Группа Технология справляет, страшно сказать, 25-летний юбилей. По такому случаю мы решили вспомнить добрым словом короткий, но яркий взлёт синти-попа в нашей стране, а также главных героев этого движения: кто бы мог подумать, что именно синтезаторы, ритм-машины и низкий отрешенный вокал станут саундтреком к последним дням СССР и тому, что за этим последовало.
Биоконструктор "Биоконструктор" (1988)
Начинать рассказ о русском синти, конечно же, стоит с группы Биоконструктор. Во-первых, из этого инкубатора чуть позже выросли главные звезды отечественной синти-сцены, группы Био и Технология. Во-вторых, лидер Биоконструктора Александр Яковлев был, пожалуй, главным пропагандистом этого жанра на территории СССР. Он не только записывал музыку сам, но и вёл посвященную синти-попу программу "Техноромантики" на радио, а затем (недолго) и на ТВ. Песня "Биоконструктор", которая вошла в магнитоальбом "Танцы по видео", примечательна еще и тем, что была первым промо-синглом группы – на неё даже был снят видеоклип, а клипы тогда были модной западной новинкой. Снял клип Михаил Макаренков, будущий "видный телепродюсер", а тогда – ведущий популярной рубрики "Экспресс-камера" на канале "Добрый вечер, Москва", посвященной городской жизни.
Технология "Нажми на кнопку" (1992)
Технология отпочковалась от Биоконструктора в 1990-м, а год спустя была едва ли не самой популярной группой СССР, приняв эстафету (а также продюсера Юрия Айзеншписа) у прекратившего существование Кино. Вместе с переменами сердца требовали и нового звука. 1990-й был годом феноменального взлета Depeche Mode в России, но поскольку те были далеко, а стране нужны были свои герои, вакантную нишу заняла Технология. Их композиции, порой, были отчаянно вторичными (сложно, например, не услышать "Behind The Wheel" в песне "Холодный след"), но дело своё Рябцев, Величковский, Нечитайло и Кохаев знали. Речи о том, чтобы переплюнуть DM, особенно и не шло (тем более, что британцы стремительно превратились в рок-группу), а на общем синти-поп фоне Технология смотрелась весьма неплохо. Концерты в поддержку альбома "Всё, что ты хочешь" собирали по 10-15 тысяч зрителей, но развить успех по большому счету не удалось. Мода стала меняться, Роман Рябцев подался в хэппи-хардкор, Леонид Величковский продюсировал Ладу Дэнс, Айзеншпис занялся Владом Сташевским, а Технология, то и дело меняя состав, продолжала записывать синти-поп пластинки – хорошие, но предназначенные для достаточно узкого круга адептов. В 2015-й группа пришла в статусе заслуженных ветеранов жанра, слегка побитых, но несломленных.
Био "Новая Сила" (1993)
Александр Яковлев на обломках "конструктора" собрал новую группу и продолжил начатое дело. Года до 1995-го Био играли образцово-показательный героический синти-поп "на серьезных щах". На первых двух альбомах группы немало хитов, самый яркий из которых, духоподъемный боевик "Новая сила", отлично сгодится, например, на роль гимна "Партии прогресса" Навального. В 1995-м Яковлев решил все же впрыгнуть в уходящий поезд клубной электроники. Музыка Био стала более позитивной и танцевальной, а на собственный лейбл Electric Records Александр, по слухам, безуспешно пытался подписать начинающую команду Руки Вверх. Все нулевые ни Яковлева, ни Био, было практически невидно, но в прошлом году группа выпустила альбом "Первопроходцы", звучащий как классический героико-романтический Био начала девяностых.
