Группа Пони для автора этих строк имеет особое значение - первые их концерты я видел уже, страшно подумать, больше 8 лет назад. Тогда группа только собрала первый электрический состав, сделала свою вторую любительскую запись "На высоте" - ныне раритет во всех смыслах этого слова, - и, с легкой руки Александра Горбачева, играемый ею жанр был обозначен как "небеспомощный студенческий рок". Правда в этих словах была: тогда Пони играли натурально колледж-рок, в котором любовь к The Kinks и The Who мешалась с увлеченностью, например, группой Radiohead.
С переменным успехом группа меняла состав, совершенствовалась в студийной записи и творческих подходах, при этом оставаясь небольшой клубной группой, "известной в узких кругах". Но пластинки "Велотрек" и "Веселись и пой", в итоге, вырулили неизменных участников и лидеров группы Алексея Пономарёва и Виктора Давыдова к нынешней творческой форме, не один раз уже доказав, что они давно уже не про "небеспомощный студенческий". Сегодня Пони - инди-квинтет, который играет рефлексивный саундтрек "маленького человека в большом городе" - легкая фаталистичная меланхолия не без надежды на лучшее вкупе с неглупой лирикой. Новая пластинка "Что мы делали прошлым летом" - это своеобразный подарок для всех тех, кто был с Пони с давних времен, или же мини-ликбез для тех, кто познакомился с группой недавно. В нём перезаписаны песни с первых альбомов, заметно отличающихся от последних релизов группы. Эти и другие вопросы Звуки обсудили с лидером группы Алексеем Пономарёвым накануне презентации диска и последнего концерта перед длительным творческим отпуском.
Звуки: Расскажи для начала про новую пластинку. Зачем ее записывали и что на ней такого интересного?
Алексей: Изначальная идея записать эту программу была такая - мы поняли, что есть некоторое количество песен, которые мы давно играем на концертах, и состав музыкантов, которые их круто играют прямо сейчас. В силу разных дурацких причин, раньше они были записаны плохо или вообще не были записаны нормально никогда. Мы выбрали десяток и перезаписали - с укулеле, трубой и прочими хипстерскими пирогами. Не говоря уж о том, что просто спели эти песни лучше, чем энное количество лет назад. И я настоял, что мы должны записать эту пластинку прямо сейчас, пока барабанщица не родила ребенка, трубач не ушел в моряки дальнего плавания и все в таком духе.
Звуки: Без хипстерских пирогов ныне нельзя?
Алексей: Ну, хипстерские пироги - это скорее ирония, конечно. Просто какие-то песни, например, "Сумерки", исполненные набором не совсем обычных для русской рок-музыки инструментов, сильно выигрывают. По крайней мере, по моему ощущению. Или, например, "Ракета" на альбоме "Велотрек" звучит совсем по-другому. В новой версии есть очень красивая труба, ритм-секция совсем другая, вокальные партии обновились.
Звуки: Для кого вообще сейчас поет группа Пони, по твоему мнению?
Алексей: Для кого именно поет группа Пони, сказать трудно. Но я встречал очень много людей, кому наша музыка нравится, и это не может не радовать (улыбается)
Звуки: Это я все к тому определению Шурика Горбачева...
Алексей: Ну так "Что мы делали прошлым летом" это и не возвращение к "небеспомощному студенческому року". Поэтому мы и не стали перезаписывать все старые песни подряд. Сделали именно те, которые нам кайфово играть сейчас, вместе с материалом с того же "Веселись и пой". Собственно на новой пластинке достаточно всякой меланхолии. Ну и парочка рок-н-ролльных песен for good measure, как говорится.
Звуки: В новых аранжировках песни, кажется, стали рефлективнее и фатальнее, даже в манере вокзального исполнения - во всяком случае, бодрости и радости в них точно стало поменьше. Это возрастное? С каким настроением ты исполняешь то, что написал 10 лет назад?
