Андерс Трентмеллер сперва был популярным диджеем и автором ремиксов, которые вовсю расхватывали составители хаусных сборников. Затем, во второй половине "нулевых" вдруг сделал поворот в сторону живой музыки и создал свой узнаваемый бленд электроники и рока. Окончательную трансформацию датчанин совершил на своем прошлогоднем (отличном) альбоме "Lost", с которым он приезжает в Россию в октябре. Звуки поговорили с Андерсом о скандинавской меланхолии и о том, как в его клип попал номинант на "Золотой глобус".
Звуки: Давайте начнем с вашего последнего альбома,. Это же довольно распространенный ход среди электронных музыкантов - собирать живой состав и играть скорее рок, нежели электронику. Ткну пальцем в небо: это вас пример Джеймса Лавелля (James Lavelle) из UNKLE вдохновил?
Андерс Трентемеллер: Нет, нет, я же уже давно собрал группу, и в ней оказались те, кого я действительно очень ценю как музыкантов. Просто в студии я играю почти на всех инструментах, а делать это на концертах невозможно.
Звуки: Вы довольно четко обозначили в предыдущих интервью, что вам в какой-то момент надоело просто играть пластинки на диджей-сетах, потому и собрали группу. Но тем не менее на записях вы почти все играете сами. Это принципиально для вас? Кого-то со стороны вы приглашаете только в случае острой необходимости?
Трентемеллер: Не совсем... Возвращаясь к концертам, тут еще вот какой момент: было бы скучно играть песни в притирку к студийным версиям. Для живых выступлений мы обычно что-нибудь эдакое придумываем, треки с альбомов могут звучать совсем не так, как на диске. Концерты должны нести эмоции, в них должен быть элемент неожиданности. Для этого тоже нужна группа.
Звуки: "Lost" показался довольно личной пластинкой, многие песни посвящены утрате и чувстве потерянности. При этом в ее записи приняло участие куча народу, и они звучат на одной эмоциональной частоте. Так что не могу не поинтересоваться: у вас с самого начала был план заложить в альбом именно это чувство или оно само всплыло потом, уже в процессе записи?
Трентемеллер: Второе. Когда я только начинал работать, я вообще-то не думал об этом. Наверное, само получилось. Но название "Lost" - двоякое, в нем есть и печальное, и прекрасное. Ведь можно потеряться и в музыке, потеряться в любви. Иногда это просто необходимо. Понимаете, мы очень одержимы коммуникациями, социальными сетями, фейсбуками, а порой нужно просто отключаться от всего этого, найти что-то, в чем можно потеряться. Так что "Lost" - необязательно что-то плохое.
Звуки: И список коллабораторов на альбоме причудливый. Не каждый раз в одном месте собираются The Drums, Low и, скажем, Кадзу Макино (Kazu Makino) из Blonde Redhead, разве что где-нибудь на фестивале Primavera. Они к вам присоединялись, когда песни были уже более-менее готовы, или с самого начала работы подбрасывали вам какие-нибудь идеи?
Трентемеллер: Я немножко странно работаю. Когда я иду в студию и только принимаюсь за песню, у меня в голове уже есть представление, кто в ней может спеть, я стараюсь подстраивать аранжировки под их вокальную манеру. А уже в самом конце я начинаю писать вокалистам, и это всегда жуткий стресс - а вдруг откажут? Но в этот раз мне повезло, все песни на "Lost" поют именно те, для кого они предназначались.
Звуки: "Candy Tongue" своей отстраненностью напоминает мне о Siouxsie and the Banshees, а в "Never Stop Running" есть что-то от Роберта Смита (Robert Smith), а что-то от Talk Talk середины 80-х. И это не единственные такие "звоночки", на "Lost" многое звучит как современная вариация на тему классического пост-панка и нью-вейва. Вы росли на этой музыке?
Трентемеллер: Да-да, я очень люблю все это, и Banshees, и Смита, и New Order. Эта музыка сопровождала меня в подростковом возрасте. Потом я переключился на что-то более современное, но в геноме моей музыки пост-панк и нью-вейв сохранились, нельзя же просто взять и выкинуть свою юность (смеется).
