Родившийся 30 сентября 1946 года Марк Фельд с детства бредил музыкой. Вряд ли он помышлял о музыкальной карьере, как таковой - скорее всего, музыка уже тогда представлялась ему дорогой в какой-то неописуемо прекрасный волшебный мир. Так или иначе, но уже к 1956 году десятилетний паренёк стал бас-гитаристом школьной скиффл-группы Susie & The Hula Hups. Эта любительская группа безусловно достойна упоминания, так как уже в конце 1961 года начинавшая петь в её составе ровесница Марка Хэлен Шапиро была признана журналом "New Musical Express" лучшей в категории "женский вокал Великобритании".
Когда одноклассница буквально у всех на глазах превратилась в поп-звезду, Марк понял - для него тоже нет ничего невозможного. Уже к середине 60-х Марк, приняв фамилию "Болан" (анаграмма от очень уважаемого им Боба Дилана), выпустил пару синглов (прошедших, к сожалению, незамеченными), а чуть позже на короткое время прибился в качестве гитариста к гаражной прото-панк-группе John`s Children. Большинство песен для группы писал продюсер Саймон Напьер-Белл, более известный по работе с Yardbirds. Однако имелись и собственные сочинения - вроде песенки "Remember Thomas A-Beckett", повествующей о парне, который сходит с ума, и начинает играть в похороны в садике за домом. "Когда они все вместе, это можно назвать порнографией!" - подобным образом характеризовали группу ди-джеи.
Неудивительно, что романтичному Марку быстро наскучил этот беспредел.
Наступал революционный для поп-музыки 1967 год. В июне культовая газета психоделического андеграунда "International Times" поместила в рубрике объявлений тщательно закодированное сообщение: "Требуются эксцентричный гитарист, басист и ударник для новой группы Марка Болана. Приглашаются также любые звёздные существа с машинами, усилителями и прочими штуками, которые не растут в ящиках на подоконнике".
Собранный таким образом первый состав группы Tyranosaurus Rex был послан к бую после первого же концерта в клубе "Middle Earth" - хипповский беспредел на поверку оказался ничуть не лучше панковского. Выживший после "чистки" ударник-толкинист Стив Перегрин Тук пересел за бонги. Группа стала дуэтом. В формате "акустическая гитара, перкуссия и два голоса" было записано несколько интересных альбомов, получивших определённую популярность в психоделических кругах. Впрочем, взрывного трудоголика Марка вскоре перестал устраивать и Стив. "Когда я лежал и курил наркотики, - вспоминал позже Перегрин Тук, - Марк вечно ходил на какие-то деловые встречи" .
В 1970 году окончательно обкурившегося Стива сменил Микки Финн. А после записи программы "Beard Of Stars" Марк в результате долгих уговоров продюсера Тони Висконти решил вновь расширить состав и вернуться к электрическому звучанию. В группу были приняты басист Стив Кэрри и ударник Билл Ленженд, название сокращено до T. Rex, а новый стиль, избранный Марком, позже получил название "глэм-рок". "Каждый, кто наденет футболку, будет расстрелян на рассвете", - шутили, примеряя придуманные Марком экстравагантные наряды, музыканты.
Это был прорыв. Вкрадчиво-ломовое звучание многочисленных болан-буги пришлось по душе британской молодёжи. Тягучие струнные аранжировки Висконти (настоящего гуру глэм-рока, работавшего также с Дэвидом Боуи и Sparks), а также визгливые подпевки американских друзей Марка, Фло и Эдди из The Turtles, добавляли ярких красок в общую картину. Уже через некоторое время за группой носились толпы фанатов. Хит-синглы T. Rex бомбардировали британские хит-парады, сам Ринго Старр вознамерился продюсировать музыкальное видео группы, в записях танцевальных рок-шлягеров Марка "Get It On" и "Advision" принимали участие такие виртуозы из светозарного астрала арт-рока, как Ян МакДональд и Рик Уэйкман.
В сентябре 1972 года группа выдала супер-хит "Children Of The Revolution". Но уже к 1974 году музицирование стало для Марка скорее проблемой, нежели удовольствием. "Последний раз я играл в Англии год назад, впервые за пару лет. Мы там больше не выступаем из соображений безопасности - всё стало слишком сложно... Сейчас ещё больше, чем раньше у нас остаётся неизданного материала... Я стал предметом торговли. Иногда мне это льстит, но, упрощённо говоря, меня же просто обдирают... Иногда я начинаю много пить, чего раньше никогда не было. Кто-нибудь хочет со мной встретиться, поговорить, а я плохо себя чувствую, и тогда люди начинают думать, что я зазнался. Нет, я не такой. Всё дело - в давлении".
Состав группы изменялся. В записи сингла "Lazer Love / Life `s An Elevator" (сентябрь 1976 года) участвовал новый гитарист Миллер Андерсон. Расставшись с женой Джун, Марк сошёлся с бэк-вокалисткой Глорией Джонс. На все задумки решительно не хватало времени - помимо собственной группы Марк участвовал в записях своих друзей Элиса Купера и Дэвида Боуи, продюсировал записи соул-певиц Марши Хант и Пэт Холл, а в редкие свободные от занятий музыкой дни работал над несколькими романами в стиле "фэнтези" и вёл колонку обозревателя в "Record Mirror". Очередной сингл T. Rex, "Celebrate Summer" пропагандировал только-только появившийся скейтбординг. "Добавьте немного рок-н-ролла, чтобы веселее было двигаться - и получите самое совершенное сочетание со времён серфинга и Beach Boys, - сопереживал первобытным эскстремалам Марк, - В Америке это - популярнейший вид спорта. Наши же блюстители порядка пока лишь решили посыпать песком дорожки в парках, чтобы ребята прекратили безобразничать..."
В 1977 году Болан стал ведущим собственного музыкального телешоу. Панк-революция конца 70-х никак не поколебала его популярность, более того - Болан быстро превратился в гуру панк-движения. Marc`s Show было единственным в Англии (после вакханалии, устроенной Sex Pistols в прямом эфире), дававшим приют панкам - именно в его программах впервые появились перед широкой аудиторией замогильные Damned, инфернальная Sioxie со своими Banches и буйные Generation X с Билли Айдолом во главе.
Последнее телешоу, на котором Марк и Дэвид Боуи исполняли совместно сочинённую песню, было отснято 15 сентября 1977 года. Через два дня Болан (17.09.1977) погиб в автомобильной катастрофе.
В последнее время почему-то распространилось мнение, что всякий покидает эту жизнь в свой срок. Всегда ли это так? Марк Болан оставил после себя шесть полноценных альбомов невыпущенного при жизни песенного материала, два фантастических романа и книгу стихов, собранные редакторами из разрозненных черновиков, и массу так и не реализованных идей и проектов. Как тут не вспомнить роман Стругацких "За Миллиард Лет До Конца Света" и его героев, с которыми расправлялось само мироздание, когда они начинали усиленно "тянуть на себя одеяло" мирового равновесия. А быть может он просто рухнул от усталости под гнётом своих творений, помноженным на глубочайшее творческое одиночество. Ведь в сущности, даже в собственной группе он оставался одиноким. Словно пришелец с другой планеты всю жизнь он искал здесь, на Земле, единомышленников - и не мог найти.
Кто знает...
Дата рождения:
30 июля 1946
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)