарист Дима Терентьев. Он появился весной, и
благодаря его приходу мы стали писать песни летом, хотя никогда ранее этого не
делали. Ценз предыдущего гитариста был достаточно высок. И мы решили, что
лучшим способом, чтобы Дима вошел в коллектив, будет совмещение записи нового
материла с достаточно бурной концертной деятельностью. Репетиции не дают
частенько желаемого эффекта, а концерт, как известно, стоит ста репетициям. А в
записи альбома соображающий гитарист автоматически становится в какой-то
степени главным аранжировщиком.
Звуки.Ru: -Димой вы довольны?
Армен Григорян: - У него мне понравилось сочетание профессионального
владения гитарой и прекрасное мышление, то есть фантазия. И третье, все-таки
немаловажный момент: Дима еще человек молодой, с соответствующими вкусами,
слушает современную музыку. И вот этот материал, который был уже готов, он
просто немножко вел по-другому. Появилась неожидаемая работа. Мы сделали
сначала черновую запись, и потом вкалывали все лето...
Звуки.Ru: -"Мифология" появится на свет в январе. Но на недавнем
сольнике в Горбушке вы уже приоткрыли некоторые секреты пластинки.
Армен Григорян: - И, между прочем, для нас это очень не традиционная
вещь! Мы стали показывать новые песни, пока еще не изданные. Почему? Вот тут
стоит вернутся к концепции. Новый материал позволяет. В прошлых работах -
сложные песни, цепляющиеся одна за другую. А в "Мифологии" они отдельно
существуют, то есть это такие квадратики, камушки которые потом можно сложить и
получить любую картинку. Такая мозаика. Очень симпатичные, на мой взгляд,
камушки. Хотя я никогда не хвалю свои альбомы, здесь я считаю, что хорошо, если
долгоиграющая команда смогла прийти к чему-то такому. Очень сложно ведь,
становишься за время существования в какой-то степени рабом.
Звуки.Ru: -Вы сказали, что раньше не жаловали компьютер. Что
подтолкнуло на сближение отношений Григоряна и электронной бестии?
Армен Григорян: - У меня с компьютером не было и нет никаких близких
отношений. А вот наш художник, Андрей, опытный человек, и скрипач Слава
предложили сделать такие компьютерные заставки для песен. Не то, чтобы клипы,
но эти примочки позволят публике воспринимать не только музыкальную и
словесную информацию, но еще и визуальную. У нас появилась образная картинка от
песни. В чем-то похоже на спектакль. Но не театральщина, а попытка создать
маленькие такие мини-спектакли в крохотных таких размерах, в которые и
укладывается песня. Так что нас со страшной силой затянули не компьютеры, а
эксперименты, включающее и какие-то технические элементы.
Звуки.Ru: - Вы часто в разговорах подчеркиваете, что не считаете
себя певцом. Кто есть кто в "Мифологии" - в диске, построенным на диалоге?
Армен Григорян: - У Чарлза Буковски была хорошая картина "Дорога в
Голливуд". Там очень интересно: смотришь в зеркало, и понимаешь - тот человек в
отражении я, а может и не я. Тот, кто смотрит с той стороны не всегда я.
Поэтому я всегда разный. Характер по жизни все-таки меняется. А в пластинке
есть и мемуары, и воспоминания о себя прежнем, о прошлом "Крематория". И еще
там, как уже говорил, море экспериментов!
Shorty ROGERS (1924)
Gene AMMONS (1925)
Morton SUBOTNICK (1933)
Николай ПЕТРОВ (1943)
Ritchie BLACKMORE (1945)
Sonja KRISTINA (1949)
Петр МАМОНОВ (1951)
Михаил ПЛЕТНЁВ (1957)
Егор ТИМОФЕЕВ (1976)