"...Думаете, ему не хотелось выпить? Конечно, хотелось. Так он, чтобы
самому не скопытиться, вместо себя заставлял пить всех своих персонажей...
Фауст пьёт и молодеет. Зибель пьёт и лезет на Фауста... Вы спросите: для чего
это было нужно тайному советнику Гёте? А для чего он заставил Вертера пустить
себе пулю в лоб?... Он остался жив, но как бы покончил с собой, и был вполне
удовлетворён."
В. Ерофеев "Москва-Петушки"
"...Разделение людей на актёров и зрителей стало основным событием
современной жизни. Мы мучаемся вместе с героями, которые живут для нас, и
которых мы судим..."
Дж. Моррисон "The Lords"
Биография Джима Моррисона известна сейчас лучше, нежели жизнеописания
классиков марксизма. Родился 8 декабря 1943 года в семье военного моряка. В
детстве был свидетелем автокатастрофы, и до конца жизни сохранил в памяти образ
умирающего от ран индейца. Учась в школе, начал писать стихи и заинтересовался
блюзом. Изучал историю кино в университете, но, столкнувшись с неприятием своих
сумасшедших взглядов на данное искусство, бросил.
По случаю вылез с неподключенной
гитарой на сцену в компании студенческого ансамбля Rick & Ravens
(разовый контракт требовал, чтобы на сцене было шесть человек), а чуть позже
напел клавишнику этого ансамбля Рэю Манзареку пяток песен, пришедших ему
в голову во время пребывания на крыше приятельского гаража под кайфом.
"Сначала возникла музыка, потом я стал придумывать слова, потому что только так и мог её запомнить, - рассказывал Джим, - Я чувствовал, что должен это напеть..." "Слушай, это самые лучшие песни в стиле рок-н-ролл, которые мне доводилось слышать! - восхитился занимавшийся музыкой с семи лет Манзарек, - Давай соберём группу и заработаем миллион долларов!"
После нескольких неудачных проб состав задуманной группы дополнили гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор. Бас не потребовался: при классической технике органной игры Рэя басовая клавиатура его многорядки справлялась с заполнением нижнего регистра не хуже. После нескольких, порой неудачных по части заработка, порой просто скандальных из-за вызывающей манеры Моррисона держаться на сцене клубных сезонов группу, получившую трансцендентально-символическое название Doors, заприметили и пригласили записываться на студии фирмы "Electra". Ради выпуска диска, разумеется.
Активная творческая деятельность Doors продолжалась с 1967 по 1971 год. Хотя,
как представляется сейчас, суперсоставом и "фабрикой хитов" Doors отнюдь не
являлись, по нескольку отличных вещей на каждом альбоме было всегда. Наиболее
интересен в этом плане самый первый, содержащий такие эпохальные вещи, как
"Light My Fire" (вариантов урезки этой шестиминутной композиции с целью
протолкнуть ее на радио существует около десяти), "Break On Through" и
обработка песни Курта Вайля "Alabama Song" ("Show me the way to the next whiskey bar"...).
Стоит также упомянуть альбом "Morrison Hotel" (второе название которого, "Hard Rock Cafe", живет ныне в виде торговой марки сети фастфуд), прославившийся вещами "Waiting For The Sun", "Blue Sunday" и "Roadhouse Blues". Последняя программа группы - "L.A. Woman", оставшаяся в истории благодаря несущим оттенки спокойного джаз-рока песням "Riders On The Storm" и "Love Her Madly". А заглавную тему сейчас можно часто услышать в исполнении Билли Айдола (Billy Idol)
"Бесты" группы невозможно себе представить без таких хрестоматийных вещей, как "Spanish Caravan", "People Are Strange", "She Leaves On Love Street".
Дальше - больше: всего за 4 года группа
успела выдать шесть полновесных программ (не считая двойного
"концертника"), сыграть кучу концертов, и прославиться совершенно
непредсказуемым поведением своего вокалиста и поэта.
Всё глубже
погружавшийся в
алкогольно-наркотическое болото Моррисон задирал охрану на концертах, был пару
раз арестован за публичное раздевание догола, пугал телеведущих наркотическими
намёками в прямом эфире и то и дело срывался в сомнительные загулы на
сексуальной почве. Горько, что юные фанаты считали его выходки непременной
составляющей шоу, да и вообще творчества группы. Сотни и тысячи тысяч по всему
свету. И девочки, бесконечные девочки, влюбленные в сладко-порочное личико
Джима... Разве человеку под силу это выдержать? Слишком многое в своей жизни Джим
Моррисон делал за своих поклонников. Всеми своими многочисленными
непотребствами избавив их от совершения чего-то подобного. По здравому
размышлению в подобном образе жизни куда больше сатанинского китча, нежели во
всех PR-ходах нынешних "экстремистов".
Финал был вполне закономерен. Летом 1971 года Моррисон уехал в Париж, дабы
поработать над книгой стихов. 3 июля он умер от сердечного приступа. Альбомы,
выпущенные группой без него, успеха не имели.
Исключением была лишь
программа "An American Prayer" (1978), созданная на основе архивного
материала. В 1970 году Моррисон начитал на магнитофон несколько своих
стихотворений. Восемь лет спустя Манзарек, Кригер и Денсмор наложили музыку на
эти записи. На короткое время Джиму удалось воскреснуть. И так уж ли важны
слухи о том, что он и не умирал, а просто удалился в самоизгнание? Для
творческого человека такой исход равнозначен смерти. И пример современника
Джима, ныне живущего Сида Баррета - тому подтверждение.
Великий рок-поэт? Крайне сомнительное утверждение. Да и титул крайне
сомнительный. Быть самым крутым стихоплётом среди музыкантов - всё равно, что
числиться самой красивой лисицей среди енотов. Есть мнение, что многие в
состоянии многомесячного запоя способны гнать философскую пургу такого толка.
Но немногие рискнут уйти в столь глубокий запой. И совсем уж единицы имеют на
подхвате верных друзей, способных оперативно и со вкусом организовать этот с
пылу с жару выдаваемый горячечный бред в хорошую музыку. Без своей группы
Моррисон был бы так же творчески мёртв, как сейчас мертва без него она.
Футболки нынешних фанатов, постеры и обложки компактов, под которыми скрыты современные переиздания всех некогда записанных на плёнку концертов, рабочих и альтернативных версий песен группы, украшены постепенно превращающимся в икону, трафаретным, как Ленин и Че Гевара, ликом Моррисона. "Послушай, парень, вернись-ка обратно, и объяви нас, как следует, - навязчиво доносится с того света, - Группа называется "Doors"..."
1939 – Родилась рок-легенда Тина Тернер (настоящее имя Annie Mae Bullock),- певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8 премий Grammy. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул Королевы рок-н-ролла »»
Tina TURNER (1939)
Rita ORA (1990)