Звуки: Вы сильно удивились, когда узнали, что в видео на "Gravity" будет играть Оскар Айзек (Oscar Isaac)? Ну то есть, человек вот только сыграл у Коэнов и на "Золотой глобус" номинацию получил, и в следующий момент он у вас в клипе. Как вам фильм "Внутри Льюина Дэвиса", кстати, раз уж про Коэнов речь зашла?
Трентемеллер: Да, я и старые их фильмы люблю, и последний мне понравился. А с Айзеком, так получилось, знакомая моя девушка, и он оказался поклонником моей музыки, поэтому в клипе он снялся бесплатно. И клип вышел в середине января, когда "Золотой глобус" вручали, так что все очень удачно совпало. Видео на "Gravity" я страшно доволен, по-моему, красивая история получилась.
Звуки: Многое было сказано о том, как скандинавская погода влияет на местную музыку: с одной стороны, на меланхолическое настроение, которое ей присуще, с другой - на историческую плодовитость музыкантов, которым особенно нечего делать по вечерам. Поскольку я звоню вам не с Ямайки, я под аргументом готов подписаться. Но все-таки у меня есть подозрение, что это такое типичное клише про суровый северный край.
Трентемеллер: Это и клише, и реальность! То есть нельзя все списывать на погоду, но если вы послушаете скандинавскую музыку 200-летней давности, вы точно услышите там эту меланхолию, это минор. Я думаю, что это традиция, которая передается из поколение в поколение, но с погодой у нас не так плохо, как принято думать, и мы не сидим все время взаперти и льем слезы (смеется). И все-таки меланхолия присутствует в скандинавской музыке. Возьмите Sigur Ros и The Raveonettes, например - они же очень разные, но и у тех, и у других эта эмоция есть.
Звуки: Когда я покопался в исландской музыке - а она у них очень, очень молодая, как и все их современное искусство - я не мог не обратить внимание на любопытный факт: там многие музыканты оказывались многостаночниками. Визуальными артистами, графическими дизайнерами, хореографами, арт-перформерами. Видимо, потому что их было мало, им приходилось браться за все подряд, было это ощущение - "если не мы, то кто?". А в Дании как с этим дело обстоит? Вот с вами какое-то время Хенрик Вибсков играл, а он и фэшн-дизайнер, и режиссер, и кто только не.
Трентемеллер: Да, похоже на то. Когда я ходил в школу (Андерс вырос в прибрежном городке Вордингборг - прим. Звуков), выбор у меня был небольшой - либо футбол, либо музыка. Больше в городе делать было нечего. И те люди, которые, как и я, выбрали музыку, необязательно стали музыкантами, но для них важно было это ощущение - быть в группе, быть частью чего-то. Я думаю, сейчас [с искусством] стало получше. Даже там, где я рос, у людей стало больше возможностей проявить свою креативность.
Звуки: Но говоря на чистоту, в Дании же совсем не большая сцена. И задача прославиться внутри страны не выглядит непосильной. В то же время на то, чтобы перерасти эту сцену, заявить о себе в других странах, многих уже не хватает. Lulu Rouge, скажем - они же явно могут больше.
Трентемеллер: Да нет, мне кажется, сейчас уже многие датские исполнители известны, ездят по миру, собирают аншлаги и неплохо чувствуют себя. Те, кто еще пять лет назад, в основном, играл в маленьких клубах, доросли до больших площадок.
Trentemøller
9 октября - Санкт-Петербург, "Зал Ожидания"
11 октября - Москва, Ray Just Arena
1948 – В Детройте в семье священника родился Винсент Фурнье, ныне известный как Alice Cooper - первый шок-рокер мира »»
1975 – Родилась Натали Имбрулья - австралийская поп-певица и актриса.начала карьеру в сериале "Соседи", продолжает - в мировых чартах »»
Alice COOPER (1948)
Kudsi ERGUNER (1952)
Natalie IMBRUGLIA (1975)
МУЛЬТФИЛЬМЫ (1998)