Алексей: Как раз вчера переслушивал запись и думал, нормально ли, когда 30-летние дядьки поют о том, "как заставить сдаться Олю". Пришел к выводу, что в нынешней версии эта песня поется уже без юношеской неуверенности, а наоборот, со знанием дела (улыбается). Так что, наверное, нормально. Есть и еще один интересный момент. В некоторых старых песнях обнаружились вещи, которые заиграли вдруг совсем новыми красками. "Повешенный" и "Перемены" сочинялись задолго до всяких протестных настроений, Болотной и прочего... Но сейчас они прям в струю, оказываются. "Мы решением власти повешены с тем, чтобы / Вид наших тел / Помогал людям не горячиться в солнечный день". Ну и про Останкинскую башню там тоже есть - а ведь для нас и многих наших друзей телевидение в последнее время стало прямо таки олицетворением зла.
Звуки: "Веселись и пой" выдержана в таком миноре именно из-за того, что вокруг слишком много как минимум информационного зла?
Алексей: Ну, "вокруг слишком много зла" - это очень мощно как-то звучит. Там же разная меланхолия. И по поводу социальных вещей каких-то и по поводу внутренних переживаний. В некоторых местах это был очень личный альбом.
Звуки: Я так понимаю параллельно вы пишете совсем новый альбом - чем он будет отличаться от "Веселись и пой", есть ли у него какая то общая идея или месседж?
Алексей: Мы действительно пишем параллельно совсем новый альбом - уже записали основу для семи песен, может еще что-то добавим туда. Он будет гораздо менее безысходный, чем "Веселись и пой", в хорошем смысле более хитовый, как мне кажется. По музыке там будет все минималистичней, но эффектней. И совсем другой подход к сочинению песен - практически во всех приняла участие вся группа. Мало что я писал у себя на кухне под гитарку, как это обычно было раньше. Одну песню вообще целиком принес наш гитарист Леха Шмариович. Мы ее, конечно, сделали еще лучше (улыбается)
Звуки: В социальном плане же ничего вокруг в лучшую сторону не изменилось - почему тогда новый альбом будет радостнее?
Алексей: Да там не то, что жизнерадостнее стало. А какое-то созерцательное отношение к миру больше. Танцевальные песни со словами типа: "Сыграй эту песню, когда я умру / Не плачь понапрасну когда я умру"
Звуки: Группа Пони 10 лет назад и сейчас - это, в общем-то, две большие разницы. Не помнишь, какие у тебя были планы тогда, и доволен ли тем, что получилось в итоге?
Алексей: Трудно сказать, какие были планы тогда. Я бы сказал, что жалею о большом количестве времени, которое мы за эти годы потратили на всякую фигню, вместо того, чтобы репетировать, сочинять, учиться играть, петь и прочее. Те Пони, которые звучат на альбоме "ЧМДПЛ", это лучшая на сегодняшний день инкарнация Пони.
Звуки: А если бы ты собирал группу сейчас - название было бы тем же? Вспоминая, что Алекс Тёрнер недавно говорил про Arctic Monkeys...
Алексей: По поводу названия, не знаю. Оно в чем-то дурацкое, но другого мы все равно не можем придумать пока, хотя иногда устраиваем мозговые штурмы на этот счет (улыбается).
Звуки: Вернусь к началу нашего разговора - раз у вас часть состава на время выходит из строя, то что будет делать группа Пони этот год?
Алексей: Ну, партии Леши и Ани мы уже записали для новой пластинки. Она, надеемся, выйдет до конца года, и будет весьма бомбезной (смеётся). А потом, у нас есть один масштабный проект, которым мы с Витей Давыдовым планируем предметно заняться. И этот проект как раз немножко за рамками группы Пони, поэтому смена обстоятельств может и кстати.
Пони: Презентация альбома "Что мы делали прошлым летом"
Москва, China-Town-Cafe
13 сентября, 21:00
С сегодняшнего дня новый альбом доступен в iTunes Store.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)