Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам. Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки... Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия состояла в следующем. Музыкантам
позарез хотелось принять чьё-нибудь имя (на манер Uriah Heep или
Jetro Tull). Рассмотрев несколько вариантов (предполагался в частности,
"Жак Ив Кусто"), решили отдать предпочтение сочинительнице
детективных историй Агате Кристи. Название оказалось удивительно созвучным
страшноватой, и вместе с тем по-английски стильной музыке группы, которая уже
тогда плохо вписывалась в какие-либо рамки. Слишком агрессивна и психопатична
для арт-рока. Слишком аккуратна для панка. Слишком манерна для харда...
К 1989 году после записи нескольких малоинтересных демо-альбомов
("Если" (1985), "Свет" (1987), "Второй Фронт"
(1988)) состав был укомплектован новым барабанщиком Альбертом Потапкиным
(ех-Наутилус Помпилиус). А Кузнецова сменил младший брат Самойлова
Глеб, успевший к тому времени поучаствовать в написании нескольких песен
для последнего демо. Кузнецов же остался с группой в качестве звукоинженера.
Записанная в 1989 году программа "Коварство И Любовь", стилистически
балансирующая на стыке истерического опереточного глэм-рока а-ля Sparks
и пост-панка Cure с элементами готского хоррора Damned, принесла
группе первый успех. Практически год спустя (небывалая скорость по тем
временам!) группа уже выступала на ТВ с боевиками "Инспектор по...",
"Вива, Кальман!", "Собачье Сердце", "Праздник
Семьи" и "Африканка". Официальная версия альбома вышла в свет в
начале 1991 года.
Это было что-то новенькое. В отличие от большинства отечественных групп (до сих
пор формирующихся вокруг одного парня с акустической гитарой), в составе
АК присутствовало сразу трое вокалистов с различными манерами исполнения
(задумчиво-меланхоличной у Глеба, взвинченно-опереточной у Вадима и
угрожающе-"гнилой" у Козлова). Интриговал публику и ещё более
зловещий, нежели у их коллег по жанру НП сценический облик. Некоторое
время Вадим Самойлов выступал во фраке, что в сочетании с мрачноватой музыкой
группы вызывало несколько вампирические ассоциации. Не менее загадочно выглядел
и Глеб, игравший в то время исключительно сидя. "Он что - паралитик?"
- сыпались недоумённые вопросы. На самом же деле близорукий и на всё
натыкающийся Глеб просто стеснялся первое время двигаться по сцене.
В 1991 году группа выпустила альбом "Декаданс" - менее "опереточный" и менее удачный. Основная концепция диска - сумрачное состояние души, страхи, нервозы и пр. - оказалась слишком "колючей" для широких слоёв публики. В хиты вышли лишь заглавная композиция и очередной "ужастик" "Мотоциклетка", выдержанный в традициях рассказа А. Грина "Серый Автомобиль", хотя и другие номера этого диска (глумливо-фрейдистские "Эксперимент" и Пулемёт Максим", клаустрофобическая "Шпала" и параноидальный "Красный Петух") были весьма интересны. Повторить успех программы "Коварство И Любовь" с тех пор так и не удалось - каждый новый альбом теперь отмечался в хит-парадах одним-тремя хитами.
Следующий диск "Позорная Звезда" (1993) прославился садомазохистскими
шлягерами "Как На Войне" и "Истерика". Музыка группы стала
несколько более "механистичной". К этому моменту оба брата играли на
гитарах, басовые партии исполнял одновременно с клавишными Козлов, а новый
ударник Андрей Котов появлялся главным образом на концертах - в студии
группа предпочитала программированные ударные.
Альбом 1995 года "Опиум" отличался странным сочетанием прозрачного
гитарного саунда в духе Криса Айзека и Роя Орбисона с жёсткими
клавишными конструкциями в стиле техно. Хит-лист группы пополнился песнями
"Чёрная Луна", "Сказочная Тайга" и "Опиум Для
Никого". А номера "Абордаж" и "Насилие" продолжали
развивать садомазохистскую тематику.
Примерно в это же время Глеб Самойлов выпустил сольный концептуальный альбом
"Маленький Фриц", производящий впечатление отвергнутой группой
демо-версии новой программы (как ни странно, вошедшая на этот диск песня
"Партизаны" исполнялась всей группой на концертах). В записи приняли
участие старый коллега Кузнецов и культовый екатеринбургский звукорежиссёр
Александр Пантыкин. В противоположность легковесным техно-опусам
"АК" альбом был выдержан в жёстких и плотных, практически
индустриальных тонах. А старший брат Вадим в это время самовыражался, как
продюсер, принимая участие в записи нового альбома Наутилус Помпилиус.
После завершения первого этапа экспериментов с техно (альбом ремиксов "Героин") АК предприняли попытку вернуться к старому звучанию. Диск 1997 года "Ураган" был не особенно успешен (в хиты, да и то с некоторым опозданием, попала лишь композиция "Моряк"). Как ни странно, возобновление изысканий в области техно через год принесло группе чуть больший успех: две песни с альбома "Чудеса" ("Ковёр-Вертолёт" и "Дорога Паука") тут же попали в хит-парад MTV.
В 2000 году АК неожиданно вернулись к стилистике альбома "Декаданс" с новой программой "Майн Кайф?", вновь попав в хит-парады с песнями "Пуля" и "Секрет". Один из сингловых вариантов последней песни имел намеренно-готическое звучание. Было удивительно, что группа, долго и осторожно "ходившая на цыпочках" вокруг данного стиля, обратилась к нему именно теперь. Одно жаль - в последние годы "АК" почти не исполняют принесшие им успех номера из программы "Коварство И Любовь".
В марте 2001 года скоропостижно скончался в результате сердечного приступа Александр Козлов. Братья Самойловы заявили, что замены покойному группа искать не собирается - все клавишные партии даже на концертах вплоть до 2008 года действительно воспроизводились секвенсором.
Следующие два года группа гастролирует мало, музыканты занимаются сторонними проектами. Вадим Самойлов продюсирует группы "Смысловые галлюцинации" и "Чичерина", участвует в записи альбома "Тень вампира" группы "Пикник". В феврале 2003 года Агата Кристи отмечает 15-летие большим концертом в Лужниках. В этом же году АК выпускает сборник "Скаzки", в который вошли несколько новых песен, а уже в 2004 выходит полноценный альбом "Триллер. Часть 1". Песни "Триллер" и "В интересах революции" быстро заняли верхние строчки хит-парадов, группа стала неожиданно часто появляться на телеэкране - в новогодних программах "Неголубой огонек" и "Первая ночь с Олегом Меньшиковым", клип на "Триллер" попал в ротацию всех музыкальных каналов. На пластинке группа снова пытается экспериментировать со звуком и компьютерной обработкой голосов, снова поет про грязь, кровь и любовь, но до популярности и оригинальности предыдущих альбомов явно не дотягивает.
На следующие 4 года группа снова перестает активно сотрудничать. Вадим Самойлов пишет музыку для фильма Алексея Балабанова "Мне не больно", а также занимается благотворительным проектом "Рокгерой", цель которого - помощь молодым музыкантам. Глеб Самойлов в это время выступает сольно или, например, устраивает творческие вечера с Александром Ф. Скляром, где поет песни Александра Вертинского. В 2008 году на свое 20-летие группа играет 2 очередных больших концерта в Москве и Санкт-Петербурге и выпускает коллекционное переиздание всех своих альбомов. А уже в октябре АК покидает барабанщик Андрей Котов.
В начале 2009 года группа Агата Кристи заявляет о прекращении совместной деятельности. Музыканты аргументировали это решение желанием заниматься другими проектами без оглядки на двадцатилетнюю историю группы. Братья Самойловы анонсировали прощальный тур под названием "Эпилог", результатом которого станет запись одноименного альбома. Для этого АК в последний раз расширяет состав - новыми участниками группы становятся барабанщик Дмитрий "Snake" Хакимов ("НАИВ") и клавишник-басист Константин Бекрев ("Мир Огня"). Ни тот, ни другой составы своих родных групп не покидают, а в Агату приходят только на время прощального тура и записи альбома, чем группа и занимается до лета 2010 года. Последней точкой в истории "живой" Агаты Кристи стало выступление на фестивале Нашествие 10 июля 2010-го, а 19 июля в продажу поступил альбом "Эпилог" и DVD с фильмом о группе.
После распада АК Глеб Самойлов создал группу "Глеб Самойлoff & The Matrixx", Вадим продолжает заниматься продюсерской деятельностью.
Дискография:
1988: - "Второй Фронт"
1989: - "Коварство и Любовь"
1990: - "Декаданс"
1993: - "Позорная Звезда"
1994: - "Опиум"
1996: - "Ураган", "Heroin 0 (remixed)"
1998: - "Чудеса", "Два korablya (remixed2)", "10 лет жизни"
2000: - "Майн Кайф?", Максисингл №1 "Секрет", Максисингл №2 "Выпить море"
2001: - Максисингл №3 "Ein Zwei Drei Waltz"
2002: - "Избранное"
2003: - "Сказки"
2004: - "Триллер. Часть 1"
2010: - "Эпилог"
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)