Ежегодная Красноярская ярмарка книжной культуры, в сокращенном виде любовно именуемая КРЯКК, по праву считается одним из самых интересных культурных событий года, причем не только в Красноярске, но и во всей близлежащей Сибири - благо, размах и статус это позволяют. Помимо широкой программы, связанной непосредственно с популяризацией чтения, уже не первый год фестиваль позволяет себе проводить любопытные эксперименты с музыкальной программой - прошлые несколько лет её курировал журналист Денис Бояринов со своим лейблом "Тёмные Лошадки", с концертами здесь также выступали Mujuice, Самое Большое Простое Число и On-The-Go, но при этом основу программы всё равно составляли сибирские инди-музыканты. Все это великолепие организовано фондом Михаила Прохорова, и этот год не стал исключением - его поддержка позволила впервые объединить музыкальную программу в единый фестиваль "Кулик-фест".
Клуб "Эра" находится прямо на берегу "Енисея-батюшки", на первом этаже здания, на крышной установке которого красуется соответствующая фраза. Живописный вид на широкую реку и мост через неё открывается в круглых метровых окнах, на стене - фрески с изображением, например, Сезарии Эворы, повсюду стоят стеллажи и развешаны полки с книгами, кроме того, в одной из комнат и вовсе установлено несколько качелей. В гардеробе нет привычных номерков, номер вешалки пишут маркером поверх фирменной печати, дающей право на вход. Подход практичный - такой "номерок" не потерять, правда, если часто ходить на улицу курить, есть шанс исписать предплечье целиком.
Публики на фестивале было в достатке, но не сказать, чтобы клуб всегда был битком - и в этом кроется на первый взгляд не очень заметная проблема подобных мероприятий. Сибирское музыкальное инди-сообщество очевидно и отчасти вынужденно "варится в себе": ни про одного артиста местного лайн-апа я раньше не слышал, хотя всецело стараюсь следить за новой русской музыкой этого жанрового сегмента (но, вероятно, это и мой просчёт, не отрицаю). Это предмет отдельного разговора, не совсем связанного с Кулик-фестом, но, получается, что ситуация с той же "Волной", где идёт постоянный поиск новых инди-коллективов, это повторение истории с "Нашим Радио" в миниатюре (пусть и не в такой категорической форме и меньших масштабах): не засветился там - и о тебе в соответствующих кругах не знают.
Местные музыканты, поочередно играя в крупных сибирских городах, многим потенциальным слушателям уже знакомы и их выступление априори не является каким-либо событием для местной тусовки, в отличие от московских хедлайнеров. Так и получается, что наибольшее скопление публики было на москвичах, хотя изначальная цель была познакомить публику с местными именами. Возможно, стоит системно менять подход к структуре таких фестивалей: чередовать группы известные и не очень, благо, уровень позволяет это делать. Или же устраивать выездные шоу-кейсы. Или сделать двухчастный фестиваль с одинаковым лайнапом в разных городах, дабы равномерно привлекать публику, заинтересованных в тех или иных исполнителях.
Фестиваль открыли кемеровчане Plane Passenger, игравшие мелодичный, постепенно раскачивающийся дрим-поп с традиционной для пост-рока плачуще-ревущей сольной гитарой. На самом деле странно, что подобной музыки сочиняется в Сибири не очень много - подобный саундтрек легко представить к любой документальной картине про местные реалии, хоть погодные, хоть жизненные. Из композиций особенно запомнились вещь с красноречивым названием "Breath-Love-Fuck" и "One Day", инструментарий у группы тоже любопытный - помимо неизбежной гитары и баса, приметный внешним видом (а точнее, узнаваемой бородой) участник группы орудовал дрампэдом и, периодически, синтезатором с вокодером. Как поклоннику жанра, который сам по себе не отличается творческой сильной вариативностью, мне выступление Plane Passenger понравилось - с удовольствием послежу за их творческим развитием. Многообещающий фестивальный старт.
Хотя организаторы сознательно пытались устроить фестивалю разнородный лайнап, даже в таких условиях группа Собачий Триндем №2 (Томск-Кемерово) выглядела телом инородным. Странный инструментарий говорит о некоем арт-позиционировании группы: ручная пила, листы жести с цепями, металлофон и аккордеон сопровождают прямолинейный рык заведенной акустики. Но все эти аранжировочные изыски, действительно неплохо использованные, выглядели как ретушь к не особо увлекательному собственно музыкальному материалу - странная лирика в духе "мои глаза запотели", и ассоциации с группой Выход, Алексеем Заевым и Кооперативом Ништяк, причём не с самыми лучшими чертами всех этих исполнителей. Совершеннейшая вещь в себе, и, безотносительно богатого творческого багажа лидера группы Глеба Успенского, не могу предположить, кому в 2014 году такую музыку можно посоветовать послушать.
Совсем непонятно, зачем человек в маске, выступающий под именем lielielie играет в условную анонимность. Кажется, его настоящее фамилию и имя знали все, кто хоть как-то знаком с местной сценой. Впрочем, эта "игра в Zomby" оправдывается музыкой - тут и ожидаемый гэрридж, и прочие ломаные ритмы, и прямолинейное техно, причем всё звучит нон-стопом и звучит симпатично, интересно, и не без приятных гармоний. В общем, хоть завтра букируй парня на вечеринку в "Солянку" - и это, с одной стороны, похвала, а с другой звучит как приговор. Но мы, пожалуй, остановимся на первом толковании этого тезиса.
Авангардное объединение Студия Неосознанной Музыки из Кемерова и Санкт-Петербурга существует одновременно в виде нескольких музыкальных коллективов, большая часть которых строит свою музыку на импровизационных моментах. Проект Части тела, в свою очередь, более музыкально традиционный - это абстрактный хип-хоп, штурмующий мозг слушателя, сходного толка с ранним Самым Большим Простым Числом и Птицу Емъ. Правда, и тем и другим группа сильно уступает - первым в плане замысловатости и уникальности звукового сопровождения, а вторым - в плане лихости лирики, закрученности песенных сюжетов и удерживанию интереса и внимания слушателя в принципе. Интересно было бы послушать и другие проекты объединения, чтобы почувствовать разницу, без этого сложно сделать какие-либо выводы по поводу того, какая из творческих ипостасей более достойна того, чтобы группа на ней сконцентрировала основное внимание.
Из местных групп с наибольшим воодушевлением встречали Дом Культуры - новую группу известного в Красноярске музыканта Сергея Пастуха. С культовым ДК ничего общего: группа играет воодушевленную и лёгкую поп-музыку, которую сами музыканты по праву называют "нео-романтикой". Восьмидесятнические мотивы и аранжировочные приёмы соседствуют с беззаботностью нашерадийного поп-рока начала нулевых. Каждая вторая песня - потенциальный хит, а "За руки" зал исполняет практически хором. При этом музыкантов явно "прёт", так что неудивительно, что группе позволили растянуть свой сет ещё на три песни, да этому никто и не сопротивлялся. Присоединюсь к ожидающим полноценного студийного дебюта группы - эти песни вполне могли бы звучать и на более крупных площадках.
Первым выступившим хедлайнером фестиваля становится группа Окуджав, у них у первых же начинаются основательные проблемы со звуком. Пусть, казалось бы, в группе всего трое человек, но первую половину выступления она отчаянно воюет со звуковым балансом, в котором сначала совсем потерялся Даниил Шайхинуров, игравший на гитаре и хитро использовавший различные педали и вокодеры, а потом, после небольшого перерыва, его вывели так громко, что тот стал очевидно доминировать над Вадимом Королёвым и Катей Павловой. Зато сразу стало слышно то, сколько Даниил, оказывается, сделал для узнаваемого звучания Окуджава, что в деликатной и размеренно-органичной записи можно просто не заметить. Так что в этом трио воистину творческое равноправие. Ситуация выправились ближе к концу, и "Диджей" с "Цирком" пошли уже на ура, да и звук музыкантам удалось-таки оседлать.
Даниил же, в свою очередь, остался на сцене с другой своей группой La Vtornik, в которой вышел на первый план, и тут окончательно меня впечатлил, дав танцевального жара самым стойким из посетителей фестиваля (всё-таки, уже шел второй час ночи). Можно, конечно, посетовать, что живьем для фанк-попа можно было и развернуть инструментарий до хотя бы живого баса, но впервые за фестиваль кто-то дал публике танцы, причем танцы что надо. Плюс, Шайхинуров также достойно справляется с ролью фронтмена группы, забирая во время сета на себя всё внимание своей искренней экспрессивностью – получился, в общем, у парня небольшой бенефис.
Репортаж со второго дня читайте на Звуках завтра.
1962 – В Тбилиси родилась Тамара Гвердцители, грузинская певица и актриса, обладательница глубокого насыщенного вокала. Ее песни звучат на грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, украинском, армянском, немецком и других языках »»
2012 – Родился Джонатан Дэвис - вокалист калифорнийской nu-metal группы Korn и фотограф журнала Playboy »»
Johnny COSTA (1922)
Hargus "Pig" ROBBINS (1938)
T-Bone BURNETT (1945)
Frankie KNUCKLES (1955)
Tom BAILEY (1957)
Jeremy HEALY (1962)
Joanna NEWSOM (1982)