Итак, вы собрали группу, и уже давно репетируете, периодически играя по небольшим клубам. Настала пора "выйти в люди". После нескольких месяцев репетиций и концертов сделайте демонстрационную запись, фотографию группы и пресс-релиз. В пресс-релизе напишите кратко и доступно биографию группы, информацию об участниках, список мест, где вы выступали, не забудьте описать стиль музыки, которую вы исполняете. Все эти материалы делайте в расчете не на музыкантов, но на людей, имеющих отношение к музыке (владельцы ночных клубов, менеджеры радиостанций и т.д.).
МАРКЕТИНГ. ОБЩАЯ ПОЛИТИКА.
Основные направления раскрутки группы:
1. Запись демо-кассет (CD). Это первое, что нужно сделать. Очевидные места
распространения - радиостанции, клубы, дискотеки, фирмы грамзаписи, оргкомитеты
конкурсов и фестивалей.
2. Организация выступлений в клубах. Возможно - совместно с другими группами.
Не стоит ждать от этих выступлений больших заработков.
3. Фестивали и концерты на открытом воздухе. Эти мероприятия планируются
заранее, у вас есть время связаться с организаторами. Не брезгуйте утренними
выступлениями: принимайте с благодарностью публику из двух человек, ведь эти
двое - ваши потенциальные фаны.
4. Выступления "на разогреве" у известных исполнителей. Многие звёзды идут
навстречу молодым. Это отличная возможность поиграть на хорошей аппаратуре,
перед большой аудиторией, заработать деньги и связи.
5. Доски объявлений в институтах, общежитиях. Сделайте флаеры, афиши
предстоящих выступлений (см. Графические материалы). Не забудьте контактную информацию.
6. Местные радиостанции. Многие из них предоставляют в эфире место молодым
музыкантам. Отнесите свои демо-материалы на радио, отдайте лично в руки
менеджеру или редактору. Получите список предстоящих мероприятий.
7. Создание своего www-сайта. Никогда не пытайтесь делать его сами, если вы -
не профессионалы в области веб-дизайна. Лучше вообще никакого сайта, чем
непрофессиональная страничка с кучей ошибок.
8. Cоздавайте базу данных: адреса, e-mail, телефоны, www-адреса. Нет базы -
купите Российский Музыкальный Ежегодник, там есть все основные адреса
организаций и СМИ.
ДЕМОЗАПИСЬ.
Прежде, чем создавать демозапись, спросите себя: для кого она
предназначена? Если вы делаете её для рекорд-лейбла, там скорее всего будут
обращать внимание на оригинальность материала, нестандартные музыкальные
решения. Если вы делаете запись для владельцев клубов, им важно ваше умение
"завести" людей, заставить их танцевать и веселиться, т.е. прийти в клуб ещё
раз. Для радиостанции важно соответствие формату - той музыке, которую передаёт
эта станция, а так же продолжительность песен (3-3,5 минуты максимум).
Записывайте то, что от вас хотят услышать. Как учили еще Дейла Карнеги, червяк
должен быть по вкусу рыбе, а не рыбаку. Но в любом случае нужно постараться
сделать запись как можно более качественно.
Если вы со своей группой планируете записываться в профессиональной студии,
заранее отрепетируйте весь материал до автоматизма. Это позволит, помимо
прочего, сэкономить на студийном времени. Первый LP The Beatles "Please,Please
Me" был записан за один день - 14 песен за неполные 12 часов, с учетом всех
дублей, наложений и изменений в аранжировках!
При наличии компьютера и соответствующих программ вы сможете записать
приличное демо даже дома. Можно делать любое количество дублей,
экспериментировать со звуком и эффектами.
Как выглядят ваши CD
(кассеты)? Их оформлению мы посвятили отдельную
часть ниже. По одежке встречают. Если вы записываете демо на кассету - купите
лучшую. Если используете старую - сотрите всё, что на ней было записано раньше.
В случае с кассетой возможен такой вариант: на одну сторону записываете
сокращённые варианты песен (вступление-куплет-припев- соло-кода). Они займут
30-50 процентов звучания песни. На другую сторону записываете полные варианты.
Количество песен - не менее 3. Лучше 4-5. Первой ставьте самую лучшую
песню. Не стоит включать те песни, которых нет в вашем постоянном
репертуаре, записанные раньше с другими людьми.
Надпишите кассету или CD, не только обложку, но и сам "кругляш". Обязательная
информация: название группы, альбома, год, название треков. Иначе велика
вероятность, что диск просто-напросто потеряют.
Перед отправкой послушайте мнение других людей о вашей записи. Не спорьте,
выслушайте до конца. Возможно, самая значимая для вас песня не произведёт
впечатление, а запомнится совсем другая. Если несколько человек обратят
внимание на один и то же недостаток - есть, о чём подумать.
