Эта группа странным образом превратила мою жизнь в сказку. Когда мы
сидели и болтали в офисе Звуков с фолковым составом Белая Сова, стоял
февраль. Когда я закончила расшифровывать это интервью - на дворе уже цвел июнь.
Куда подевались остальные месяцы - ума не приложу. Мистика, и только.
Впрочем, интервью, как и все порядочные сказки, оказалось вне времени. Ведь в
нашей стране продолжается кельтоманская лихорадка, с аншлагами проходят
концерты то Mystery Juice, то Triakel,
а в клубах разных городов играют группы, порой не менее интересные, нежели
"коренные носители традиций".
Мои собеседники - представители так
называемого "экспериментального" течения в фолке. В то время, как
большинство русских групп обращаются с чужим наследием бережно и ревностно,
наших героев привлекает в нем не сколько музыка сама по себе, сколько мощный
ассоциативный ряд, его сопровождающий: героическая эпоха, романтизм,
возвышенные чувства, сильные эмоции. Лидер и вокалист проекта Хагнир
перед концертами наносит на лицо боевую шотландскую раскраску (считает, что на
каждый концерт нужно идти как на последний бой). Сегодня Хагнир и директор
группы Олег - мои гости.
ЗВУКИ.RU: - Чем известна группа "Белая Сова" - так это
участием во всяческих Патриках- Самайнах и иных кельтских фестивалях
полуакустической музыки...
Хагнир: - Грех не воспользоваться!
Звуки: - Естественно; но сами-то вы, когда группу создавали, какую цель преследовали?
Хагнир: - В принципе, конкретные цели себе представляют люди, создающие
коммерческие проекты. Когда они что-то планируют - они строят проект: серьезно,
поэтапно, после чего получают отдачу. Когда мы все это начинали, ни о каком
коммерческом проекте и речи не было,- просто делали свою музыку в собственное
удовольствие. Изначально у нас так пошло, что мы обратились к кельтской традиции...
Звуки: - А почему именно к кельтской?
Хагнир: - Это сложно объяснить. Я не удивлен тому, что сейчас такое
большое количество любителей кельтской музыки, потому что по мелодике она
чем-то очень сильно близка русской. Есть песни, которые в пабах поются, они
очень хорошо подходят русскому человеку. Эфирные, нежные вещи - тоже близки
нашей традиционной культуре. Я не знаю, как бы выглядела в России, например,
испанская музыка: при всех ее достоинствах она, не вызывает такого
эмоционального выплеска. А конкретно у нас - потому что мы в свое время
услышали некие образцы этой музыки...
Звуки: - Кого?
Хагнир: - Я, например, услышал Enya и Clannad...
.
Звуки: - Clannad?! Но это же все до такой степени вторично... Это же не roots!
Олег: - В то время это еще не было так вторично.
Хагнир: - А если бы я с самого начала услышал Dubliners, я бы
абсолютно не врос в эту музыку: пивной вариант ирландской традиции я слушаю
постольку поскольку. Мне просто интересно, но не больше.
Звуки: - То есть тебя привлекал все-таки фантазийный фолк?
Хагнир: - Наверное, да, поскольку даже у Clannad мой любимый альбом √
"Легенда" (The Legend - прим. авт.), который к фолку очень
мало имеет отношения. А на самом деле он имеет отношение к тем фильмам, которые
я смотрел в детстве: "Робин Гуд" английский, наши
"Айвенго", "Город Мастеров". Конечно, это никакая не
история: это история в преломлении советских кинорежиссеров 60-х годов. Но я
помнил восторг, который я тогда испытывал, музыка встроилась в воспоминания, и
я стал слушать больше и больше, начал находить новое.
Олег: - А у меня долго не было увлечений, но потом я подсел на русский
рок: на Аквариум, на западные всякие интересные музыки. Я попал в музыкальную
школу, но тем не менее, я музыкой не занимался, поскольку интересовался совсем
не той музыкой: пытался в третьем классе Битлов подбирать. За это мне сказали
ай-яй-яй и вышибли из школы. На фолк я вышел фактически через арт-рок:Cing
Krimson, Jarett, Peter Hammil.
Звуки: - Когда образовался проект?
Хагнир: - Сначала наш сооснователь Вадим играл в одном проекте, я в
другом, такая толкинистская музыка. Но я там не пел, я играл на басу.