Arrival "Простые слова" (1991)
Вместе с Технологией, дуэт Дмитрия Постовалова и Олега Радского сделал, пожалуй, наиболее успешную карьеру среди выдвиженцев синти-поп подполья. Своей популярностью Arrival обязаны в первую очередь московскому молодежному FM-эфиру: их треки крутили "М-Радио", "Максимум", а затем и "Станция". Песня "Простые слова" была их первым и, наверное, самым большим синти-поп хитом, а по-настоящему прославились Arrival уже более "рейвовыми" вещами – "Пространство и время", "Fuck-off Браконьеры", "From Moscow To Krasnoyarsk" (по мере движения от синти-попа к клубной электронике Arrival всё больше становились соло-проектом Постовалова). Позже Дмитрий в качестве продюсера успешно, хоть и недолго, занимался поп-группой Демо, но сейчас Arrival воссоединились, вернулись к корням и время от времени выступают с концертами.
Фомальгаут "Город неоновых огней" (1992)
Синти-поп ипостась группы Фомальгаут, где тон задавал диск-жокей М-Радио Игорь Космонавт, так и осталась практически недокументированной. У них не было ни клипов (если не считать любительские видео с выступления на съезде фанатов Depeche Mode), ни магнитоальбомов. Большая часть песен тех времен дожила до наших дней в виде записей с радио – пользуясь служебным положением, Космонавт нередко ставил свои треки в эфире М-Радио, которое было в 1991-м-1992-м едва ли не главным в столице рупором современной музыки. Позже группа переориентировалась на более клубный, коммерческий звук, и одно время в состав Фомальгаута даже входил DJ Слава Финист. В середине 90-х проект мирно угас, но Игорь Косенко и сейчас при делах, играет лаунж в группе Triangle Sun.
Органическая Леди "Эхо вселенной" (1989)
Отечественная (да и мировая) поп-музыка конца 80-х – начала 90-х была крайне богата на странных персонажей, так что появление там певицы-андрогина с низким голосом и имиджем биоробота, даже не слишком удивляло. Помимо экстравагантного образа Органическую Леди тех времен отличали "дорогие" (то есть сделанные в хорошей студии, а не на коленке, как у многих героев этого списка) аранжировки с холодным синтезаторным звуком. Сейчас её появление в телевизоре было бы невозможно, а тогда Леди была вполне себе персонажем поп-истеблишмента. Она появлялась в телешоу вроде "Хит-парада Останкино", давала стадионные концерты, а видео для её снимал пионер отечественного клипмейкинга Михаил Хлебородов. В середине девяностых Органическая Леди заметно повеселела, записала большой евроденс-хит "Дай мне любовь", а затем медленно исчезла с радаров. Последнее сколько-нибудь заметное упоминание – коллаборация с группой Балаган Лимитед.
Светлана Владимирская "Город снов" (1994)
Лучшее доказательство того, что не было в России начала девяностых жанра важнее синти-попа – певица Светлана Владимирская. Если Органическая Леди, мелькая на ТВ, проходила всё же по категории "эка невидаль" и брала в первую очередь странным имиджем, то Владимирская была прямо-таки эстрадной певицей, чьи песни звучали из каждого утюга. Современные синтетические аранжировки её популярности не только не мешали, но и помогали. Её одинаково любили и радиостанции с русской попсой, и модный "Максимум". Правда, в большой русский шоу-бизнес, взлет которого пришелся на вторую половину девяностых, Владимирская уже не вписалась и вообще кончила плохо. Ушла в секту, уехала в Сибирь (вследствие чего стала героиней всевозможных трешовых телешоу), затем вернулась, пыталась петь "застольные песни", потом безуспешно ремикшировала собственный "золотой фонд" - короче говоря, пустилась во все тяжкие.
ТДК "Радиоромантика" (1992)
Группу TechnoDanceClub (они же TDC, они же ТДК) основал в 1990-м году Вадим Угрюмов (позже известный как Motor), и играли они тогда, по его собственным признаниям "техно-поп на каких-то советских синтезаторах" под влиянием Depeche Mode и Kraftwerk. Записей с тех времен почти не осталось, но одна вещь всё же успела просочиться в эфиры к Яковлеву на "Юность" и диджею Фонарю (в тот момент еще называвшему себя Капитаном Фанни) на "Максимум". Позже проект TDC, как и многие, переключился с синти-попа на этакий "хэппи-хаус", построенный на сэмплах из мультфильмов (вот же странная была мода) и даже имел в этом качестве определенный успех. А примерно с конца девяностых и до нынешних времен Вадим Угрюмов активно занимается экспериментальной музыкой и курирует авангардный лейбл top40 с довольно широким репертуаром от фри-джаза и неоклассики до дрон-эмбиента.
