ИЗ ЖИЗНИ  Музыка ушами Крокодила: Негритянский марш свободы

"Негритянский марш свободы" - в совместном проекте Звуков и "Истории глазами Крокодила".

Каждую пятницу на Звуках будет появляться материал из серии "Музыка ушами Крокодила", который мы делаем вместе с проектом "История глазами Крокодила. ХХ век". Это серия книг, где все главные события 20 века показаны с помощью карикатур и фельетонов из легендарного советского сатирического журнала. Ко второму выпуску «Истории глазами Крокодила. ХХ век» (1938-1956) шеф-редактор Алексей Яблоков (журналист, главный герой блога Главред) составил специальный саундтрек: все эти песни и мелодии - военные и детские, веселые и грустные, ритмичные и заунывные - они и есть ХХ век. Специально для Звуков Яблоков пишет музыкальную "Историю глазами Крокодила".

Перед нами потрясающая по содержанию и исполнению песня. Текст ее написал советский поэт-песенник Александр Коваленков (1911-1971). Выпускник института кинематографии, он рано понял, что такое легкая советская музыка, и уже с начала 30-х годов регулярно радовал жителей СССР такими композициями, как "Летняя черноморская", "Храброе сердце", "Дозорная кавалерийская" и т.п. "Негритянский марш свободы" был написан Коваленковым в 1948 году, уже после того, как автор побывал на Великой отечественной войне и отсидел несколько лет в лагерях. Несмотря на откровенно пропагандистский характер текста, в нем прослеживаются и лирические мотивы:

День и ночь в походе
Мы с тобою, брат.
Мы идем к свободе -
Нет пути назад.

Припев:
Дети скорби, ночь над вами,
Негры, негры, негры!
Свет свободы - наши знамя,
Негры, негры, негры!

Братья солдаты,
Марш вперёд!
Дорога свободы
Нас ведёт!

Все, кто сердцем честен,
Все, кто чист душой,
С нами, брат мой, вместе
Вышли в путь большой.

Припев.

Люди бедных хижин
Встали с нами в ряд.
С каждым шагом ближе
Мы к победе, брат!
Припев.

Судьба композитора Вано Мурадели (1908-1970) не менее интересна. Иван Ильич Мурадов родился в городе Гори Грузинской ССР. Уже в зрелом возрасте он переменил фамилию на грузинский манер, чтобы приблизить ее к фамилии своего земляка Иосифа Джугашвили. С 1939 по 1948 был председателем Музыкального фонда СССР при СК СССР. Писал монументальные музыкальные полотна, вроде "Симфония памяти Кирова", поэма-кантата "Вождю", "Кантата о Сталине", "Торжественная увертюра к 50-летию Молотова" и т.д. В начале войны за один день написал совместно с Я. Хелемским агитационную песню "Возьмем оружье, граждане". Все это, однако, не спасло его от критики Сталина: из-за досадной оплошности в 1948 году Мурадели был обвинен в формализме – поводом стала его опера "Великая дружба". 11 февраля 1948 года газета "Правда" писала: "Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918—1920 гг. Из оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, так как помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы".

Почти сразу после постановления ЦК и появилась песня "Негритянский марш свободы". Видимо, композитор Мурадели, потрясенный сложившимися обстоятельствами, решил переключиться с опасных грузин и осетин на беззаветных негров. Выбор оказался правильным. Всего через 10 лет, в 1958 году Мурадели был восстановлен на работе в Союзе Композиторов. А в конце 60-х стал секретарем правления СК СССР. И даже получил орден Ленина.

Вот что значит – любовь к чернокожим. Хотите успеха? Пойте почаще: негры. Негры. Негры.

Верхняя иллюстрация: "Крокодил", №32-35, 1946 г. Рис. К. Елисеева

13.03.2015, Алексей ЯБЛОКОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: