Поэт Илья Резник со скандалом отказался от сотрудничества с Российским авторским обществом (РАО), назвав его выплаты "смехотворными и унизительными", и изъял все права на свои произведения из коллективного управления РАО.
Резник также опубликовал открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, попросив его "вмешаться в ситуацию, складывающуюся в области управления авторскими правами в Российской Федерации".
"Действующие правовые нормы в области защиты и охраны интеллектуальных прав на настоящий момент находятся в условиях произвольного толкования небольшой группы людей, использующей декларативность этих норм в своих корыстных и далеких от изначальных целях," - говорится в письме. - "Призванное изначально защищать и охранять права авторов, их интеллектуального труда, РАО фактически распоряжается правами автора вопреки его воле, диктуя свои кабальные условия и навязывая автору мизерные, унизительные тарифы".
Ситуацию так и тянет назвать "забавной", даром, что в действительности ничего забавного в ней нет. Разве что комичное. Илья Резник, популярный поэт-песенник, народный артист России, лауреат множества наград, включая премию ФСБ, обращается к главе правительства РФ с почтительной просьбой "вмешаться в ситуацию", которая в действительности сложилась не сейчас, не год и не два назад и давно уже приобрела абсурдистские очертания.
История о том, как РАО "искало" группы Рада и Терновник и Animal Джаz, чтобы выплатить им причитающиеся деньги, стала уже классикой. Классикой, которая почти дословно повторяет фразу из нечасто вспоминаемой заключительной части "Властелина Колец", когда один из жителей разорённого Шира говорит: "Учета было много, а раздачи, можно сказать, никакой."
Но это скорее невинный анекдот. А вот уже и не анекдот: несколько лет назад РАО прославилось на всю планету защитой прав на интеллектуальную собственность группы Deep Purple - от покушения на них со стороны самой группы Deep Purple.
На вопрос, с какого Кафки это вообще оказалось возможным, ответ заключался на тот момент в статьях 1242 и 1244 ГК РФ, наделявшего ОКУПы правом подавать иски от имени "неопределённого круга правообладателей". А если попроще, то все организаторы, по мнению РАО, обязаны перед привозом иностранных артистов, даже при наличии прямых договоров с теми, являться пред светлы очи аккредитованных правоуправителей и получать ярлык на проведение концерта. Или пенять на себя.
И российские суды эту кафкианскую действительность охотно поддерживали. Правда, случались и увесистые, многосерийные "обратки", когда промоутеры переводили бой на территорию противника, но общей картины, - той самой, против которой внезапно взбунтовался маэстро Резник, это особо не меняло.
Самое же интересное заключается в том, что Россия, много лет стремившаяся в ВТО и, наконец, вступившая в него, взяла на себя обязательство свернуть деятельность своих ОКУПов, в числе которых РАО и ВОИС. Было ли это сделано? Нет. И почему-то это не кажется неожиданным. РАО и ВОИС, успешно и с огоньком, добились продления собственной аккредитации на сбор дани (ах, да, и раздачу, но это мелочи), в 2013-м и 2014-м годах, соответственно, на десять лет, несмотря на то, что РФ обещала отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу 4-й части Гражданского кодекса. То есть до января 2013 года.
"Только вмешательство государства поможет исправить ситуацию, при которой деятели культуры, науки и искусства в нашем государстве получают за свой труд мизерное вознаграждение, видя, как их произведения производят миллионы и миллионы различным шоуменам и прочим деятелям, подвизающимся на ниве культуры", - утверждает Резник.
Проблема в том, что именно государство продлило аккредитацию вышеупомянутых ОКУПов и обеспечило им безбедное существование. Государство в лице Министерства культуры (это к вопросу о "ниве культуры"). Что прямо указывает на то, куда на самом деле направлен вектор политической воли.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)