- Майк, первый концерт "Зоопарка" помнишь?
- Да. В 1981 году... До этого мы все работали на танцах - не очень приличная работа.
Мы все собрались и притерлись друг к другу, первый приличный концерт - прослушивание в рок-клубе.
А первый крупный концерт - в Москве, на аппарате "Машины времени", вместо группы "Карнавал" - "BLUES DE MOSCOU"...
Журнал "Зеркало" весьма туманно намекнул мне на то, что очередной номер его выйдет в свет со статьей о нас. На тот случай, если редакция не отказалась от этого достойного намерения, посетив наш концерт, я присылаю ей эти записки.
Я только что вернулся из Москвы домой в Петербург, сейчас ночь, половина второго, я сижу на кухне, курю любимый "Беломор" и пытаюсь более или менее связно и внятно изложить на бумаге свои мысли о нашей группе.
Для начала: сам факт существования "Зоопарка" меня глубоко удивляет. Мне до сих пор неясно, каким образом мне удалось заманить трех человек в подобное безнадежное предприятие, но пока (тьфу-тьфу-тьфу) все складывается лучше, чем могло быть.
Я люблю группу "Зоопарк" за то, что многие ее не любят. Есть люди, которые нас буквально ненавидят. Я очень им за это обязан. Есть люди, которые считают нас одной из лучших (по крайней мере, в Ленинграде) групп. Им я, наверное, обязан тоже.
Играем мы нарочито грязный рок-н-ролл, не заботясь чрезмерно о чистоте звучания и тому подобном. Главное - это общий кайф, интенсивность звука, энергия, вибрации. Многие считают, что все должно быть чистенько, прилизано и красивенько (петербургские группы "Зеркало", "Пикник", например). Я придерживаюсь другого мнения. По-моему, главное - это чтобы публике не было скучно. В конечном итоге, все мы играем для (и на) нее.
История "Зоопарка" кратка. Мне всегда хотелось сделать программу, состоящую из моих песен, причем сделать ее в электричестве. Довольно долго это по различным причинам не удавалось. В конце концов все случилось так.
Однажды (осенью 1980 года), когда я кирял в гостях у своего приятеля Иши (замечательный человек, соавтор песни "Blues de Moscou"), к нему домой приехал его школьный приятель Илья Куликов, который оказался басистом. Мы понравились друг другу (мы оба Овны) и, стоя на балконе и распивая очередную бутылку рома с пепси-колой (мой любимый напиток), решили попробовать играть вместе. Удивительно то, что утром мы об этом вспомнили. Попробовали. Понравилось.
Дело оставалось за барабанщиком и вторым гитаристом. Искали мы их довольно долго. Перепробовали несколько кандидатур, которые при ближайшем рассмотрении оказывались или хорошими людьми, но ни к черту не годными музыкантами, или наоборот. Наконец басист (перкуссионист "Аквариума" Михаил Васильев) порекомендовал мне некоего барабанщика, с которым он играл в армии. Барабанщиком этим оказался Андрей Данилов. Играл он в составе малоизвестной группы "Прощай, черный понедельник"...
Я поговорил с Андреем и Шурой (лидер-гитаристом) и мы - эх, да заиграли вместе. Для начала мы не смогли придумать ничего умнее, как сесть "на точку" за город и играть на танцах. Место было весьма специальное - совхоз. Люди еще более специальные: подавай им "Boney M" или "Машину времени". Но платили нам мало, и играли мы, в этой связи, то, что хотелось нам, а не им: а именно, классические рок-н-ролы (Чака Берри, Карла Перкинса, Ти Рекс и других). Правда в коммерческих целях, чтобы не побили, пришлось исполнять им что-то "За Одессу" и пресловутый "Поворот", но последний мы играли, чтобы не было совсем тошно, в стиле "pэsse".
Работали мы там месяца три (с февраля по апрель сего года), но, в конце концов, пришли к выводу, что овчинка выделки не стоит (платят мало, ездить далеко), уволились и засели за свои номера.
Отрепетировали кусок программы, в мае прошли официальное прослушивание, залитовали часть песен (худшую) и получили разрешение на концертную (правда, непрофессиональную) деятельность.
Сейчас играем концерты (реже, чем хотелось бы), репетируем (реже, чем хотелось бы), валяем дурака (больше и чаще, чем хотелось бы) и на что-то надеемся, правда, на что - не знаем сами.
Немного подробнее о музыкантах "Зоопарка". Лидер-гитарист - Александр Храбунов (Весы, Кабан). Всю жизнь играл в составах без ритм-гитары и поэтому любит "пилить" понемногу. Сначала мне это не нравилось, но потом я понял, что в этом есть свои кайфы, и сейчас с трудом могу представить, как бы мы звучали с другим гитаристом. Шурина гитара придает моим довольно легким песням уместную тяжесть. Шура очень тихий и спокойный человек, но несколько раз в год напивается сверх меры, становится абсолютно неуправляемым, начинает пытаться набить всем морду и прихватить всех барышень в радиусе трех километров (ни то, ни другое обычно не получается). На сцене он преступно скромен. Бегать, прыгать и вставать в красивые позы отказывается напрочь, ссылаясь на занятость своими педалями. Я не теряю надежды не его перевоспитание. У меня есть подозрение, что моя музыка ему глубоко безразлична. Впрочем, возможно, я и ошибаюсь.