Звуки: - Неужели ты толкинутый?
Хагнир: - На самом деле, мы толкинутыми себя не считали, и толкинистами
себя не называли. Но та музыка, когда я ее услышал - я понял, что я готов
мусор за это выносить и за хлебом бегать, чем угодно заниматься. Я спросил: вам
басист не нужен? А играть я тогда не умел, у меня и баса не было. Но они
сказали: давай попробуем. Купил я себе за $30 бас многострадальный, на котором,
как потом выяснилось, много групп до меня играли...
Олег: - Вложил свою лепту в этот бас...
Хагнир: - Я вложил свои тридцать долларов. Но игрой это не называлось. Я
думал, что я играю ритмично, что я играю в тональность, на меня особо внимания
не обращали: играет и играет.
Звуки: - Как это все называлось?
Хагнир: - "Тени деревьев". Я до сих пор являюсь
поклонником их творчества, хотя группа практически не существует. А потом сам
начал писать, но в стиль группы упорно не вписывался. Играл их на
квартирниках.Как обычно: песни есть, девать их некуда. И вот как-то поэт
наш принес на мои песни стихи. Почему-то на английском. Я спросил: почему? А он
говорит: а я так могу выразить свои эмоции.
Причем, он писал со словарем: брал словарь, писал слово. Там такие
грамматические ошибки пачками... Вот мы это и пели. Ну, а все слушали - наверно,
из вежливости. Он очень меня хвалил: ты, мол, гениальный, у тебя дар! А я-то:
полтора тона влево √ полтора тона вправо... Потом он говорит: а давай группу
сделаем?
C Вадимом мы познакомились позже, и
полгода провели в домашних репетициях. Я недавно взял запись, послушал... чуть
не стошнило! До 1996 года репетировали, а потом собрали группу. Еще год
разминались, первое выступление состоялось на фестивале акустической музыки
"Единение". Хорошо выступили, я даже обиделся, что в лауреаты не
попали. Сейчас-то я уже не удивляюсь. (хохот)
Звуки: - Я все вас слушаю и сама удивляюсь: вы говорите, что у вас все
для эльфов √ но у вас и для гоблинов довольно много написано.
Хагнир: - Нет, то, что сейчас играет Белая Сова, это уже совсем не
эльфийская музыка.
Звуки: - То есть эльфийская художественная самодеятельность закончилась
в 96-м году?
Хагнир: - Она еще год продолжалась, но это было уже вялотекущее
состояние, процесс почти не шел. А Белая Сова тоже началась с долгих репетиций.
Звуки: - Я заметила, что у вас нынче играет знакомая мне еще по
Puck&Piper скрипачка Саша - в кельтской тусовке часты такие перетекания
музыкантов из проекта в проект?
Хагнир: - Вообще, конечно, процесс перетекания музыкантов в кельтской
тусовке очень мощный. Но у нас такие случаи почти не
бывают: та же Саша, к примеру, как играла в первом составе Puck&Piper,
так больше и не играла нигде долгое время. Или Петр, барабанщик наш, уйдя из
P&P, играл в нормальных рок-составах. Мы его дернули по старой памяти. Разве
что басист перешел из группы Фангорн,- мы ее фактически развалили.
Звуки: - Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа...
Кстати, вы заметили, что в Москве и даже в северных городах кельтомания больше
распространена, чем в Питере?
Звуки: - Да, нам Дима из The Datrz говорил, что в Питере на их
концерты ходит тусовка человек в сто.
Олег: - И на Horn Ship, и на Green Sleeves ходят те же сто человек.
Звуки: - А в Москве публика более живая и более мобильная. Кельтских
групп много, у них все время есть стремления объединяться по признаку акустика
- не акустика, world - не world. Вам самим с кем интересно находиться в
одной "упряжке"?
Хагнир: - Мы недавно с Puck&Piper выступали, это больше, конечно,
нетрадиционный подход, по большому счету, это арт-рок. Сейчас это шикарный
электронный проект.
Олег: - С болгарской музыкой.