Не показывайте незавершённую работу. Но если вас что-то не устраивает в
готовой вещи - не поленитесь переиграть, переделать аранжировку, текст. У вас
только один шанс произвести впечатление, другого может не быть!
Послушайте вашу запись на разной аппаратуре. Она должна прилично звучать как
на hi-fi-центре, так и на дешёвой "мыльнице". Возможно, "нужные люди" будут
слушать ее в машине или в плеере, по дороге на работу.
Обязательно оставьте себе контрольный экземпляр записи, причем на разных
носителях (CD-ROM, аудио-CD, кассета, жесткий диск компьютера).
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Профессионально выполненные графические материалы - решающая часть эффективной
раскрутки. Очень часто мнение о группе складывается больше благодаря
визуальному образу, чем аудиозаписям. Демо-кассету (CD) с интересной обложкой
будут слушать с большим интересом, чем нечто невзрачное с кривой надписью.
Раскрутка через Интернет также потребует от вас графических материалов.
Запоминающаяся, четкая графика может принести вам успех и много $$$!
Помните: все графические материалы должны включать контактную информацию:
телефон с кодом города, e-mail, www-адрес.
ЛОГОТИП И ФОТОГРАФИЯ
Логотип, как и название группы,- ваша торговая марка. Логотип должен быть
чётким, узнаваемым и легкочитаемым, особенно на расстоянии. Это может быть
эмблема, особое написание названия, затейливый символ или что-то еще. Лучше, если
разработкой логотипа займется профессиональный дизайнер, т.к. логотип -
важнейший элемент, который нужно использовать во всех графических материалах.
Сделайте качественную фотографию группы. Фотография - первое, на что будут
обращать внимание. Можно попросить друга щелкнуть вас дешёвой мыльницей. Это
наихудший вариант. Обратитесь к профессиональному фотографу. Результат будет на
порядок лучше. Проверено.
Ваши графические материалы должны подчеркивать образ вашей группы,
соответствовать стилю вашей музыки, и вашему сценическому имиджу. Ваша цель -
заставить людей сказать: "Смотрите-ка, группа N! Посмотрим, на что они
способны!" Это может быть реакция на логотип, компоновку материала,
цветовые сочетания, типы шрифтов, фотографию или на все это вместе.
Помните: идеи окружают нас повсюду. Держите глаза открытыми.
САМ СЕБЕ ДИЗАЙНЕР
Не будучи дизайнером, вы сами можете выбрать шрифты и символы, чтобы создать
соответствующий имидж. Многие компьютерные программы имеют различные наборы
шрифтов. Главное - не перестарайтесь. Не используйте много типов шрифтов
одновременно. Вполне хватит двух - один для заголовков, другой для основного
текста. Можно самостоятельно создать логотип, используя объёмные шрифты. Массу
шрифтов и символов можно найти в Интернете.
Помните: всегда перечитывайте все материалы! Когда долго работаете над ними,
можно упустить ошибки и опечатки. Попросите кого-нибудь перечитать готовый текст.
РАБОТА С ДИЗАЙНЕРОМ
Профессиональный дизайнер может значительно облегчить вам жизнь. В зависимости
от вашего бюджета вы можете заказать лишь создание логотипа или что-то большее.
Можно скомбинировать логотип и контактную информацию как единый элемент. Но
всегда проверяйте, чтобы графические элементы четко смотрелись, как в цветном,
так и в чёрно-белом исполнении и были читаемые. Однажды созданный логотип с
контактной информацией вы сможете использовать повсюду. Это хороший способ
оставлять свои координаты на всей исходящей корреспонденции.
Не думайте, что достаточно прочитать руководство по Photoshop и ваши материалы
будут выглядеть О.К. Не будут. Но есть несколько вариантов работы с дизайнером:
- Дешево и сердито. Студенты, будущие дизайнеры.
- Путь средней стоимости. Безработный художник-дизайнер. Этого народа полно
вокруг, особенно в Интернете.
- Тяжёлый случай. Рекламное или дизайнерское агенство.
Помните: в работе с дизайнером должно быть взаимное уважение. Выбирайте такого,
с которым вам легко и приятно работать. Начинайте с маленьких работ, прежде чем
перейти к долговременному сотрудничеству.