Ольга Восконьян "Автомобили" (1989)
Единственная дошедшая до наших дней песня Ольги Восконьян записана при участии всё того же Александра Яковлева (позже Ольга станет его женой, а также поучаствует в нескольких реинкарнациях Био). Возможно, никто бы эту вещь и не заметил, если бы не клип, а точнее – фигурировавшая там "Панголина", один из легендарных советских автомобилей-самоделок. Клип время от времени мелькал в эфирах ретро-телеканалов, а в начале 2010-х внезапно всплыл уже как хит блогосферы на волне интереса к всевозможной затерянной синтезаторной музыке (как в девяностые России нужны были свои Depeche Mode, так в десятые требовались свои Openheimer Analysis). Большой истории из этого не вышло – Ольга не написала новый альбом, не издала старые песни на 180-граммовом виниле (возможно, больше песен и не было) и не выступила на "Пикнике "Афиши". Но переиздание сингла всё же случилось – на загадочном лейбле Baran Records, в формате открытки-флексидиска а-ля журнал "Кругозор".
Месмер "Безумный космос" (1992)
Еще одни выдвиженцы эфиров Яковлева и Фонарева, а также герои клубных синти-поп фестивалей, проходивших под патронажем Depeche Mode-комьюнити. История их очень похожа на путь многих, о ком мы здесь уже говорили. Сначала – отменный мрачноватый "синти", так и не добравшийся в итоге до релизов, даже самиздатных, затем крен в сторону танцевальной музыки, в меру успешные, но уже не столь яркие альбомы на кассетах и CD и, наконец, медленное исчезновение с радаров.
Скрябін "Мiй брудний космос" (2001)
Это песня уже совсем из другого периода и даже из другой страны, но разговор про синти-поп на пост-советском пространстве нельзя завершить, не упомянув группу Скрябiн. Взлёт этих украинцев пришелся на вторую половину девяностых – синти-поп тогда если и не входил в моду снова, то однозначно прошёл свой низший пик и считался этаким "породистым ретро". В России в этот момент случился пик интереса к украинской и украиноязчыной музыке, многие из этих групп (и Скрябін были в их числе) звучали не только на "Максимуме", но и на только открывшемся "Нашем радио". "Мiй брудний космос" был не первым, не последним и, очевидно, не самым главным хитом группы, но запомнился почему-то больше всего. Синти-поп лидеру группы Андрею Кузьменко вскоре наскучил, он набрал новый состав, переключился на поп-рок, запустил несколько параллельных проектов, в общем, был активен и заметен, пока не погиб в автокатастрофе 2 февраля 2015-го.
14 февраля Технология даёт большой сольный концерт в московском клубе Yotaspace.
1838 – Родился Карл Давыдов - русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876-1887 гг »»
1947 – Родился Райлэнд "Рай" Питер Кудер - американский гитарист, певец, композитор и продюсер. Известен своим мастерским использованием слайда при игре на гитаре. Одним из самых успешных проектов Кудера стала сборная группа Buena Vista Social Club »»
1955 – Родился Ди Снайдер - рок-музыкант, фронтмен глэм-метал группы Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель и обладатель заразительного смеха »»
1955 – Родился Ди Снайдер - вокалист и фронтмен глэм-металлической формации Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель. В списке ста лучших метал-вокалистов всех времён, опубликованном в журнале HitParader, Снайдер занимает 83-ю строчку »»
1984 – На ленинградском ТВ снимается первая программа о рок-музыке в СССР «Музыкальный ринг». В первом«Ринге» участвовал «Аквариум», но группу пришлось представить как музыкальных пародистов »»
Ben JOHNSTON (1926)
Arif MARDIN (1932)
Charles LLOYD (1938)
Mike LOVE (1941)
Sly STONE (1944)
Ralph MACDONALD (1944)
Howard SCOTT (1946)