Хагнир: - А сейчас мы выступаем с группой Ветер Воды: это
совершенно другая музыка. У них - слияние карпатских с кельтскими мотивами, при
этом они √ группа, ориентированная на Средневековье. Я раньше не мог себе
представить, что мы будем вместе выступать, и тем не менее, наша публика с
удовольствием слушает их, их публика слушает нас. Никто никого не освистывает,
не уходит - удивительно. На самом деле, у них музыка тоже достаточно экспериментальная.
Это не мейнстрим.
Олег: - У них сейчас почему-то русская музыка в программу пошла,
довольно забавно получается. А у нас же тоже практически подчистую сыгранных
традиционных вещей нет.
Звуки: - То есть вы не рассматриваете кельтскую музыку, как стандарт,
которого надо держаться, потому что это сейчас актуально и модно?
Хагнир: - Напротив: Вадим - почему мы с ним расстались? Он придерживался
именно таких мировоззрений: традиция - значит, традиция. Но если отклонения в
сторону арт-рока или прогрессива делать, или еще что - ох, вы чего тут панк-рок
разводите?
Потом нам это так осточертело, что мы расстались с Вадимом,
взяли из Регулярных Частей Авантюристов Бориса Долматова, это такая
находка, мы очень довольны! Последние год-два мы играем вещи, довольно
рискованные среди кельтов. Мы постоянно рискуем быть освистанными и
забросанными бананами: то у нас регги, то фанк, то джангловый рисунок, то
трип-хоповые элементы, сейчас мы рэп сделали типа Limp Bizkit┘ мы ее
сделали для собственного удовольствия, сыграли пару концертов. Кельтская ли это
музыка? Я, честно говоря, не знаю.
Олег: - В Вермеле были рты такие открытые... Но публика ее приняла:
часть людей, конечно, ушла, но большая часть осталась.
Хагнир: - Если ориентироваться на кельтскую тусовку, то имеешь все шансы
остаться ее заложником. Я до сих пор удивляюсь, что нас приглашаю на все эти
кельтские дела, потому что еще три года назад после первого концерта нас
послали из ЦДХ: идите, мол, в Ю-Ту выступать,- вы не кельты.
Звуки: - А дальше что? В какой-то момент ведь затошнить может от этой кельтики?
Хагнир: - В том варианте, в котором мы ее играем,- затошнит очень
нескоро. Мы одну и ту же песню то в рок, то в регги-обработке сыграем, то
сейчас такой а-ля русс сделали, а в середине средневековый канал разложили. В
кельтике граней - 50 тыщ, как ни посмотришь, все по-разному получаются.
Наоборот если играть чистую традицию...
Олег: - Можно упереться однажды.
Хагнир: - Или упереться, или нужно быть таким фанатом своего дела,
популяризатором┘ Мы - не популяризаторы. Кельтика - это не укор, это просто
отправная точка.
Раз нам нравится такая музыка - почему бы не делать с
ней ЭТО?
Для того, чтобы узнать, что же все-таки делает с кельтикой Белая Сова, приходите на их концерты, или на их официальный сайт
Коллектив "White Owl" (до марта 1999 года ╚Белая Сова" был основан в мае 1996 Хагниром (вокал) и Вадимом Бедовым (гитара, мандолина, вокал). Первоначальный состав группы (декабрь 1996 г.): Хагнир,...
Подробности из жизни:
Коллектив "White Owl" (до марта 1999 года ╚Белая Сова" был основан в мае 1996 Хагниром (вокал) и Вадимом Бедовым (гитара, мандолина, вокал). Первоначальный состав группы (декабрь 1996 г.): Хагнир, В.Бедов, Василий Борисов (гитара), Дмитрий "Медведь" Рогатин (бас-гитара) (экс-"Фангорн"), Александр Вышинский (скрипка) (экс-"Тополь", "Тени деревьев"),а так же - Тири (флейта). Концепция "White Owl" первоначально была определена как фолк-рок: своеобразное слияние традиционной кельтской и английской музыки с элементами арт-рока, панка, джаз-рока, рэгги и фанка. Результатом музыкальных изысканий коллектива явилась достаточно эклектичная программа. По мнению участников группы, совершенно необязательно придерживаться какой-либо единой стилистики, поскольку фолк-рок - явление постоянно развивающееся, и по-видимому, очень многое в этом направлении еще впереди. "White Owl" предлагает свое видиние того, каким может быть рок при вливании в него аутентичной фольклерной культуры. Летом 1997 года…
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)