Музыкальная карьера  Виртуальные конкурсы реальных песен

Если вы сочиняете песни, у вас есть шанс прославиться, о котором вы даже не подозреваете.

Попробуйте дать любой поисковой системе запрос на поиск по словосочетанию “songwriter’s competition” (конкурс авторов песен). Наверняка система выдаст вам десятка полтора различных ссылок. Что это такое и какие блага может принести музыканту и автору? – Славу. Деньги. Места в рейтингах и ротациях. Еще больше денег. Но сначала – много-много забот...


Европа и США: попробуй отними!

Главное, что объединяет западные конкурсы авторов и исполнителей,- тотальная демократичность и анонимность участников.
В виртуальном конкурсе авторов может участвовать любой желающий, вне зависимости от опыта, знаний, уровня "звёздности" и места жительства. Все работы рассматриваются только оргкомитетом (жюри), изредка после премодерации они выносятся на публичное обсуждение пользователей, но чаще всего - не выносятся. Материалы принимаются онлайн. Для этого нужно заполнить заявку на сайте конкурса, там же загрузить файл(ы) в формате mp3 и оплатить вступительный взнос. Иногда при загрузке песни нужно указывать ваше членство в авторском обществе - разумеется, если вы в нём состоите. Если нет – не велика беда, можно и так.

Хорошая новость # 1: участникам никуда ехать не нужно, всё проводится в Интернете.
Большинство конкурсов базируются в США, но есть и европейские конкурсы сонграйтеров (Великобритании, Франция), и иногда даже более экзотические (например, Pacific Songwriting Competition в Австралии). Правда, стоит принять во внимание, что большинство победителей и полуфиналистов в американских конкурсах прошлых лет – это граждане США и Канады, хотя вфинале попадаются представители Мексики, Польши и Малайзии, а во французском песенном конкурсе среди полуфиналистов 2010 года был представитель Эстонии.

Какие песни участвуют в конкурсах

Обычно сонграйтеры сревнуются в жанрах поп- и рок-музыки, но в популярных шоу все чаще встречаются рэп/хип-хоп, танцевальная и клубная электроника. Иногда в конкурсах значатся категории "инструментальная музыка" и отдельно "тексты песен". Если конкурс базируется в США, то в нем могут присутствовать не совсем привычные и знакомые нам категории – например "americana" или "country-rock". Многим вообще непонятны различия в американских категориях "electronic" и "electronica". Однажды мне попался узкоспециализированный конкурс "блюграсс" (разновидность кантри, исполняемая исключительно на акустических инструментах). Верное определение нужной категории для участия – ключевой момент для победы: загрузив песню и поняв, что ошиблись, вы потом не сможете поменять её категорию.

Хорошая новость # 2: песни вовсе не должны быть новыми и ни разу не исполнявшимися. Но обязательное требование – они должны быть не изданными ранее на CD либо иным способом на каком-либо лейбле. Иногда организаторы могут ставить условия по продолжительности песни – не более 3-5 минут или не тяжелее определённого объёма файла. К участию допускаются исключительно авторские (то есть ваши собственные) песни. Фольклор и песни, права на которые уже находятся в достоянии общественности, не принимаются.

Хорошая новость # 3: качество исполнения, записи и аранжировки не рассматривается. Хотя можно легко догадаться, что песня с профессиональной аранжировкой, качественной записью и исполненная на хорошем английском имеет больше шансов на победу, чем нечто косолапое, записанное с кашей во рту под расстроенную гитару на сотовый телефон. Обязательное требование - исполнение на английском языке (если это не французский конкурс). Песни на других языках обычно просто не рассматриваются.

Вступительный взнос.

Чаще всего он составляет около 30$ за песню, при этом иногда каждая последующая песня может загружаться со скидкой. Гораздо реже встречаются конкурсы с меньшим вступительным взносом (12$ в Songwriter Universe – Best Song Of The Month). Бесплатный профессиональный конкурс – огромная редкость, и есть подозрения, что конкуренция в нём гораздо более высокая, чем во всех остальных. Организаторов можно понять: требуя вступительный взнос, они создают предварительный отсев участников – вряд ли по цене 25-35 $ за каждую песню вы захотите отправлять на конкурс всю свою дискографию из нескольких альбомов.
Как правило, на конкурс можно загружать любое количество песен и участвовать одновременно в нескольких категориях, но в редких случаях – при отсутствии вступительного взноса - организаторы ограничивают количество загружаемых песен одной штукой от каждого участника. Фотографии авторов-исполнителей загружать не требуется, но могут попросить загрузить текст песни. Все формы для загрузки и оплаты взноса есть на сайте конкурса, в редких случаях материалы принимаются по электронной почте.

Организаторы и жюри

Организаторы – это некая инициативная группа, в составе которой могут быть представители лейблов и издателей. Но это может быть и сеть радиостанций, как, например, в конкурсе Radio Star Canada, местное общество авторов песен из Далласа (США) в конкурсе Dallas Songwriters Association Song Contest или журнал Billboard. В жюри входят представители лейблов и музыкальных издательств, а ”для веса” могут быть добавлены весьма солидные фигуры – как например Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) и Роберт Смит (Robert Smith) в британском конкурсе Songwriting Contest. Вряд ли Гэбриэл лично прослушивает каждого конкурсанта: наверняка есть люди, выполняющие предварительный отсев заявок и административную работу.
Чаще всего конкурс длится около года: заявки и вступительные взносы принимаются с весны по август-сентябрь, к ноябрю-декабрю определяются и публикуются списки полуфиналистов, и в январе-феврале – финалисты в каждой категории и главный победитель. Но бывают исключения. Конкурс может проводиться в более сжатые сроки, 3-6 месяцев.
До объявления полуфиналистов работы участников и их списки не публикуются в Интернете, поэтому невозможно оценить количество участников, сравнить свою песню с другими, узнать, насколько она конкурентоспособна на общем фоне и в правильную ли категорию попала.

