"Нашествие" завершилось. Все заготовки отработаны, все
таблетки подъедены, все
сенсации состоялись, все трупы шоу-бизнеса изъяты из шкафов и
продемонстрированы акулам пера. На Звуках вы прочтете отчет обо всем, что
творилось в течении 2 дней на Раменском ипподроме.
Однако дневник фестиваля, транслируемый по телевидению и кропотливо ведомый
прессой, был бы неполон без описания того, что происходило в дивной,
недосягаемой для простых смертных местности под названием Закулисье. О том, что
творилось за сценой в этот weekend - мой скорбный труд.
4 августа, суббота.
Бодрые журналисты приезжают стайками на VIP-стоянку за ипподромом. С удивлением
обнаруживают там пасущуюся VIP-корову и немедленно начинают упражняться в
остроумии, фотографируясь на фоне изумленного животного. Из машин выгружаются
музыканты. Половина из них журналистам пока незнакома. Впрочем, как показывают
дальнейшие события, с некоторыми лучше было не знакомиться вовсе.
Закулисье очень напоминает пейзаж перед сценой: те же бодрые люди, те же
палатки (небольшие синие -
мелких артистов, большая белая - пресс-холл, несколько больших - для титанов,
еще кучка тентов под пиво).
Вдалеке разогреваются Конец Фильма, на полупустой площадке звук мечется
между трибунами, словно сумасшедший мячик на теннисном корте. Слушатели
ручейками стягиваются на поле. В клубах пыли приближается машина, из нее,
потягиваясь, вылезает Найк Борзов. Телевизионщики заканчивают установку
стационарных камер. Краткий миг тишины, которой нам не услышать до
самого понедельника.
Конец Фильма начинают свой сет - известный форматный набор: Ночь
Одиночество, Желтые Глаза, Шоссе. На закуску исполняют вместе с Башаковым
Элис. Публика (вся имеющаяся к этому часу,- тысяч 20) подтягивается к
сцене и активно подпевает, тем временем организаторы суетливо приглашают
журналистов за кулисы: сразу после сета - пресс-конференция. В этот день
музыкантам говорить много не приходится: все еще хотят
слушать музыку, и потому задушевных бесед не ведется.
КФ счастливы, всем довольны, им все понравилось, даже провалы со звуком
их не смутили. Считают, что Элис - это "такая развращенная гадкая девчонка".
На следующий день Башаков (автор кавера) опровергает эту точку зрения,
отвечая на мой вопрос: "Элис - это абсолютно святая девочка, такая Белая
Богиня. Я в одной из своих последующих песен объясняю, кто такая Элис. Там есть
строчка: "И все, кто к ней нашел дорогу, все потому куда-то делись". Потому что
и описание совпадает: она говорит на множестве языков, лечит паранойю, ОРЗ и
простатит, и не курит!"
МультFильмы, на выступление которых подъехала уже примерно половина народа, решили замаскировать посредственные вокальные данные Егора Тимофеева за многочисленными переодеваниями: музыку загримировали под Rammstein (фактически, проговорили всю песню, глотая строки), а сами прикинулись стайкой мобильников. Егор расточает комплименты журналисткам и страшно доволен собой. Обещает к осени издать новый альбом.
Сид, духовный лидер поп-панк-проекта Приключения
Электроников, настроен
решительно: прежде всего он загружается пивом, потом сообщает: "Я ничего не
понимаю в форматах". Выступление Электроников, тем не менее, вызывает
заметный ажиотаж среди "отформатированной" публики.
Борзов отрывается на сцене как может, его порядком навязшая в зубах программа по-прежнему в чести, но для разнообразия добавлены новые вещи: Инфекция и День Как День... впрочем, об этом вы уже и так знаете.
По полю несут огромных размеров фаллос вполне натурального вида. Это декорации
к "Матной песне" группы Ногу Свело!. Лидер "Ноги" Макс Покровский и до,
и во время, и после выступления обращает на себя максимум внимания разомлевшего
от солнца и пива народа: он лицедействует и обещает всем показать "танец на
лошади". Вместо танца Макс просто резво проезжается на большом рабочем коне по
VIP-зоне и исчезает в клубах пыли. Через несколько минут он попытается
гарцевать на
оглохшем и охреневшем животном перед сценой.
"Чу, смотри: Есенин гулкой ранью проскакал
на розовом слоне",- саркастически замечает наш собкор.
Отдельные новички типа Армады, Мертвых Дельфинов или Доктора Александрова вызывают сонливость пополам с раздражением: часть журналистов отправляется за палатки валяться на траве и пить пиво, часть лениво закидывает пришельцев вопросами со скрытым смыслом "А че это вы тут делаете?". Ответы даже скучнее музыки: видно, что продюсеры еще не научили ребят, что говорить и как играть.
После перерыва вступает Сплин. Играет мощно и здорово: многие будут
потом вспоминать их сет как лучшее выступление Нашествия. На поле ипподрома
организаторы насчитали 100 тысяч человек. Саша Васильев легко "берет" зал,
натянув поверх штанов красно-синие трусы со звездами. На вопрос, зачем он это
сделал, отвечает: "Эти трусы мне подарили перед выступлением!" На вопрос,
счастлив ли он, признается в любви жене: "Я просыпаюсь каждый день рядом со
своей женой,- и это счастье! Некоторые говорят, что песни я посвящаю некой
Полине. Но я Полине могу еще 20 песен посвятить, а сердце мое отдано
Александре."
В разгар конференции со сцены раздается дикий вой: это
группе Би-2 запороли звук. Саша мгновенно реагирует: "Там за пультом
какие-то вредители сидят, ей-богу! Потому что я свою гитару не слышал, потом
голос пропал...". На вопрос Звуков, почему сайт Сплина "25-й кадр" заглох,
Саша клятвенно заверяет: "Вот сегодня вернусь с концерта - и обязательно
что-нибудь туда положу!". Напоследок лидер Сплина делится сокровенной
мечтой: "Я хочу построить корабль",- и уступает слово "родственникам по
Феллини".
Би-2 презентуют на Нашествии новую песню Моя Любовь, явно
навеянную группой Любэ. На просьбу прокомментировать сей странный факт
невозмутимо говорят: "Всегда нужно что-то новое с чем-то сравнивать!" Ставят
нас в известность, что клип на их новую песню снимает Виктор Вилкс, о
знаменитой истории с Лукашенко рассказывают с воодушевлением, завершают
повествование мрочным "Если мы не вернемся с гастролей - значит, нас
повязали!". Отвечая на вопрос о трудностях со звуком, Лева рассказывает анекдот:
"Перед выступлением у одной группы пропал барабанщик. Уже на сцену выходить -
а его нет. Ну, группа поймала звукотехника, говорит: "ты же все равно весь наш
репертуар знаешь - будь другом, замени его, отстучи "двоечку"! Выступление
закончилось, группа возвращается в гримерку, а там барабанщик с двумя бабами.
Ой, говорит, ребята, я первый раз в жизни слышал нас со стороны - такая x..ня!".
Лидер Неприкасаемых, появляется в палатке прессы, утирая полотенцем
обильный пот: только что он чуть не устроил на сцене стриптиз, исполняя песню
Крупнова Я остаюсь и Бела, чао!. Завелся сам - заведи другого:
зал сходит с ума под Моя бабушка курит трубку, а журналисты уже через
несколько минут будут подпрыгивать на стульях, задавая вопросы Сукачеву. Гарик
делится наболевшим: "Алкоголизм - это тяжелая изнурительная работа!",
рассказывает о планах: "Я собираюсь снимать следующий фильм о любви", а
сам, как выяняется, только что приехал со съемок нового фильма.
К месту и не к месту Гарик цитирует группу Ленинград, с
которой в последнее время (и на Нашествии тоже) часто выступает вместе. Я
интересуюсь:
Звуки- Гарик, в чем причина твоей особой симпатии к группе Ленинград?
Гарик: - Мне это очень легко объяснить. Понимаете, когда в Питере
появился Майк Науменко, то многие сразу стали его ненавидеть, а другие -
наоборот, стали сразу обожать. Серега Шнуров даже похож чем-то на Майка: я
когда на него гляжу, всегда поражаюсь.
И он, и они пришли в музыку с тем
языком, которым говорит каждый из нас. И не
принесли с этим языком никакой пошлости: они говорят языком настоящего
рок-н-ролла. Я надеюсь, что их услышат - это великая группа."
О других командах Сукачев отзывается менее восторженно; даже по любимому Чайфу
проходится: "Если они скажут: "пойдем рок играть!" - то я пойду, а если
скажут "пойдем водку пить!" - то я в завязке."
Чичерина, как и многие в этот день, включила в
свою программу песню из
Кинотрибьюта. В
конце выступления Юля получает за кулисами тортом по морде. Перед журналистами
она предстает, вытирая с лица торт. Делиться тортом отказывается. Рассказывает тем,
кто еще не в курсе, о программе "Сто Дней", сообщает, что песни, исполненные на
фестивале, были выбраны на сайте методом голосования.
Хандру, как всегда, развеивает Петкун. Посвящает отличную новую песню про каменный мир "отечественному краснознаменному шоу-бизнесу", бодро рапортует: "Группа Танцы Минус лучшая, публика отличная, дождя не было, все за..ись!". Жалуется на состав выступающих, говорит, что не признает половину того, что звучало в этот день. На закономерный вопрос Звуков - "а как бы выглядел фестиваль имени Танцев Минус?",- отвечает: "Это... гм... попить-покурить... А кто бы играл? Найк Борзов, Парабеллум, ЧайФ тоже можно пригласить: они вдали от жен очень удалые парни!"
ЧайФ - герои вечера. Запросто задвинув объявленных хедлайнеров - Арию - со всей их пиротехникой и симфоническим оркестром, народные рокеры держатся отечески просто: прямо на сцене празднуют юбилей совместной игры Шахрин с Бегуновым. "25 лет назад в наш 10-й "Б" класс вошел новый ученик - Володя Бегунов. 25 лет мы на сцене вместе. Мы давно хотели это отпраздновать, как раз искали подходящий концерт. Поздравляем нас!" - радуется Шахрин. Между прочим, для многих зрителей осталось секретом, что свой сет Чайф удлинил аж на 20 незапланированных минут: организаторы попросили потянуть время, пока к своему триумфальному выходу готовилась Ария. Ко всему прочему, группе не дали настроиться. Все это Шахрин под большим секретом рассказывает прессе, попутно отмечая: "Мы не пытаемся молодиться или казаться этакими монстрами рок-н-ролла, надувая щеки. Мы остаемся самими собой." На нашу просьбу охарактеризовать фестиваль он глубокомысленно замечает: "Нашествие - это рок-н-ролльный туризм". C этим утверждением не поспоришь: после выступления Арии все поле превращается в один большой туристический лагерь. Вспыхивают костры, народ укладывается на ночлег. Отдельные экстремалы бродят в ночи, исполняя нетрезвыми голосами особо понравившиеся песни.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)