Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть четвертая, военно-полевая.

Если вы всерьез заинтересованы в карьере музыкантов, вам периодически придется выступать с концертами. Будьте требовательны к себе. Старайтесь быть самой лучшей группой из выступающих. Как это сделать? Очень просто... Сегодня мы расскажем вам, как выжить на собственных выступлениях и приобрести поклонников.

КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕРТА
Как выжить на собственных выступлениях и приобрести поклонников.

Если вы всерьез заинтересованы в карьере музыкантов, вам придется выступать с концертами. Полезно отслеживать информацию в местных СМИ, чтобы знать заранее места, где можно выступить.
Часто, особенно поначалу, вам придется выступать в сборных концертах с другими группами. Иногда в таких концертах занято по 3-5 команд за вечер, и молодым музыкантам приходится выступать в наиболее экстремальных условиях: разогревать "звезд", часто без саундчека и нормальной настройки.

Будьте требовательны к себе. Старайтесь быть самой лучшей группой из выступающих. Как это сделать? Очень просто. Если вы видели выступления групп, с которыми вам предстоит играть, то уже представляете себе их стиль, репертуар, манеру держаться на сцене. Вы знаете их сильные и слабые стороны, и можете продумать свое выступление так, чтобы выглядеть на их фоне вполне неплохо.
Если группы, с которыми вы выступаете, вам неизвестны, понадобится небольшая разведывательная работа. Найдите и послушайте их записи, поговорите с людьми, которые видели их выступления, с самими музыкантами. Проанализируйте полученную информацию: то, что у них получается плохо, у вас должно быть хорошо; то, что у них получается хорошо, у вас должно быть еще лучше. Они - ваши конкуренты. Но нельзя идти с ними на конфликты и устраивать им диверсии. Побеждайте достойными методами. "Избирают путь войны только те, кто не умны!" Возможно, вы лично завтра будете играть в какой-то из этих групп или кто-то из них будет играть в вашей.

В первое время, чтобы заявить о себе, вам придется выступать бесплатно. Не перестарайтесь: если вы будете слишком часто выступать бесплатно, вам будет трудно потом заставить организаторов концертов платить вам. Можно сделать две программы - одна для бесплатных концертов, другая - для платных. Если ваша группа слишком большая или громкая для какого-то концерта, можно выступить в сокращенном составе (солист + гитарист, солист + клавишник), либо под фонограмму "минус один". Возможен и "промежуточный" вариант - записывается фонограмма ритм-секции (бас + ударные), остальные музыканты играют "живьем".(Так иногда работает В.Сюткин.)
-Сколько нужно барабанщиков, чтобы сменить перегоревшую лампочку?
-Семь. Один будет держать лампочку, а шестеро остальных напиваться до тех пор, пока комната не закружится в нужную сторону.

Планируйте концерты заранее. Как это сделать:
- ищите любую возможность выступить;
- заранее готовьтесь к разговору с организаторами концертов. Вам придется убеждать их включить вашу группу в программу.
- приготовьте демо-материалы для организаторов: кассету (CD), графические материалы, видеозаписи ваших выступлений (как их составить, мы рассказывали в прошлый раз). Не посылайте материалы по почте, отдайте их лично в руки. Обычно человек слушает музыку лишь 20-30 секунд, и сразу начинает высказывать свое мнение. Если вы находитесь рядом, вас могут попросить рассказать о вашей группе.
- К демо-записи приложите фотографию группы, пресс-релиз, список песен, которые вы планируете исполнить (но не все ваши песни, оставьте что-то в запасе).
- Не стесняйтесь рекламировать себя, упоминайте обо всех своих последних достижениях.
- Постарайтесь найти энергичного человека на роль администратора (менеджера). В США и Европе менеджер группы получает обычно 10-15 процентов доходов, хотя бывают исключения (менеджер The Beatles Брайан Эпстайн получал 25 процентов от ВСЕХ доходов группы, т.е. больше любого из битлов).

КОНЦЕРТ В РАЗРЕЗЕ
Если вы раньше никогда не выступали на сцене, вам пригодятся некоторые советы.

Можно порекомендовать такой порядок: выступление 45-50 минут, перерыв 10-15 минут; либо через 1.5 часа перерыв на 30 минут. Но если публика в зале танцует, попробуйте играть без остановки столько, сколько у вас хватит сил.
В клубных концертах могут быть большие паузы (по 30-40 минут) через 3-4 часа выступлений (т.е. через 3-4 отделения по 45-50 минут с паузами соответственно 10-15 минут). Если вы играете на свадьбе, во время выступления неизбежно будут паузы. Если где-то вам предлагают выступать в течение 2 часов, будьте готовы выступать 2,5 часа. Перед выступлением выясните у организаторов заранее, чего они от вас ожидают, какая публика чаще всего ходит в их клуб или ожидается на концерте. Не бойтесь задавать вопросы.
Будьте точны. Заранее приготовьте программу в соответствии со временем, которое вам отводится. Если вам отводят 1 час - программа должна длиться 1 час. Если вы выступаете в сборном концерте, сделайте свое выступление кратким, но запоминающимся.
Не затягивайте время между песнями. 15 секунд паузы покажутся слушателям вечностью. 5 секунд - нормальная пауза. Если пауза затягивается до 2 минут - значит вы неорганизованны, и не готовы выступать живьем. Заранее приготовьте список песен и следуйте ему.
Заранее перед концертом настройте и проверьте инструменты и аппаратуру.
Не позволяйте себе и своим музыкантам употреблять алкоголь и наркотики перед концертом. Некоторым кажется, что это позволяет им быть раскованнее на сцене, но взгляд из зала говорит обратное.
Держите напитки и зажжённые сигареты подальше от аппаратуры и инструментов.
-Зачем был изобретён синтезатор?
-Чтобы музыкантам было куда ставить пиво.

Важно помнить: каждый ваш концерт - шанс заполучить еще нескольких поклонников.
Никогда не настраивайте против себя публику и организаторов концерта. Разъярённая публика может начать кидать на сцену бутылки и стулья, это повредит вашу аппаратуру и покалечит вас. Если благодаря вам публика устроит погром в зале - будьте уверены: выступать в этом зале вам больше не придётся.
Если возможно, после концерта походите в толпе зрителей и послушайте, что о вас говорят.

Никогда не позволяйте никому из зрителей , особенно пьяным, подниматься на сцену! - они могут что-нибудь сломать
- они могут сказать в микрофон что-то, что настроит против вас публику или организаторов концерта
- могут травмировать себя или вас

Если выступаете на открытом воздухе, требуйте от организаторов навеса или крыши над сценой. Это убережёт вас и вашу аппаратуру от перегрева и дождя.
Не раздражайтесь по мелочам во время выступления. Никогда нельзя всего предусмотреть заранее. Всегда случится что-то непредвиденное. Имейте в запасе резервные кабели, струны для гитар, отвёртку, изоленту, скотч.
Настройтесь перед выступлением положительно.
Не ругайтесь между собой на сцене. Всё обсудите после концерта.

Кроме этих вполне очевидных вопросов есть ещё ряд моментов, которые упускают даже известные музыканты, имеющие солидный концертный опыт.

Музыкантам часто приходится выступать в местах, не приспособленных специально для этого, в условиях, далёких от идеальных. Приходится видеть, что музыканты сидят в тёмном углу, публика безразлично болтается по залу, рядом бормочет телевизор. Если вы не заставите публику обратить на вас внимание - можете ставить крест на своей карьере.
Если вы не заставите людей смотреть на себя, вы тем более не заставите их слушать вас. Вас должно быть хорошо видно из всех точек зала, и не менее хорошо слышно. Перед выступлением задайте себе вопросы: можно ли убрать или развернуть стулья, стоящие спиной к сцене? Видно ли сцену от стойки бара? Можно ли выключить телевизоры? Можно ли вам сидеть на сцене или обязательно стоять, чтобы вас было хорошо видно отовсюду?
В начале выступления сфокусируйте своё внимание на людях, сидящих за ближайшими к вам столиками. Если они заинтересуются вашим выступлением, их состояние постепенно передастся остальной части публики. Возможно, вы сперва почувствуете какое-то неприятие, отсутствие контакта с аудиторией. Вам придётся проявить такт и выдержку, чтобы получить положительную обратную связь.

