Выступление Вежливого отказа в Центре Мейерхольда пришлось как нельзя вовремя. Группа играет концерты не то, чтобы редко, но точно не частит. А к этому дню подоспело лимитированное переиздание альбома “И-и раз!.. “ (Геометрия, 1992/2014), которое завершило второй том архива команды. Перед шоу знакомый музыкант одного с “Отказом“ поколения, спросил – "Так что, теперь на концерты ходят?" Оказалось – да. Зал был практически заполнен. Площадка для рок-сейшенов была новой, сцена без кулис - непривычной. Перед концертом шла какая-то важная лекция, и народ поэтому отправляли поначалу прямо в буфет. Это правильно – часть граждан загрузилась и кричала с галерки глупости, создавая приятную атмосферу рок-бардака.
Концерт состоял из двух частей. В первую вошел материал переизданного альбома "И-и раз!.." - за фортепиано сидел игравший в группе в то время Максим Трефан. А во второй исполнялись сравнительно недавние и неизданные вещи. Тут уже место клавишника занимал Павел Карманов, причем известный композитор шустро перемещался от электроинструмента к роялю.
"Отказ" делает вышколенную смесь рока, джаза, фолка и эстрады. Все участники состава - мастера, каждый может сыграть все, что угодно. А у лидер-вокалиста-гитариста Романа Суслова в голове явно звучат все его хитровывернутые мелодии со всеми нюансами аранжировок. По крайней мере, дважды ходы коллег вызывали изумление на лице Романа. Но мастерство – коллективное и личное - помогало все обыграть так, что зрители только получали удовольствие. Группу и на концерте, и вообще по жизни спасает то, что в ней каждый музыкант - самостоятельный и сильный. “Вежливый Отказ“ для них не способ выживания, а окно в свободу. Но свободу организованную и продуманную – схема в чем-то повторяющая суть музыки вообще.
Группа легко мешает вещи, построенные на звукотворчестве и фонемах с радостными ретро-номерами. Два анкора, овации, многие вещи Отказа узнавались всем залом. Это не хиты в поп-радио-понимании, это хорошие друзья-знакомые – некоторые тексты звучат, как мантры: “Жаль…“, “…за папиросами…“, “Ронкероль“. Перед сценой танцевали веселые дети и мужчины навеселе: они-то не боялись трудных звукосочетаний и точно ловили эмоцию. Потом уже пришла информация, что борьба за звук в непривычном зале шла на протяжении всего вечера. На верхних рядах и на балконе битва была скорее проиграна, но там, где сидели мы, победа качества, а значит, и добра, - была безусловной.
На этом фоне запомнились эпизоды и мелочи – например, бурное и мужественное вокальное трио Роман Суслов - Сергей Рыженко - Дмитирий Шумилов, или то, как рок-скрипач Рыженко звуком своей скрипки поддерживал всплески джазовых тарелок Михаила Митина. Трубач Андрей Соловьев, оправдывая свою фамилию, исполнил соло художественным свистом.
При этом особо было заметно, как Суслов по-хозяйски дирижирует своим маленьким оркестриком.
“Вежливый отказ“ играет бескомпромиссно, сложно и красиво. Публика осталась в благодушном настроении и уверенности, что ее любимая группа по-прежнему входит в небольшую обойму лучших отечественных рокеров, которых можно с гордостью показать на любом уровне и в любом соседстве.
А альбом просто стоит почаще переслушивать.
1995 – Группа«Тайм-Аут» играет концерт на Северном полюсе »»
Mundell LOWE (1922)
Iggy POP (1947)
Paul DAVIS (1948)
David Van TIEGHEM (1955)
Roger SMITH (1959)
Michael TIMMINS (1959)
Robert SMITH (1959)
Анастасия ПРИХОДЬКО (1987)
Neal MATTHEWS (2000)