ВЫБОР СПОСОБА ПЕЧАТИ
Зависит от того, что именно и каким тиражом вы собираетесь печатать. Бывает,
что издательства и типографии специализируются на чём-то конкретном. Если вы
собираетесь сделать 10-20 вкладышей для демо-кассет, то наилучший способ -
цветной принтер. Если же вам нужно сделать постеры, плакаты, афиши или те же
вкладыши, но в большом количестве - без услуг типографии не обойтись! Интересный
вид графических материалов - наклейки и футболки с логотипом группы.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ.ОФОРМЛЕНИЕ КАССЕТЫ, CD
Все обложки ваших CD должны нести какой-то основной элемент, подчеркивающий
характер вашей музыки. Отправляя свои демо-записи, помните следующее:
рекорд-лейблы и радиостанции получают их десятками в день. Нужно, чтобы ваш CD
выделился среди прочих, хотя бы обложкой. Разложите несколько CD и ваш демо
среди них и посмотрите: как он смотрится? Можно ли его выделить на полке среди
других CD? Хорошо ли читаются надписи и названия? С полученными демо-записями в
редакциях не церемонятся. Ваш CD может валяться где попало, вкладыши и обложки
могут потеряться. Поэтому ставьте контактную информацию как на сам CD, так и на
вкладыши и обложки (хотя бы номер телефона с кодом города и e-mail).
Помните: если у вас есть web-сайт, ставьте его адрес на всё, что производите!
ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ФЛАЕРЫ И РЕКЛАМНАЯ РАССЫЛКА.
Если вы хотите сделать себе рекламу путем распространения флаеров и/или
почтовых открыток, ваша задача заставить человека прочитать материал, не
выбросив не глядя. То же касается пресс-релизов и текстовой информации к демо-записям.
Избегайте типовых ошибок:
1. Не пытайтесь втиснуть во флаер (открытку) слишком много информации. Один
флаер - одна основная мысль (предстоящий концерт, выход CD, участие в радио-шоу
). Если нужно представить несколько событий, сделайте флаер отдельно к каждому
событию. Флаер должен читаться с первого взгляда, не дольше 5 секунд.
2. Не используйте одновременно много размеров и типов шрифтов. Достаточно
одного размера, максимум - двух на один флаер. Используйте один размер шрифта,
но по-разному - курсив, объёмный, наклонный. Не используйте слишком мелкий
шрифт, пытаясь включить больше информации. Избегайте необычных, плохо читаемых
шрифтов. Можно использовать один тип шрифта для основного текста (около 80
процентов) и другой тип - для заголовков и выделения важной информации в тексте
(около 20 процентов).
3. Важная информация должна быть на виду. Печатайте её другим шрифтом, курсивом
или в рамке, не прячьте её в глубине текста.
4. Делайте материал визуально привлекательным. Используйте фотографии,
картинки, не обязательно цветные, но обязательно качественные. Используйте ваш
логотип и обложки ваших CD.
5. Не забывайте контактную информацию. Хотя бы номер телефона с кодом вашего города.
6. Не забывайте перечитывать готовый материал и проверять грамматику. Впрочем,
это относится ко всему, что вы производите - начиная от текстов песен, кончая
письмами в редакции.
КАК ОТПРАВИТЬ ДЕМО-ЗАПИСЬ
Есть несколько простых способов сделать так, чтобы вашу запись послушали:
1. Сделайте интересный пресс-релиз (см. Графические материалы).
Отпечатайте его на компьютере или хотя бы на машинке. Не более 2 страниц
машинописного текста. Укажите состав группы, авторство песен, кратко информацию
о каждом участнике, биографию группы.
Проверьте грамматику!!!
2.Сделайте качественное фото группы, на обороте подпишите название группы и
контактную информацию.
3. Если есть, приложите копии рецензий из прессы на ваши CD и выступления.
4. Отдельно напечатайте тексты песен, включённых в запись.
5. Заранее узнайте точный адрес и имя получателя. Не просто EMI-Records, а
конкретно - почтовый адрес, отдел компании, где принимают демо-записи, имя
человека, который этим занимается. Иначе ваша запись потеряется и пропадет.
Помните: дважды проверяйте написание всех адресов, в которые вы обращаетесь!
Проверяйте номера телефонов и адреса e-mail.
6. Напечатайте письмо (1 страница), объясняющее цель вашего обращения.
Обращайтесь конкретно к каждому адресату.
7.Положите все материалы в папку (файл), письмо с обращением и фотографию -
сверху. Если вы отправляете материалы за рубеж, нужно оформить всё через
специальное таможенное почтовое отделение. Таможенник обязан прослушать вашу
запись - не полностью, возможно лишь отдельные фрагменты выборочно.
8.Запечатайте все материалы в пакет или бандероль, аккуратно подпишите адрес
получателя и обратный адрес, наклейте необходимые марки.
После отправки материалов не стоит звонить и напоминать о себе. Если вами
заинтересовались, вас найдут. Если вы хотите отправить демо в виде МП3-файла,
обязательно узнайте у адресата заранее, можно ли это сделать. Многие
фирмы (Mute Records и Звуки.Ru, к примеру) специально предупреждают, что не
принимают демо-записи в виде МП3-файлов.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)