Министерство культуры РФ намерено претворить в жизнь законопроект о "налоге на интернет" (он же - "глобальная лицензия") и ожидает, что он будет принят уже в третьем квартале 2015 года. Об этом сообщает "Российская газета".
Будет ли он работать на благо авторов? Звуки исследуют вопрос.
Проект глобальной лицензии предусматривает создание очередного общегосударственного реестра, в который войдут все музыкальные произведения, фонограммы, аудиовизуальные произведения и книги. Как сообщает РГ, ведение этого реестра будет поручено специальной организации по коллективному управлению авторскими правами, а авторы уже по своему усмотрению будут вносить свои произведения в этот реестр или изымать их оттуда.
Это уже не первая попытка создать единый реестр контента: в 2011 году с подачи Министерства связи и массовых коммуникаций аналогичный сервис брался создать muz.ru, однако этот дорогостоящий проект (по сведениям "Ведомостей", на одну только разработку технического задания было потрачено 6 миллионов рублей; всего же, по оценке инсайдеров, реестр обошелся Минкомсвязи в 46 млн) остается неиспользованным с 2012 года.
На чьих счетах оседают "авторские"?
Единого мнения о том, какой должна быть схема взимания налога на интернет, до сих пор не существует. Российский союз правообладателей ранее предлагал ввести ежемесячный сбор за пользованием интернетом - 25 рублей с каждого канала доступа. Вариант Минкультуры - чтобы каждый пользователь сети платил 300 рублей в год своим провайдерам. Часть (только часть!) этих средств будет "возвращаться" правообладателям.
Всё своим
Как выясняется, при всём многообразии ОКУПов, существующих в России, в общем и целом это весьма, так сказать, компактная группа людей, связанных друг с другом общими финансовыми интересами. Например, Генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Андрей Кричевский является по совместительству гендиректором ВГУП "Мелодия", а также входит в правление РСП Никиты Михалкова.
В РСП также состоит ответственный секретарь авторского совета РАО, генеральный директор РАО Сергей Федотов. Он же - член совета ВОИС.
Обращает на себя внимание и Максим Дмитриев, Генеральный директор отпочковавшегося от группы "Союз" ООО "Первое Музыкальное Издательство". Дмитриев - заместитель председателя Совета директоров РАО и член Совета ВОИС, член правления РСП.
Напомним, что РАО в июле 2012 года стало владельцем 80% акций "Студии Союз". Таким образом, подписывая с музыкантами контракты на выпуск альбомов, она попутно агрегирует авторские права; перед музыкантами РАО отчитывается за использование смежных прав, а в судах зарабатывает на авторских.
"Учёта было много, а вот распределения..."
О том, что практика выплат авторских отчислений Российского авторского общества (РАО), не выдерживает никакой критики, Звуки писали неоднократно. Не далее как в октябре прошлого года Илья Резник со скандалом отказался от сотрудничества с РАО, назвав его выплаты "смехотворными и унизительными", и изъял все права на свои произведения из коллективного управления РАО.
В 2013 году РАО собрали 4,4 млрд. рублей, реальные выплаты - 3,2 млрд. рублей. Судьба 1,2 млрд. рублей вызывает вопросы. Впрочем, это несколько лучше, чем в 2012 году, когда РАО собрало 3,4 млрд. рублей, а раздало правообладателям - 1,9 млрд. Невостребованные авторами деньги оседают на счетах РАО. Таким образом, деятельность ОКУПов в целом является крайне прибыльным предприятием. На сколько-нибудь значимые выплаты могут рассчитывать только самые "крутые и знаменитые", да и то, как показывает опыт Резника, не всегда.
Как Мединский и Михалков Администрацию Президента победили
У законопроекта масса противников. Лоббирующий законопроект Минкульт до сих пор не согласовал единую собственную позицию по механизму глобальной лицензии. Минкомсвязи выступает против, поскольку такой налог автоматически повысит стоимость интернет-услуг для конечных пользователей. Также остаётся непонятным, кому и как перечислять собранные деньги: "Анализируя весь трафик в стране, подсчитать, кто какую музыку, какие фильмы, какие литературные произведения посмотрел, в каком соотношении на основе этих данных и с кем из авторов нужно будет поделить деньги "антипиратского фонда", будет довольно сложно. Очень много технических проблем для распределения "авторских денег". И такая обязанность по подсчету приведет к значительной технической нагрузке ИТ-компаний", - сообщил министр связи Николай Никифоров.
Отрицательное заключение дали даже в администрации Президента РФ. Категорически против выступают и интернет-компании. Для них вопрос лежит в сугубо практической плоскости: им придётся закупать дополнительное оборудование для подсчёта и анализа трафика, а это расходы в сотни миллионов долларов.
В свою очередь, идею поддерживают - согласно сообщению РГ, - члены Общественного совета Минкультуры, секретарь Союза кинематографистов России Леонид Верещагин, генеральный директор ВОИС Андрей Кричевский, народный артист России Евгений Герасимов, певец Сергей Мазаев, актриса Ирина Мирошниченко и другие. Зампредседателя Совета Павел Пожигайло отметил, что "главная задача законодательства об авторских правах, чтобы деньги, которые общества собирают с населения, шли на мотивацию творчества". Однако тут возникает вопрос, какой реальный процент денег, собранных в результате введения налога, дойдёт до реальных правообладателей, а какой - осядет на счетах ОКУПов. Звуки неоднократно наблюдали на сайте РАО списки артистов и авторов, которых, якобы, разыскивали. чтобы заплатить им денег. В списке периодически попадались реальные имена и фамилии известных рэперов, которые, скорее всего, вообще не в курсе, что такое РАО и с чем его едят.
Требования ВТО? Нет, не слышали
Ещё один крайне неблаготворный аспект инициативы по сбору средств по "глобальной лицензии" заключается в том, что, как писали Звуки в конце прошлого года, на провайдеров, с одной стороны, накладывается гигантский "штраф", с другой - это даёт им индульгенцию на создание огромной пиратской помойки. У авторов же права голоса не остаётся: кому и на каких условиях отдавать свою музыку, теперь решают не они. При этом Россия всё ещё считается членом ВТО, и, согласно собственному обязательству из параграфа 1218 Доклада рабочей группы по вступлению РФ в ВТО, обязана запретить на своей территории действие системы бездоговорного управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, каковой является и РАО, и РСП. Обязательство России перед ВТО предельно ясно: отменить бездоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу IV части Гражданского кодекса РФ, что произошло в январе 2008 года. То есть с января 2013 года.
Несмотря на это, РАО и ВОИС добились продления собственной аккредитации на сбор средств в 2013-м и 2014-м годах, соответственно, на десять лет. Т.е. уже после того, как, согласно договорённостям с ВТО, они вместе с РСП Никиты Михалкова должны были прекратить своё существование.
Пока же складывается впечатление, что "распределители средств" имеют в "верхах" больший вес, нежели администрация Президента, и ни международные договорённости, ни протесты отрасли и общественности, им нипочём.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)