Призы и бонусы

Денежный приз обычно даётся за абсолютное первое место и реже за первые места в каждой категории. Он не велик - чаще всего, около 1000 $ за абсолютное первое место и 100-500$ за первое место в каждой категории. Все заботы по уплате налогов с денежных призов лежат на получателе приза. Так что сразу разбогатеть на этом не получится. Но мы на конкурсе не за этим. Помимо денег, от участия в финале можно получить довольно много выгод.

Практически всегда победителям достаются материальные блага в виде музыкальных инструментов и/или студийного оборудования (гитары, микрофоны от фирм-спонсоров), лицензионных программ, бесплатных подписок на онлайн-версии профессиональных музыкальных изданий, оплаченное членство в виртуальных музыкальных сервисах, книги о музыкальном бизнесе. Иногда в качестве приза может быть предложено бесплатное сведение или запись вашей песни в хорошей студии.

Часто победитель получает издательский контракт на свою песню. Это очень весомый приз - именно за него стоит побороться. Это значит, что песня имеет большие шансы попасть в репертуар известных западных музыкантов, звучать по радио и в концертах, а автор всю жизнь будет получать за это законное вознаграждение. К сожалению, в России такая система пока работает слабо, но на Западе это отлаженный механизм, и в случае ротации песни в большом объёме авторы получают солидные денежные суммы – десятки или даже сотни тысяч долларов, если песня становится международным хитом.

Для гарантированного получения подобных выплат в случае победы хорошо бы заранее побеспокоиться о вступлении в авторское общество (немецкое GEMA, американские ASCAP и BMI – все они открыты для иностранцев и имеют договоры о сотрудничестве друг с другом). Процедура вступления может занять несколько месяцев.

В конкурсе 16 Annual USA Songwriting Competition один из бонусов очень любопытный: победителю обещана 15-минутная встреча с представителями ведущих мировых рекорд-лейблов.

Конкурсы сонграйтеров в России: даром не надо
В вопросах проф.соревнований мы традиционно идём своим путём. В России популярны конкурсы групп и исполнителей, без акцента именно на авторов, и работают они весьма однотипно. Участие в них бесплатное, упор сделан не на поиск интересных песен, а на открытие перспективных имён. Все песни выкладываются в Интернет для свободного прослушивания и голосования пользователей. Победителям отечественных конкурсов в качестве главного приза предоставляется право выступить в итоговом концерте. Понятно, что музыкантам из Питера и Москвы приехать для участия в финальном концерте проще, чем группам из Хабаровска и Владивостока.

Часто организаторы конкурсов идут по пути наименьшего сопротивления: "Полуфиналисты, как и финалисты, определяются простым большинством голосов. Победитель каждой десятки автоматически попадает в полуфинал" (это правило взято из регламента одного из наиболее известных конкурсов страны). Легко догадаться, что наибольшие шансы на выход в полуфинал и финал имеет не самая талантливая, а самая активная группа – наверняка многим пользователям социальных сетей попадались призывы в духе "проголосуй за нашу группу на сайте Рок-герой" или что-то подобное.

Рецепт победы в отечественных конкурсах простой, как трусы: пораньше загрузить песню (качество записи и исполнения абсолютно не важно) и организовать накрутку прослушиваний и голосов. К примеру: "Три прослушивания-голосования за нашу группу = один проход на наш концерт бесплатно; за 100 привлечённых прослушиваний-голосов ты получаешь карманную овощерезку со сменными лезвиями и автографами музыкантов". Несколько карманных овощерезок окупятся участием в финальном концерте. Сетевой маркетинг в миниатюре. Профит!


Осторожно! Бананотехнологии!

Могу предложить участникам российских конкурсов клевую технологию взаимной раскрутки "Перекрёстное опыление". Группа договаривается с другой группой-участником ("союзником"): "Давайте сделаем так, чтобы наши слушатели голосовали за наши и ваши песни, а ваши слушатели голосовали за ваши и наши песни". При достаточной активности у этих двух групп количество прослушиваний-голосов увеличивается в полтора-два раза, и они имеют шанс уйти в отрыв от основной группы конкурсантов. Опыт “Евровидения” показывает, что такая схема работает. Затем наступает эффект снежной лавины: посетители, впервые попавшие на сайт конкурса сперва слушают песни с наибольшим числом голосов, таким образом увеличивая число прослушиваний ещё больше.
Логическое развитие этой технологии накрутки – организация "кланов" групп (по территориальному признаку, например): трём-четырём группам из одного крупного города легче организовать совместную накрутку голосов и командный выход в полуфинал-финал. Формально нарушений правил при этом нет. Интересно было бы понаблюдать командные соревнования кланов, "питерские" против "уральских", например.

Казалось бы, голосование в Интернете уравнивает шансы участников. Вряд ли. Наверняка у рок-группы из пятимиллионного Питера армия фанатов больше, чем у такой же талантливой команды из полумиллионного Кургана.

Состав жюри отечественных конкурсов, как правило, держится в строгой тайне, хотя МУЗ-ТВ и Степной Волк гордятся тем, что привлекают в жюри лучших специалистов.

Может быть кто-то возьмётся организовать у нас что-то работоспособное по американской схеме? Я бы поучаствовал с парой своих песен!

11.09.2014, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: