Немецкий саксофонист Петер Брётцман, который небезосновательно считается одним из зачинателей европейского фри-джаза – одна из немногих фигур, связывающих два поколения джазменов-экспериментаторов и два пика развития импровизационной музыки. Весной Петеру исполнится 74, и его становление его как музыканта происходило в шестидесятые. Он полюбил джаз, попав однажды на концерт Сиднея Беше (Sidney Bechet), а своими учителями и вдохновителями называет Альберта Эйлера (Albert Ayler), Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins) и Сонни Роллинза (Sonny Rollins).
При этом Брётцман отлично вписался в современный импровизационный "континуум", куда входит многочисленная плеяда скандинавских исполнителей, американцы Кен Вандермарк (Ken Vandermark) (саксофон), Хамид Дрейк (Hamid Drake) (ударные, перкуссия) и Джейсон Адашевич (Jason Adasiewicz) (вибрафон), японский трубач Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) и даже рокеры-авангардисты из группы Sonic Youth. Дело видимо в том, что Брётцман (Peter Brötzmann) – последовательный бунтарь, и возраст не делает его мягче. Его ранние записи вроде альбома "Machine Gun" (1968), по сути, предвосхитили джаз-панк. Саксофон Брётцмана звучит резко, напористо и агрессивно, что отличает его от американской школы фри-джаза, которая роднится скорее с академическим авангардом и занимается деконструкцией свинга.
И хотя Брётцман много играет с артистами своего поколения и причисляет себя скорее к продолжателям джазовой традиции, мы больше привыкли видеть его в составах "новой школы". Три года назад Петер выступал в "Доме" с ADA Trio, теперь везет сюда, можно сказать, новый проект. Норвежец Пол Нильсен-Лав (Paal Nilssen-Love) (ударные), перекочевавший в новый состав как раз из ADA, в особенном представлении не нуждается. Пол приезжает в "Дом" как домой – с каким бы составом он ни выступал (это могут быть Atomic, Fire Room, Frode Gjerstad Trio и конечно его любимое детище The Thing), аншлаг и овации гарантированы. А вот американский тромбонист Стив Свелл (Steve Swell) фигура чуть менее раскрученная, но не менее интересная. 60-летний Свелл прошёл классическую джазовую школу, начинал в больших составах Бадди Рича (Buddy Rich), но затем с головой погрузился в эксперименты. Впрочем, на фоне Брётцмана Свелл выглядит консерватором – в качестве бенд-лидера он продвигает "очень американское" фри-джазовое звучание, здесь нетрудно усмотреть параллели с тем же Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman). Стив Свелл выступал и записывался вместе с Кеном Вандермарком, Хамидом Дрейком и Уильямом Паркером (William Parker), много играл с Полом Нильсен-Лавом, а вот опыт сотрудничества с Брёцманом для него сравнительно новый. Так что московский концерт – заодно и повод посмотреть на то, как складывается на ходу головоломка.
Партнёр-организатор проекта – Институт имени Гёте в Москве. При поддержке Посольства Норвегии в России.
Петер Брёцманн – тенор-саксофон, тарогато (Германия)
Стив Свэлл – тромбон (США)
Пол Нильссен-Лав – ударные (Норвегия)
Москва, КЦ "Дом"
25 февраля, 20:00
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)