"... приподнять плотную культурную завесу, отделяющую нас от мусульманской культуры" (Николай Дмитриев, глава Дома )
Москва ... ДОМ ....второй день фестиваля ориентальной культуры "По ковру"... Холодным вечером занавес на входе в клуб оказался последней завесой на пути к волшебной музыке qawwali...
Возникшая в Индии около тысячи лет назад в результате безуспешных попыток странствующих суфиев с помощью, пусть и красноречивых, но все таки - слов, объяснить местным жителям все величие и бесконечную мудрость Господа, она была призвана посредством музыки донести сакральный смысл божественного послания непосредственно к душам людей.
Последние мало изменились за прошедшие столетия, а найденная основоположниками стиля формула, в основе которой лежит индийская традиционная музыка и медитативно-экстатическая манера пения, оказалась настолько точной, что до наших дней qawwali не утратила своей актуальности.
И вот пакистанцы Братья Сабри (известные в Европе как SABRI BROTHERS), члены древнего суфийского ордена SABRIA, первые, кто познакомил широкую западную аудиторию с qawwali еще в 1958 году, играют в Москве...
Их часто сравнивают с более известным соотечественником - Нусратом Фатех Али Ханом (Nusrat Fateh Ali Khan), который стал популярен отчасти благодаря успешным совместным проектам с западными музыкантами, в частности с Питером Габриэлом, но именно братья Сабри были первыми, кто познакомил широкую западную аудиторию с qawwali еще в 1958 году.
Говорят, их пра- пра- пра- прадедушка был придворным певцом императора Индии в XVI веке и силой своего голоса творил настоящие чудеса... Легко поверить - Индия вообще располагает к разного рода мистике - а уж в XVI веке ... Особенно легко было в это поверить после полуторачасового сеанса массового гипноза, который братья устроили в ДОМе. Вместо стульев - ковры и подушки, в баре - зеленый чай, пакистанские лепешки, восточные сладости и никакого алкоголя и сигарет: на дворе второй день священного месяца Рамадан. Двое почтенных старцев сидят в центре сцены с peti, а ритм-секция из расположившихся вокруг младших собратьев подпевает, самозабвенно отбивая замысловатый ритм в ладоши и на dholak, и, судя по жестам и выражению глаз, - уходит в астрал уже на пятой минуте каждой из композиций (о продолжительности которых судить сложно, так как привычное ощущение времени быстро теряется). Вскоре начинает казаться, что понимаешь их язык... большинство слушателей с отрешенными лицами, покачиваются в такт музыке... дальше... не знаю, можно ли выразить словами то, что по причине невыразимости словами и привело к появлению qawwali...
По окончании действа слова "Пакистан, мусульманская культура" стали ассоциироваться в первую очередь с исключительно позитивной энергетикой музыки суфиев.
Кстати, одно из главных отличий суфизма от ортодоксального ислама (и уж тем более - от исламского фундаментализма) - в убеждении, что искания божественной Истины, при использовании определенных духовных практик, могут увенчаться успехом (читай - Райским блаженством) еще при земной жизни: это как нельзя лучше удерживает от извращенного толкования священного писания, заставляющего иных недоумков становиться террористами-смертниками и взрывать дискотеку в центре Тель-Авива или идти на курсы пилотов Boeing-747. Достаточно просто читать мудрые суфийские сказки-притчи и слушать qawwali...
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)