Алехандро Герси, он же Arca за последние два года сделал впечатляющий карьерный рывок. В 2012-м он был никому толком не известным вонки-музыкантом, год спустя уже работал с FKA Twigs и Канье Уэстом (Kanye West), а теперь вот выпускает альбом на Mute – лейбле, который подписывает новых артистов по большим праздникам и имея на то очень серьезный повод.
Не сказать, что музыка, которую записывал пару лет назад этот уроженец Венесуэлы и на тот момент житель Нью-Йорка (сейчас Герси переехал в Лондон), так уж сильно выделялась из общего потока. Хромой ритм, пёстрая аппликация из разнородных звуков, плывущий голос неестественной высоты. Так умели и, скажем, Teebs и целая орава музыкантов с другого побережья, в первую очередь клиентура лейбла Brainfeeder. По отношению к ним у Arca было чуть больше хип-хопа и чуть больше конкретики, характерный для этого жанра синдром рассеянного внимания у Алехандро проявлялся не так сильно. Но сделано всё это было талантливо и скрупулёзно.
Аранжировки, которые Арка записывал для Канье, были совсем уж минималистичными – жужжащий, сплющенный в лепешку бас и скуповатый урбан-ритм. Песни, которые он спродюсировал для FKA Twigs звучали уже более интересно – тут Алехандро дали чуть больше пространства, но и тут он не выглядел создателем какой-то удивительной звуковой картинки. От артиста с такой биографией логично было ждать крепкой клубной пластинки и следующих за ней видео с потными людьми из Boiler Room.
Вместо этого Герси записал абсолютно "поисковую" работу, “Xen” звучит скорее как увлекшийся хип-хопом Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin). По формату это в куда большей степени Warp, чем Mute. Тут нет ни нарезанного речитатива как на его ранних пластинках, ни упругого баса, а рваный ритм хоть и появляется, но роль играет явно второстепенную. Рваное музыкальное полотно создают не спотыкающиеся ударные или резкие смены кадров как у Flying Lotus, а неожиданные паузы, повисшие в пустоте одинокие ноты или обрывки голоса, тонущие в гулком эхе (и снова привет Лопатину).
Сложнее всего узнать человека из тусовки Канье Уэста в треках вроде “Held Apart” - (лаконичная печальная пьеса, сыгранная на расстроенном фортепиано) или “Family Violence” (нервная безбитовая вещь, где главный инструмент – нарочито неестественная, будто бы взятая из старой самоиграйки струнная секция). В “Sad Bitch” ту же меланхолию и печаль Алехандро облекает уже в форму насыщенной синтезаторной аранжировки, но по форме всё это отдает Уолтером Карлосом (Walter Carlos). По набору тембров “Xen” вполне можно записать и в чиллвейв (все эти плывущие клавиши и неловко имитированные живые инструменты – явный привет из восьмидесятых), но Арка играет этими тембрами не поп-музыку, а эмбиент, IDM, неоклассику и лишь изредка – тот самый вонки.
“Xen” - очень личная и очень нишевая в коммерческом плане (впрочем, кто мог предугадать успех Oneohtrix Point Never) запись о комплексах и переживаниях. Даже бит в ней частенько нужен совсем не для того, чтобы создавать грув, а для того, чтобы его разрушать. Например, в "Fish" перегруженные барабаны колотят поперек всей логике, как навязчивый образ в тревожном сне. В качестве извинения, следом Arca дарит нам почти балладу под названием "Wound", а затем снова атакует больным параноидальным техно.
И снова – назвать Алехандро Герси таким уж новатором язык не поворачивается, все же первообразной его опытов очевидно явился Oneohtrix Point Never двух-трехлетней давности. Но трудно не признать, что Arca сделал с этой точки огромный шаг вперед. А кроме того “Xen” – пластинка очень яркая с эмоциональной точки зрения.
"Xen" выходит на Mute Records 3 ноября.
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)