Пока одни ветераны рок-н-ролла с утра до вечера ведут беседы о засилье бездарностей в российской музыке и о кризисе жанра, другие продолжают себе музицировать в свое удовольствие, да еще и получать за это приличные моральные дивиденды. Вот, например, всем известный Крематорий. Несмотря на преклонный возраст коллектива, он умудряется собирать на свои концерты молодую публику, одинаково далекую и от "Маленькой девочки" Григоряна, и от "Ромашек" Земфиры.
Все новые и новые молодые люди приходят на
концерты, залпом проглатывают "Клубнику со льдом", запивают ее "Ядом" и летают
под потолком, подхваченные "Мусорным ветром". Заходят в Дом "Голубые глаза",
гладят "Сексуальную кошку" и знакомятся с новыми "крематорскими" персонажами,
типа "Ангела" и "Маши". Да, да, именно с новыми.
"Крематорий" не
стремится кормить молодежь добром с антресолей. Наоборот, он не вылезает из
своей новой студии, где сейчас подходит к концу запись альбома "Мифология".
Здесь же состоялось и наше интервью с лидером группы Арменом Григоряном,
недавно отпраздновавшим свой день Рождения. Поздравив его, я интересуюсь:
Звуки.Ru: - Говорят, что каждая пластинка Крематория имеет какую-либо
философскую концепцию. На этот раз вы не изменили традициям?
Армен Григорян: - Ну, я бы не характеризовал наше творчество такими
солидными словечками, как, "концепция". Слишком уж это серьезно. Да, этот наш
11-й диск, в нем 11-ть песен. В основном это такая сжатая история наших
музыкантов и всех, кто двигался вместе с нами по жизни. А так...все построено в
форме диалога. Иногда беседа с самим собой, иногда с несколькими людьми. Но,
главное, этот диалог где-то на уровне сознания, не конкретный, а такой, скажем,
сказочный. Вот если взять альбомы пятилетней давности, то там мы делимся
рассказами: эмоциональными или в художественной форме. А будущая "Мифология"
- уже явно диалог, разговор с кем-то.
Звуки.Ru: - "Беседа" записывалась в новой студии. Там, где вас все
устраивает, где свободно говорится и дышится?
Армен Григорян: - Да, ведь все предыдущие пластинки рождались в
абсолютно разных, порой, случайных, местах. И очень часто аппаратура и
энергетика оставляла желать лучшего. Планы по созданию собственной студии
вынашивались давно, но вот "Мифология" - это дебютная работа здесь. Как можно
заметить, мы постарались прийти к состоянию полной тишины, отрешенности,
медитации. Убрали все окна, сделали акустические расчеты в каждой комнате.
Вообще, мне хотелось хоть в каких-то деталях повторить студийные помещения
Нью-Йорка - нам же и там удалось поработать! Я очень долго все там
рассматривал, потом рисовал эскизы и просил мастеров при разработке
руководствоваться только ими. Не знаю, помогли им мои рисунки или нет, но
какие-то ассоциации с американским оригиналом у музыкантов возникают. Ну, что
еще...студия оснащена очень современной техникой, в том числе и компьютерами,
которые мы раньше не особо жаловали.
Звуки.Ru: -Кроме новой студии, у вас в коллективе новое лицо...
Армен Григорян: - Гитарист Дима Терентьев. Он появился весной, и
благодаря его приходу мы стали писать песни летом, хотя никогда ранее этого не
делали. Ценз предыдущего гитариста был достаточно высок. И мы решили, что
лучшим способом, чтобы Дима вошел в коллектив, будет совмещение записи нового
материла с достаточно бурной концертной деятельностью. Репетиции не дают
частенько желаемого эффекта, а концерт, как известно, стоит ста репетициям. А в
записи альбома соображающий гитарист автоматически становится в какой-то
степени главным аранжировщиком.
Звуки.Ru: -Димой вы довольны?
Армен Григорян: - У него мне понравилось сочетание профессионального
владения гитарой и прекрасное мышление, то есть фантазия. И третье, все-таки
немаловажный момент: Дима еще человек молодой, с соответствующими вкусами,
слушает современную музыку. И вот этот материал, который был уже готов, он
просто немножко вел по-другому. Появилась неожидаемая работа. Мы сделали
сначала черновую запись, и потом вкалывали все лето...
Звуки.Ru: -"Мифология" появится на свет в январе. Но на недавнем
сольнике в Горбушке вы уже приоткрыли некоторые секреты пластинки.
Армен Григорян: - И, между прочем, для нас это очень не традиционная
вещь! Мы стали показывать новые песни, пока еще не изданные. Почему? Вот тут
стоит вернутся к концепции. Новый материал позволяет. В прошлых работах -
сложные песни, цепляющиеся одна за другую. А в "Мифологии" они отдельно
существуют, то есть это такие квадратики, камушки которые потом можно сложить и
получить любую картинку. Такая мозаика. Очень симпатичные, на мой взгляд,
камушки. Хотя я никогда не хвалю свои альбомы, здесь я считаю, что хорошо, если
долгоиграющая команда смогла прийти к чему-то такому. Очень сложно ведь,
становишься за время существования в какой-то степени рабом.
Звуки.Ru: -Вы сказали, что раньше не жаловали компьютер. Что
подтолкнуло на сближение отношений Григоряна и электронной бестии?
Армен Григорян: - У меня с компьютером не было и нет никаких близких
отношений. А вот наш художник, Андрей, опытный человек, и скрипач Слава
предложили сделать такие компьютерные заставки для песен. Не то, чтобы клипы,
но эти примочки позволят публике воспринимать не только музыкальную и
словесную информацию, но еще и визуальную. У нас появилась образная картинка от
песни. В чем-то похоже на спектакль. Но не театральщина, а попытка создать
маленькие такие мини-спектакли в крохотных таких размерах, в которые и
укладывается песня. Так что нас со страшной силой затянули не компьютеры, а
эксперименты, включающее и какие-то технические элементы.
Звуки.Ru: - Вы часто в разговорах подчеркиваете, что не считаете
себя певцом. Кто есть кто в "Мифологии" - в диске, построенным на диалоге?
Армен Григорян: - У Чарлза Буковски была хорошая картина "Дорога в
Голливуд". Там очень интересно: смотришь в зеркало, и понимаешь - тот человек в
отражении я, а может и не я. Тот, кто смотрит с той стороны не всегда я.
Поэтому я всегда разный. Характер по жизни все-таки меняется. А в пластинке
есть и мемуары, и воспоминания о себя прежнем, о прошлом "Крематория". И еще
там, как уже говорил, море экспериментов!
1986 – Стартовал первый московский андеграундный рок-фестиваль «Рок ёлка». Начало триумфа «Бригады С», «Николая Коперника» и «Вежливого отказа» »»
Melba LISTON (1926)
Chris THOMAS (1947)
John LEES (1948)
Fred WHITE (1955)
Trevor RABIN (1955)
Graham "Suggs" MCPHERSON (1961)
Lee AGNEW (1971)