Барабанщик - Андрей Данилов (Дева, Обезьяна). Жуткий бабник. У него физическая куча дам, которая, к тому же, непрерывно растет. Основной недостаток его заключается в том, что в нетрезвом виде он решительно отказывается держать ритм и забывает все свои достаточно хорошо отрепетированные барабанные партии.
Мы постоянно пытаемся не давать ему алкоголь перед концертами, но удается это, увы, далеко не всегда. Андрюша любит всякую музыку, а на данном этапе хочет играть "новую волну". Занимается фотографией.
Бас-гитарист - Илья Куликов (Овен, Крыса). Несмотря на сравнительную юность, имеет солидный опыт. Играл везде, начиная с Ленконцерта, продолжая цирком (?!) и кончая разнообразными рок-группами (я слышал только последнюю, она называлась "Маки" и она была хороша). Я считаю Илью превосходным басистом. У него колоссальное чувство ритма и гармонии и весьма незаурядный вкус. Он пишет песни, которые, я надеюсь, мы когда-нибудь будем играть. У Ильи есть кое-какие черты, которые мне иногда не по душе, но, что делать, в ком их нет.
Наконец, дело дошло до меня. Я - Михаил "Майк" Науменко (Овен, Коза) играю в группе на гитаре, пою и пишу (пока) все песни.
О себе придется писать подробнее. За гитару взялся сравнительно поздно, лет в 16, естественно, под влиянием The Beatles. Тут же начал писать песни, причем, по молодости лет, на английском языке - я знаю его не так уж плохо. Играл во множестве дряннейших составов, причем приходилось играть полный бред... В 1975 году довольно близко познакомился с "Аквариумом" и под благотворным влиянием Гребенщикова стал писать тексты на родном языке. Некоторое время играл с "Аквариумом" электрическую рок-н-рольную программу в качестве лидер-ритм гитариста. Мы лихо одевались и накладывали на лица килограммы грима, губной помады, теней и т.д. Это был кондовый, правда, несколько запоздалый, глем рок.
Летом 1978 года мы с Гребенщиковым, сидя на берегу Невы, записали на пленку ряд наших акустических песен и выпустили "альбом" под названием "Все братья - сестры". Качество записи было устрашающее, но это были хорошие времена.
В 1980 году, опять-таки летом, я записал (спьяну и сдуру) уже совсем сольный акустический "альбом" - "Сладкая N и другие". В записи мне помогали все тот же Борис Гребенщиков и Вячеслав Зорин, гитарист весьма специальной группы "Капитальный Ремонт", с которой в 1979 году мы гастролировали по Вологодской области. Запись получилась хотя и хорошей по качеству (писались, наконец, в студии), но на удивление занудной (но многим она нравится). Впрочем, там есть, как мне кажется, хорошие песни.
Осенью и зимой 1980 года я вместе с "Аквариумом" несколько раз приезжал в Москву и играл (и пел) в качестве "сольного автора". Принимали меня неплохо, и я почти полюбил столицу, к которой раньше относился весьма скептически. К тому же, у меня появился ряд очень приятных знакомств, которые я очень ценю, в их числе чудесная группа "Последний Шанс". Я отношусь к ней очень нежно.
В 1981 году начался "Зоопарк", о котором я написал все, что смог. Кроме того, в этом году я начал толстеть и катастрофически тупеть.
Передаю все права на перепечатку с любыми изменениями и сокращениями журналу "Зеркало".
МОЯ АНКЕТА (не знаю, зачем и кому она нужна, но тем не менее)
Настоящее имя: МИХАИЛ Васильевич НАУМЕНКО
Сценическое имя: МАЙК
Дата рождения: 18.04.1955
Рост: 1,73 (или что-то около)
Вес: не знаю
Цвет глаз - карие
Цвет волос - шатен
Хобби - собирание материалов о Марке Болане и Дэвиде Боуи
1-е выступление - ей богу, не помню
Крупнейшее событие в карьере: пока не было
Неприятнейшее событие в карьере: работа в ресторанном оркестре на Кавказе
Любимый цвет - очень темно-синий
Любимый напиток - ром, красные сухие вина
Любимая еда: не знаю
Любимая группа (отечественная) - Аквариум
(зарубежная) - Rolling Stones
Любимый сольный артист: ------
Любимые увлечения: чтение западной музыкальной прессы и отечественных детективов 40-х - 50-х годов, сдача пустых бутылок, валяние дурака, общение с рок-музыкантами посредством сухого вина
Личные неприязни: глупые девочки, глупые мальчики, тушеная капуста
Профессиональная цель: играть и записывать ту музыку, которая мне нравится
P.S. к статье. На концерте к нам пришла записка, в которой любознательные слушатели интересовались, почему мы играем песни из репертуара группы "Аквариум". Думаю, что нужно разъяснить ситуацию.
Мы НЕ играем чужих композиций. Все песни, которые мы исполняли, были написаны мной. А Гребенщикова за то, что он не объявляет автора "Пригородного блюза", я еще затаскаю по судам!
С уважением, МАЙК.
От редакции:
Б.Г. ни в чем не виноват, произошла ошибка: он назвал автора "П.Б.", но автор записки был, видимо, чем-то занят и не расслышал.
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)