Я сейчас ощущаю себя как тот оптимист из анекдота, который на слова пессимиста "хуже уже не будет" начинает радостно кричать: "Будет! Будет!". Сами посудите, друзья: велика ли вероятность, что в 2015 году мы сможем продолжать нормально работать? Оставят ли нам музыку, оставят ли нас в покое? Давайте прикинем наши шансы.
Закрытие сайтов
На протяжении года мы непрерывно ощущали, как из нашей среды обитания постепенно выкачивают кислород. На многих сайтах появилась заглушка Роскомнадзора, Минкомсвязь проводит учения по отключению Рунета от WWW, ужесточается контроль над международным трафиком и доменным пространством в зоне .ru и .рф с фильтрацией всего сетевого контента. Как и предупреждали эксперты, от цензуры страдают далеко не только сайты с детской порнографией - сейчас закрыть сайт можно просто по доносу конкурента. Более 90% блокировок происходит по "ложным обращениям". При этом блокируется не отдельная страница, а весь сайт: а чего мелочиться-то? Если на заборе написано "Х*Й", надо не только срыть забор, но и дом взорвать, и жильцов поставить к стенке.
Самое печальное, что в значительной степени инициаторами всевозможных запретов и ограничений становятся российские же интернет-деятели, обнаружившие золотую жилу в том, чтобы эксплуатировать фобии руководящих лиц и зарабатывающие на т.н. "защите цифрового суверенитета" российского сегмента Всемирной сети. Единственным реальным следствием этой борьбы за "суверенитет" оказываются произвол и разрушение.
Я еще могу понять идею блокировать торренты, хотя блокировать надо не сам торрент, а конкретную пиратскую раздачу, но, простите, в чем смысл блокировки юмористического сайта Lurkmore? Чем и кому помешал питерский сайт о культуре? Кому мешал портал Lostfilm.tv, на котором размещались озвучки для сериалов? А как вам нравится витающая во властных кругах идея заблокировать весь Twitter, Facebook и даже iTunes?
Допустим, заблокированный сайт продолжает работать и все продолжают ходить на него через Tor и разнообразные настройки на Chrome и Opera. Но, простите, на что сайт будет существовать и как зарабатывать? Ни один респектабельный рекламодатель не поставит свою рекламу на заблокированный сайт.
Там рядом еще пробегал закон об ограничении иностранного капитала в СМИ. Подписанный 1 октября закон принудительно ограничивает долю международных инвесторов до 20%, что делает невозможным появление на российском рынке 99% мировых музыкальных изданий. А к нему добавили рекламные ограничения - запрет платным каналам рекламировать что-либо на собственных площадках. Считается, что закон был лоббирован федеральными телеканалами и ведет прямиком к государственной монополии. Нас это пока не очень касается, если не помнить, что за Интернетом приходят сразу же после ТВ, так как это второй по величине медиарынок. Так что в ближайшее время ждите закрытия или перепродажи любимых сайтов.
Запрет рекламы и закон о блогерах
Ага, мы ужасные. Мы зарабатывали на рекламе табака и алкоголя, рассчитывая на то, что наши посетители - люди взрослые и сами как-нибудь разберутся, что им слушать и что употреблять. И вместе с нами это делали многие отличные издания, ныне подлежащие закрытию либо уже закрывшиеся. Запрет рекламы пива - минус половина летних фестивалей. Запрет рекламы табака - минус все клубные вечеринки.
Сейчас вы читаете, в основном, не "дорогую" журналистику, а ленту друзей и "колонки блогеров" на сайтах-агрегаторах. Положим, ваши друзья - действительно эрудированные люди, но вряд ли они будут заниматься исследовательской работой, прежде чем написать репортаж или анонс концерта. Максимум, на что вы можете рассчитывать в их исполнении, - "был на Мэнсоне, круто!" и селфи на фоне сцены. Кстати, при этом вы еще и части своих друзей лишитесь: летом вступил в силу закон, согласно которому блогеры, владельцы страниц в ЖЖ, соцсетях и на сайтах с аудиторией более 3 тысяч человек должны идентифицироваться, проверять информацию и выражаться цензурно, что меломанам далеко не всегда удается. Словом, этих тоже вычеркиваем.
Отмена концертов и травля музыкантов
Даже при запрете рекламы концерт еще имеет шансы состояться и стать кассовым. Но развернувшаяся охота на инакомыслящих музыкантов и травля промоутеров лишает нас темы для репортажей. В этом году Звуки куда чаще писали не об успешных шоу, а о запретах и отменах выступлений "неугодных" артистов.
Вы еще не замечаете, но концертов реально стало мало. И станет ещё меньше, учитывая, что рейдерам от "нравственности", срывавшим один за другим концерты западных тяжёлых групп (в их числе Behemoth, Marylin Manson, Cannibal Corpse и др.), а затем докопавшимся и до команд из стран бывшего СНГ, а далее - до Нойза и Макаревича, не только не дали по рукам, но и напротив, их деятельность прямо поддержали на высшем уровне.
Лишение артистов доходов от музыки
Российский союз правообладателей (РСП) предложил собирать по 300 рублей в год с интернет-пользователей. Эта "глобальная лицензия" распространится на все виды контента - кино, музыку и книги. По сути, Никита Михалков, объединившись с РАО, решил обложить гигантским штрафом всех провайдеров, дав им индульгенцию на создание огромной пиратской помойки и лишив музыкантов права голоса: кому и на каких условиях отдавать свою музыку. То, что деньги они с РАО на этом выкачают немалые, очевидно - как очевидно и то, что все полученные средства будут распределены между дельцами из РСП и РАО, а музыканты, как обычно, не получат ни копейки.
Характерно, что про обсуждение инициативы в Общественной палате РФ (по итогам которого РАО бодро отчиталось, что музыкальная отрасль "встретила инициативу с одобрением") почти все представители провайдеров, музыкантов и лейблов, кроме ангажированных, узнали постфактум: их на него просто не позвали. Напомним, что Россия все еще считается членом ВТО, и, согласно уставу этой организации, обязана запретить на своей территории действие системы бездоговорного управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, каковой является и РАО, и РСП. Обязательство России перед ВТО предельно ясно: отменить бездоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу IV части Гражданского кодекса РФ, что произошло в январе 2008 года. То есть с января 2013 года. Однако РАО все еще собирает деньги, а теперь их планируется собирать еще и с вас, дорогие пользователи, увеличивая тем самым стоимость вашего доступа в Сеть. При этом от каждого заплаченного вами рубля доход получат Никита Михалков и Юрий Антонов, а не Баста и не Noize MC.
На сайте Российская общественная инициатива проходит сбор подписей против михалковского законопроекта. Петиция набрала уже около 15 000 голосов из 100 000, которые необходимы для её рассмотрения. Присоединяйтесь.
Импортозамещение в эфире
Пока эфир зарастает разной степени пошлости "Голубыми огоньками", депутат Госдумы Алексей Диденко подготовил законопроект о внесении дополнений в федеральный закон "О средствах массовой информации". Дополнение сильно напоминает времена СССР: предлагается ввести ограничение на использование иностранных языков в музыкальных композициях в эфире телевидения и радиовещания до 15%. Согласно проекту закона, исключение делается только для языков стран, входивших в состав Советского Союза. Депутат считает, что этот шаг "позитивно скажется на популяризации отечественного музыкального продукта и ограничит влияние западной культуры" и что "вводимые ограничения являются не цензурой, а защитой русского языка". По мнению парламентария, совершенно нелогично, когда более 80% песен в телеэфирах исполняются на иностранных языках". Повеяло чем-то неприятным и хорошо знакомым. "Сейчас на главном государственном канале идет музыкальный проект "Голос", имеющий очень высокие рейтинги. И вот на этом проекте вы чаще всего услышите песни не на русском, но на иностранных языках. Более того, один из судей даже заявил, что принципиально ставит более низкие оценки тем, кто поет на русском. А учитывая то, что "Первый канал" является самым крупным в России, который покрывает территорию вплоть до самых отдаленных деревень, то очень удручает ситуация, когда массовый зритель получает западный продукт," - сообщает гордый собой законотворец. Он, видимо, вполне доволен той невообразимой безвкусицей, которую производит российская поп-сцена, и желает слышать это постоянно.
Санкции за нарушения введенных квот составят до 30 тысяч рублей для должностных лиц и до 100 000 рублей - для юридических лиц. Словом, вы поняли? Пока что эта новелла не касается интернета, но радио и телек давно пора выкинуть, если вы не сделали этого раньше. Потому что эта история про 15% - это, на самом деле, далеко не все, о чем грезят законодатели. Ведь господа не будут рады, если в ходе программы импортозамещения на "Первом канале" или на радио появятся NRKTK, Шкловский или там Padla Bear Outfit. Им надо, чтобы все стало ровно и благостно, как на приснопамятной советской эстраде. Кстати, эти изменения уже происходят, и даже замечательная программа "Голос", на которую Диденко сослался при подготовке своего маразматического законопроекта, наглядно демонстрирует, как советская песня способна уничтожить в артисте все живое. Не верите? - Посмотрите!
Вот это - победительница нынешнего "Голоса" во время "слепых прослушиваний" исполняет песню Sia.
Как Александра Воробьева исполнила слезливый хит "Лебединая верность' - напоминать не надо. "Женщину вынули, автомат поставили", как говорил герой антиутопии "Кин-Дза-Дза". А все потому, что нет в официозе души и неоткуда ей там взяться.
Что же из этого следует? - Следует жить
Как видите, вариантов у нас немного. Не закроют - так накажут. Не накажут - так лишат доходов. Не лишат доходов - так еще что-нибудь придумают.
И именно это вселяет в меня уверенность, что нужно продолжать работу, пока это возможно. Не станет возможно - придумаем что-нибудь.
P.S. Да, для тех, кто дочитал до этого места: с 1 января у Звуков - новый главный редактор, Дима Куркин, с 2008 года бывший моим замом. А я останусь на Звуках в роли гендиректора и... нет, подписываться буду по-прежнему.
С Новым годом, дорогие мои. Прорвемся!
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)