ТЕХНИКА  Драм-энд-бэйс делает своё дело, чувак!

Участники drum & bass группы The Qemists рассказывают о том, как без потерь перенести студийный звук на сцену

Участники группы The Qemists - одни из ярчайших представителей жанра drum&bass. Группу часто ставят в один ряд с Pendulum и The Prodigy. Однако к собственному стилю и звуку эти команды шли разными дорогами. В нулевые басист Дэн Арнольд (Dan Arnold), гитарист Лайэм Блэк (Liam Black) и барабанщик Леон Харрис (Leon Harris), считали себя рок-группой, но увлеклись зарождающимся стилем drum&bass, играя по вечерам DJ-сеты и подрабатывая звукоинженерами у Basement Jaxx. Постепенно стиль их музыки эволюционировал от традиционного рока в сторону прихардкоренного драм-н-басса.
Сегодня на счету The Qemists уже 3 номерных альбома (последний Warrior Sound выйдет в этом году), контракт с влиятельным лейблом Ninja Tune и свой фирменный звук, который музыканты умудряются практически без потерь переносить из студии на сцену. О том, как это им удается The Qemists рассказали в интервью журналу Computer Music в далеком 2011 году. Звуки публикуют выдержки из этого текста.

Как создается звук ударных

Леон: Работая на концерте, мы играем всё сами – особенно это касается ударных и гитар. Хорошо исполнять эти партии живьём. В студии мы всё делаем программно. Мы используем аналоговые барабаны, и каждый из них микшируем через триггеры. BFD соединён с V-Drum, и это микшируется с живой установкой. Так мы делали в студии, но иметь на сцене лэптоп с чем-то "тяжёлым" типа BFD – не лучшая идея. Чтобы получить (на сцене) танцевальный звук (ударных), мы используем на барабанах триггеры, соединённые с MPC (серия драм-машин фирмы Akai). У MPC конвертеры высокого качества, шесть выходов, всё надёжно. На малом барабане у нас триггер с velocity. Нижнее значение velocity не влияет на триггер, приложение пропускает эти ноты мимо себя. Микшируем звук, получаем звучание "больших" барабанов в стиле рок (по-видимому, речь о "гейтированных" ударных в стиле 80-х - прим. ред Звуков). Можем запустить таймкод миди с лэптопа, чтобы управлять драм-машиной и "говорить" MPC , когда включать эффект, делать ниже значение фильтра, и что делать ударным. Мы можем сделать "подъём" партии ударных живьём, так, как это сделано на альбоме, прямо перед вашим взглядом! Когда микшируется, это всё звучит, как в записи. Это меня больше всего впечатляет в наших концертах.

Эффекты и софт

Леон: Акустические системы размещаются очень тщательно. Прежде чем начать работу мы тратим по полдня, чтобы установить их в оптимальную для слушателя позицию. Потом мы ставим между ними ещё одну пару, чтобы получить правильное звучание. Для проверки мы выносим микрофон на место слушателя и анализируем сигнал (с акустических систем). Это очень важно. Поняв однажды, как нужно правильно анализировать, вы можете избежать многих проблем – даже при подготовке к живым концертам. Мы берём отдельные части нашего альбома, прогоняем их через анализаторы, и пытаемся сделать такой же звук, как на записи, но для концертной акустики.
Дэн: Наша студия базируется на компьютерах РС, хотя для концертов мы используем MacBook Pro. У нас два компьютера Rain Recording - просто потому, что мы выросли на компьютерах. Мы постоянно делаем апгрейд, по целому месяцу обсуждаем - нужно ли переходить на Макинтоши или нет. Решили, что нет. Сейчас мы работаем на РС, в основном в Cubase и Ableton.
Леон: Но мы не можем обходиться без TC Electronic PowerCore и Focusrite LiquidMix. Мы считаем, что это эффекты наилучшего качества, какие только можно найти.
Лайэм: Ещё у нас есть ISA430 Producer Pack, он просто потрясающий. Наша основная сила. Всё идёт через него. Neumann, включённый в него, звучит отлично. Но так как у нас для записи всё больше в компьютерах, нет замены "железу" высокого качества. Гитара, которую мы используем, это инструмент очень дорогой и высокого качества, её ничем не заменишь, это действительно необходимо.
Леон: Нужно сказать, что запись с помощью Avid Eleven Rack даёт результат лучше, чем через комбик Messa Boogie. Это был первый элемент, который мы использовали.

Леон: Мы пробовали всё. И Amplitube, и Guitar Rig – его мы используем очень интенсивно. Но как-то мы записывались с Энтером Шираки (Enter Shiraki), и записывали комбо Boogie микрофонами Neumann, Royer и Shure SM57. Ещё был Eleven Rack и чистый сигнал, который потом прогоняли через Guitar Rig и Amplitube. Потом всё выравнивали и сводили, выравнивали и сводили… Бит за битом. Возвращались снова, и в конце концов остановились на Eleven Rack.
Леон: Потом мы устроили конкурс ремиксов на свою композицию Take It Back, которую делали с Энтером Шираки, и в качестве приза был Eleven Rack. Не наш собственный, конечно!