Освещение. Многие музыканты слишком привередливы к нему. Они предпочитают играть в полумраке: свет бьёт в глаза, лампы слишком яркие, от них жарко. Это все так. Играть в темноте - лучший способ быть незаметным для публики. Многие залы и клубы не имеют соответствующего освещения сцены, поэтому стоит позаботиться о нём заранее. К тому же часто возможности стационарных осветительных приборов не соответствуют вашему замыслу. Следовательно, стоит подумать о собственном световом оборудовании.

Важный вопрос для любого исполнителя - обратная связь с залом. Исполнение в полумраке снижает возможности обратной связи. Как воспринимается та или иная песня? Как публика реагирует на отдельные элементы концерта? На ваш словесный диалог с публикой и ваши комментарии к песням? Полумрак, вялое выступление заставят людей скучать, разговаривать между собой, пересаживаться и выходить из зала. Если вы получаете процент от проданных билетов, организаторы концерта не будут вами довольны.

Если вы - опытные музыканты с хитовым репертуаром, это ещё не значит, что ваше выступление будет иметь успех. Чтобы повысить свои шансы на успех , нужно следующее:
- Сделайте запоминающееся вступление. Кто-то использует диковинные костюмы, кто-то - театрализованное действие. Придумайте что-то оригинальное, но соответствующее вашему музыкальному материалу. Нужно с первых же минут захватить внимание слушателей. К примеру Олег Скрипка из группы Воплi Вiдоплясова предваряет каждую песню забавными стишками на суржике, Ария устраивает фейерверки, Колибри изобретают затейливые одеяния, а Армен Григорян из Крематория неоднократно сжигал свою знаменитую черную шляпу.
- Одевайтесь соответствующим образом. Одежда - самый лёгкий способ выделиться из толпы, не так ли?
- Завлекайте публику разговорами - кто вы, откуда , где выступали, ваши хобби и т.д. Люди должны заинтересоваться вами настолько, чтобы им хотелось поговорить с вами после концерта.
- Заранее составьте список песен и придерживайтесь его во время выступления. Учитывайте смены быстрых и медленных песен, оригинального материала и кавер-версий и т.д.
- Ваша речь, комментарии между песнями должны быть грамотными и разнообразными. Варьируйте темп речи и тембр голоса. Учитесь у людей, часто выступающих с эстрады. Заранее продумайте свою речь. Напишите её на бумаге и выучите. Это будет лучше, чем неуклюжие попытки импровизировать со сцены.
- Делайте выступление разнообразным. Пойте a capella (без аккомпанимента), акустические баллады (при основном электрическом репертуаре), используйте пародии на известные хиты
- Мобилизуйте свое чувство юмора. Пойте весёлые песни (хотя бы в конце программы), рассказывайте анекдоты и смешные истории. Люди пришли отдыхать! Не стоит грузить их философскими вопросами.
- Избегайте пауз. Настройка гитар, совещания на сцене - большой соблазн для публики пойти покурить и не вернуться. Сделайте ваше выступление "безшовным", безостановочным.
- Двигайтесь, используйте все возможное пространство. Заставьте зрителей вертеть головами.
- Заставьте публику участвовать в представлении - подпевать, хлопать в ладоши, танцевать.
- Зритель не должен видеть, что вам трудно на сцене, что какие-то номера даются вам тяжело. В глазах зрителей вы должны делать всё с удовольствием для себя.
- Используйте видео-эффекты (слайды, кинопроекции и т.д.) 80 процентов информации человек получает зрением. Возможно, вам не удастся создать шоу, по зрелищности равное Pink Floyd, но что мешает к этому стремиться?
- Сделайте запоминающуюся и эффектную концовку. Это может быть что-то грандиозное или наоборот, тихое и успокаивающее.

Учитесь у других и у себя.
- Смотрите концерты мировых звёзд.
- Записывайте свои выступления. Для начала - на аудиокассету. Послушайте её и отметьте всё, что вам не понравилось. Над этим придётся работать.
- Запишите своё выступление на видео. Видеозапись - безжалостное зеркало. Впервые посмотрев своё выступление со стороны, вы впадёте в ужас. Есть, над чем поработать, не так ли? Не убивайтесь. Видеозапись - лишь информация о прошлом. Прошлого больше нет.
Анализируя аудио- и видеозаписи своих выступлений, исправляя ошибки, вы с каждым разом будете выступать всё лучше и лучше. Прогресс не заставит себя ждать.

24.11.2001, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: