Авант-фест ""Длинные Руки 10+ фестиваль Сергея Курехина - традиция свободных людей"" представляет музыкантов таких же сумасшедших, безбашенных и безрамочных, как сам Капитан. Открылся фестиваль мощно: два отделения мощного японского коллектива Pre-Cambrian Clarinet Quartet. В него входит хорошо нам знакомый культовый человек Казутоки Умезу (выступал в Москве пару раз и записывался с нашими, см.интервью). Но лидер коллектива и изобретатель этого странного формата, квартета кларнетов — Казуто Симизу. На остальных кларнетах — Йоко Тада (она же - на сопрано-саксофоне) и Татсуо Кондо (также фортепиано).
То, что играют японцы, полсотни лет назад назвали бы авангардом. И сегодня неподготовленного слушателя такое шокирует. Но, на самом деле, это никакой не нойз и не шум, а ювелирной выделки интересная и просто красивая музыка. В произведениях Казуто Симизу как бы смешиваются жанры до их эволюции, то есть какие-то архаичные формы (подробнее — в интервью ниже). Я был на саунд-чеке и видел, как тщательно музыканты репетируют. Играют по нотам и под счёт, тщательно проходят сложные места — а они там везде непростые. И на концерте является, просто-то таки как тень отца Гамлета, удивительное: управляемый хаос. Концерт начинается в полной темноте. И не на сцене. Вдруг из четырёх углов "домовского" зала выходят, как призраки, музыканты с фонариками во лбах. То есть сразу — экшн, совершенно курёхинский. Потом, наконец, усаживаются на законные места на сцене и залихватски играют свою непростую музыку.
После перерыва концерт тоже начинается внезапно: безо всякого объявления Симизу и Кондо начинают играть на рояле в четыре руки. Что-то подозрительно рок-н-ролльное (Симизу, помимо прочего, делает переложения Фрэнка Заппы и Капитана Бифхарта для двух роялей).
Выступление завершился кавером — если его можно так назвать — на древнюю песню Ишем Джонса I'll See You In My Dreams. Симизу трогательно подчеркнул, что взял именно вариант Чета Аткинса. Где там кантри-рок старика Чета? Наверное, только в драйве.
"Мы с Курехиным чем-то похожи".
О смысле проекта, очаровании советского джаза и Сергее Курёхине музыканты рассказали в интервью Звукам.
Звуки.Ру: Как родился такой странный состав?
Казутоки Умезу: Довольно случайно: я просто сочинил какое-то количество музыки, которая, как мне показалось, хорошо прозвучит в таком вот составе. Мы собрались вчетвером, попробовали сыграть и, кажется, получилось (смеется).
Звуки.Ру: А почему квартет- "пре-кембрийского периода"?
Казутоки Умезу: Мне в голову пришла картина, и этот мотив я потом использовал в оформлении нашего альбома: много странных древних животных, которые потом изменились в процессе эволюции и теперь не существуют. То есть появились в тот самый кембрийский период. Вот и музыка этого коллектива — такое смешение разных стилей, архаичных и не очень.
Звуки.Ру: Это слышно: в вашем авангарде прорывается то полька, то блюз...
Казутоки Умезу: Именно. Мы сталкиваем несочетаемое, с риском: получится или нет. Надеюсь, иногда получается (смеется).
Звуки.Ру: Это вообще особенность японской импровизационной музыки: всё доводить до предела?
Казутоки Умезу: Мне не кажется, что мы что-то "доводим до предела". Я всё-таки сочиняю произведение, тут нету полной анархии. Но в общем да, японские музыканты любят экстрим. Молодежь сейчас тоже любит всё смешивать, без шор и комплексов совершенно.
Звуки.Ру: Расскажите, как Вы познакомились с Сергеем Курёхиным?
Казутоки Умезу: Это было году в 86 или 87 в Нью-Йорке. Я тогда выступал в клубе Knitting Factory. Джон Зорн нас познакомил. Ему показалось, что мы чем-то похожи. Курёхин меня поразил: его музыка была далека от джаза, и в то же время в ней был сильный классический элемент. Хотя это и не академическая музыка совсем. И при этом я слышал влияния русских композиторов, например, Чайковского и Стравинского.
Звуки.Ру: У нас Сергей считался авангардистом, космополитом...
Казутоки Умезу: Нет, я определенно улавливал этот русский элемент. Для меня очевидно было, что Курёхин — русский. Тогда же я познакомился с Владимиром Тарасовым и Владимиром Чекасиным. Тоже удивительные музыканты!
Звуки.Ру: Вы еще записывались с Владимиром Волковым и Леонидом Сойбельманом. Уважаете русских музыкантов?
Казутоки Умезу: Да, всегда ими интересовался. Не только российскими, но еще и советскими. На японский джаз влияло всё: корневой американский поначалу, потом — немецкий. Но советский и русский — это что-то особенное, и это очень интересно.
Звуки.Ру: Чем же?
Казутоки Умезу: Ну вот все музыканты, кого мы тут упоминаем — у них очень сильный визуальный элемент в музыке. Это как бы такая театральная музыка. Хоть она и не для конкретных постановок.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)