Работа над вокальными партиями

Леон: Не знаю, сколько вокалистов занято в нашем альбоме (речь о Spirit in the System), но много. Иногда мы сотрудничаем с музыкантами или с целыми группами, или просто с вокалистами. Если нужно записать что-то быстро, то мы предпочитаем Ableton Live, но основные студийные сессии делаем в Кубэйс.

Леон: Много делается в Melodyne, подключенном приложением ReWire. Он нам нравится. Позволяет не только править вокал, но и делать необычные вещи. Допустим, записываем в одной тональности – как удобно для гитары – и потом сдвигаем тональность всей песни. Да, это можно делать в Ableton, но когда дело доходит до вокала, то Melodyne лучше. Кстати, вокал в песне “Renegate” в припеве делался полностью в Melodyne.
Когда мы замедляем темп, это получается круто, всем нравится. Не знаю, что Maxsta (вокалист-рэпер) думает об этом припеве, я не говорил с ним об этой редакции в Melodyne. Знаю, он фанат Lil Wayne, но мы также обсуждали нашу общую ненависть к автотьюну.

Синтезаторы: железные и виртуальные

Дэн: Много используем TC PowerCore и Access Virus. Последний - это наш основной рабочий синтезатор. Ещё Native Instrument Massive. Это наш номер два.
Леон: Эти два имеют свой собственный саунд. Они звучат не как плагины. Virus, я думаю, один из первых синтезаторов с суб-осциллятором, который позволяет сдвигать тон на октаву вниз, утолщая каждый пресет. Massive очень гибкий, можно сделать почти аналоговый толстый звук.
Дэн: С этими двумя синтезаторами очень быстро можно создать нужный звук. Они – не те синтезаторы, с которыми нужно возиться часами. Как уже сказали, Virus звучит очень хорошо, особенно с аналоговой накачкой, это добавляет теплоты.
Лайэм: Ещё одна вещь, важная в нашем саунде – это Spectrasonic Trilogy. Старый "кусок" программного обеспечения, но больше ничто не делает того, на что он способен. Много им пользуемся.
Дэн: Мы хотим записывать бас – и Trilogy очень хорош для этого. Разобравшись с его программированием, он очень гибкий в плане чувствительности, слайда и артикуляции исполнения.
Лайэм: Из-за того, что он старый, многие продюсеры с ним не знакомы. Но нам очень подходит!
Дэн: Он действительно старый – не уверен, есть ли в нём автоматизация. Но в нём много звуков, фильтры, сдвиг тона, и LFO, и… он работает!

D&B сегодня

Дэн: Думается, он переплетается с другими стилями. Многие продюсеры d&b начали применять разное звучание – дабстеп и хаус – и играть это в своих сетах. Это то, что делаем и мы – пересечение стилей.
Леон: Мне нравится то, что дабстеп заимствует из d&b, думаю, что дабстеп сегодня делает большой рывок вперёд. Мне нравится то, что на своём последнем альбоме сделали Chase и Status. Очень интересное пересечение стилей. Драм-энд-бас развивается в разных направлениях, люди находят в нём разное. Не думаю, что в каких-то стилях нужны узкие рамки.
Лайэм: Первопроходцы в этом направлении – Chase и Status, Pendulum, Noisa, Sub Focus – находятся на разных уровнях. Pendulum на одном, но Chase и Status продюсируют композиции для Рианны (Rihanna), Jay-Z… они применяют свои продюсерские таланты как комплекс различных стилей и раздвигают другим людям горизонты для продюсирования. Очень хорошо, что продюсеры самой яркой части спектра драм-энд-бэйс вышли на высочайший профессиональный уровень. Всегда найдутся люди, которые скажут: “Вы продались, вы не должны так делать”, но нас это не волнует.
Дэн: За 20 лет драм-энд-бэйс закрепился в сознании, вышел из андеграунда, стал коммерцией. Драм-энд-бэйс делает своё дело, чувак!

Оборудование и софт The Qemists:

Мониторы Genelec 1030A, Dynaudio M1.5 и BM6A;
Mackie Big Knob;
Карта MOTU Travaller;
2 шт компьютеров Rain Recording
2 шт TC Electronic Powercore FW;
2 шт Focusrite Liquid Mix;
Focusrite ISA Producer Pack;
Neumann TLM49;
Stainberg Cubase 5;
Ableton Live 8;
Access Virus PowerCore;
NI Massive

09.04.2015, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации:

  • MusicPro - Тикток-барахолка, 26.12.2024
    TikTok подвел итоги года: 20 из 50 треков, которые были самыми популярными для создания роликов, выпущены более 5 лет назад »»
  • События - Всего одно маленькое условие, 08.12.2024
    Некоммерческий лейбл из Индии решил запретить своим артистам публиковать записи на Spotify »»
  • MusicPro - К высшей лиге готовьсь!, 02.10.2024
    Bandcamp заручился поддержкой Roland. Пока что разовой. Музыкантам, работающим с этой платформой, Roland дарит три месяца бесплатного доступа ко всем своим программным синтезаторам »»