В начале 50-х, когда бытовые холодильники только появились, гордые обладатели этого статус-символа устраивали из них настоящее шоу: приглашали соседей, открывали-закрывали дверцу и демонстрировали соседям замороженное мясо и искусственный лед. Соседи ахали и восхищались.
Это трогательное воспоминание детства моих родителей посетило меня на московском концерте Рика Уэйкмана (Rick Wakeman). Клавишные инструменты - тот же холодильник: вещь в хозяйстве наиважнейшая (в хозяйстве прогрессив-рока, я хочу сказать), но на роль гвоздя программы, в отличие от гитары, с трудом годящаяся. По сцене с ними стремглав не побегаешь, сексуальные отношения не изобразишь. Даже особо картинной позы не примешь. Что же до виртуозности игры, то за этим все-таки в консерватории ходят. Потому что, в отличие от прочих рок-инструментов, не говоря уж о вокале, клавишные - это то же пианино, техника звукоизвлечения ничем не отличается.
"Шоу клавишных" могло существовать, только пока оно было в новинку.
В начале 70-х так оно и было. Берет человек аккорд на клавиатуре, ан звучит не
жиденькая электропианола, а могучий орган или даже целый симфонический оркестр
- и зал замирает от вострога.
Кроме того, в новинку было, что "и крестьянки чувствовать умеют",
т.е. что и волосатые рокеры знают, оказывается, Грига и Хачатуряна. (И не
важно, что дело не шло дальше попсовейших "Замка горного короля" и
"Танца с саблями").
Понятно, что сейчас, когда библиотеки сэмплов продаются, как мотки шерсти, а с
симфоническими оркестрами не выступает только ленивый, "шоу клавиш"
как-то само собой сошло на нет. Ну, точенее, заняло свое место - небольшой
инструментальной паузы в концерте. Возник вопрос - а что кроме?
Уэйкману ответить на него оказалось нечего. Его нынешний "English Rock
Ensemble' не в состоянии предложить слушателям ничего, кроме общих мест
арт-рока, клишированных легионом ВИА до такой степени, что уже неважно, сам ли
Рик эти клише некогда изобрел, или кто другой.
Сильно разочаровала и "рок-классика". Посреди концерта Уэйкман
действительно заиграл вдруг звуком большого барочного органа знаменитую
баховскую токатту ре-минор. Причем не заезженную первую фразу, а вторую, не
менее, впрочем, узнаваемую. Я встрепенулся: неужели маэстро сыграет великое
произведение, пусть по-своему, но целиком? Увы, музыкант повторил одну эту фразу
десяток раз, варьируя звучание,- и этим дело кончилось.
Повторяю: может быть, в свое время это и поражало слушателей самими
возможностями "Хаммондов" и "Роландов", но сейчас этого
явно маловато.
Поэтому кульминацией кремлевского концерта стал не сей квазиклассический
экзерсис, а трогательная сцена, когда Рик вышел из-за своих клавиатур,
окружавших его со всех сторон, подошел к стоявшему одесную сыну Адаму,
также окруженного грудой клавиш, и обнял его со спины - так, что блестящий
рыцарский плащ, в который Уэйкман-старший был облачен, покрыл и
Уэйкмана-младшего. Очень душевно выглядело.
Кстати, Уэйкман-младший в тех немногих местах, где он солировал, оставил самое
благоприятное впечатление. Он не пытался перещеголять своего отца беглостью
пальцев и размахом аккордов (ладони у Уэйкмана-старшего, надо сказать,
совершенно громадные - настоящие ручищи пианиста. Когда мы обменялись с ним
рукопожатием, моя рука ушла в его как в муфту), а играл очень лаконично и
осмысленно, совсем по-джазовому.
Это была кульминация, так сказать, эмоциональная. Кульминация же музыкальная, как и полагается, была отнесена на конец. Это были отнюдь не номера самого Уэйкмана, а 'Heart Of The Sunrise' (номер Yes из Fragile) и, на бис, "Элеонора Ригби". Только Уэйкман зачем-то сыграл ее 32-ми нотами.
Накануне, на пресс-конференции, композитор клеймил сэмплеры, форматное радио и
горячо уверял, что концерты скоро станут снова такими, как были в 70-е годы -
инструменталисты-виртуозы и никаких наложений.
В целом я с ним горячо согласен. Только вот вчерашний концерт показал, что даже
если музыка и "проделает полный круг", то вернется уж точно не к
арт-року. Холодильниками уже никого не удивишь.
Дата рождения:
18 мая 1949
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)