Попробуйте дать любой поисковой системе запрос на поиск по словосочетанию “songwriter’s competition” (конкурс авторов песен). Наверняка система выдаст вам десятка полтора различных ссылок. Что это такое и какие блага может принести музыканту и автору? – Славу. Деньги. Места в рейтингах и ротациях. Еще больше денег. Но сначала – много-много забот...
Европа и США: попробуй отними!
Главное, что объединяет западные конкурсы авторов и исполнителей,- тотальная демократичность и анонимность участников.
В виртуальном конкурсе авторов может участвовать любой желающий, вне зависимости от опыта, знаний, уровня "звёздности" и места жительства. Все работы рассматриваются только оргкомитетом (жюри), изредка после премодерации они выносятся на публичное обсуждение пользователей, но чаще всего - не выносятся. Материалы принимаются онлайн. Для этого нужно заполнить заявку на сайте конкурса, там же загрузить файл(ы) в формате mp3 и оплатить вступительный взнос. Иногда при загрузке песни нужно указывать ваше членство в авторском обществе - разумеется, если вы в нём состоите. Если нет – не велика беда, можно и так.
Хорошая новость # 1: участникам никуда ехать не нужно, всё проводится в Интернете.
Большинство конкурсов базируются в США, но есть и европейские конкурсы сонграйтеров (Великобритании, Франция), и иногда даже более экзотические (например, Pacific Songwriting Competition в Австралии). Правда, стоит принять во внимание, что большинство победителей и полуфиналистов в американских конкурсах прошлых лет – это граждане США и Канады, хотя вфинале попадаются представители Мексики, Польши и Малайзии, а во французском песенном конкурсе среди полуфиналистов 2010 года был представитель Эстонии.
Какие песни участвуют в конкурсах
Обычно сонграйтеры сревнуются в жанрах поп- и рок-музыки, но в популярных шоу все чаще встречаются рэп/хип-хоп, танцевальная и клубная электроника. Иногда в конкурсах значатся категории "инструментальная музыка" и отдельно "тексты песен". Если конкурс базируется в США, то в нем могут присутствовать не совсем привычные и знакомые нам категории – например "americana" или "country-rock". Многим вообще непонятны различия в американских категориях "electronic" и "electronica". Однажды мне попался узкоспециализированный конкурс "блюграсс" (разновидность кантри, исполняемая исключительно на акустических инструментах). Верное определение нужной категории для участия – ключевой момент для победы: загрузив песню и поняв, что ошиблись, вы потом не сможете поменять её категорию.
Хорошая новость # 2: песни вовсе не должны быть новыми и ни разу не исполнявшимися. Но обязательное требование – они должны быть не изданными ранее на CD либо иным способом на каком-либо лейбле. Иногда организаторы могут ставить условия по продолжительности песни – не более 3-5 минут или не тяжелее определённого объёма файла. К участию допускаются исключительно авторские (то есть ваши собственные) песни. Фольклор и песни, права на которые уже находятся в достоянии общественности, не принимаются.
Хорошая новость # 3: качество исполнения, записи и аранжировки не рассматривается. Хотя можно легко догадаться, что песня с профессиональной аранжировкой, качественной записью и исполненная на хорошем английском имеет больше шансов на победу, чем нечто косолапое, записанное с кашей во рту под расстроенную гитару на сотовый телефон. Обязательное требование - исполнение на английском языке (если это не французский конкурс). Песни на других языках обычно просто не рассматриваются.
Вступительный взнос.
Чаще всего он составляет около 30$ за песню, при этом иногда каждая последующая песня может загружаться со скидкой. Гораздо реже встречаются конкурсы с меньшим вступительным взносом (12$ в Songwriter Universe – Best Song Of The Month). Бесплатный профессиональный конкурс – огромная редкость, и есть подозрения, что конкуренция в нём гораздо более высокая, чем во всех остальных. Организаторов можно понять: требуя вступительный взнос, они создают предварительный отсев участников – вряд ли по цене 25-35 $ за каждую песню вы захотите отправлять на конкурс всю свою дискографию из нескольких альбомов.
Как правило, на конкурс можно загружать любое количество песен и участвовать одновременно в нескольких категориях, но в редких случаях – при отсутствии вступительного взноса - организаторы ограничивают количество загружаемых песен одной штукой от каждого участника. Фотографии авторов-исполнителей загружать не требуется, но могут попросить загрузить текст песни. Все формы для загрузки и оплаты взноса есть на сайте конкурса, в редких случаях материалы принимаются по электронной почте.
Организаторы и жюри
Организаторы – это некая инициативная группа, в составе которой могут быть представители лейблов и издателей. Но это может быть и сеть радиостанций, как, например, в конкурсе Radio Star Canada, местное общество авторов песен из Далласа (США) в конкурсе Dallas Songwriters Association Song Contest или журнал Billboard. В жюри входят представители лейблов и музыкальных издательств, а ”для веса” могут быть добавлены весьма солидные фигуры – как например Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) и Роберт Смит (Robert Smith) в британском конкурсе Songwriting Contest. Вряд ли Гэбриэл лично прослушивает каждого конкурсанта: наверняка есть люди, выполняющие предварительный отсев заявок и административную работу.
Чаще всего конкурс длится около года: заявки и вступительные взносы принимаются с весны по август-сентябрь, к ноябрю-декабрю определяются и публикуются списки полуфиналистов, и в январе-феврале – финалисты в каждой категории и главный победитель. Но бывают исключения. Конкурс может проводиться в более сжатые сроки, 3-6 месяцев.
До объявления полуфиналистов работы участников и их списки не публикуются в Интернете, поэтому невозможно оценить количество участников, сравнить свою песню с другими, узнать, насколько она конкурентоспособна на общем фоне и в правильную ли категорию попала.
Призы и бонусы
Денежный приз обычно даётся за абсолютное первое место и реже за первые места в каждой категории. Он не велик - чаще всего, около 1000 $ за абсолютное первое место и 100-500$ за первое место в каждой категории. Все заботы по уплате налогов с денежных призов лежат на получателе приза. Так что сразу разбогатеть на этом не получится. Но мы на конкурсе не за этим. Помимо денег, от участия в финале можно получить довольно много выгод.
Практически всегда победителям достаются материальные блага в виде музыкальных инструментов и/или студийного оборудования (гитары, микрофоны от фирм-спонсоров), лицензионных программ, бесплатных подписок на онлайн-версии профессиональных музыкальных изданий, оплаченное членство в виртуальных музыкальных сервисах, книги о музыкальном бизнесе. Иногда в качестве приза может быть предложено бесплатное сведение или запись вашей песни в хорошей студии.
Часто победитель получает издательский контракт на свою песню. Это очень весомый приз - именно за него стоит побороться. Это значит, что песня имеет большие шансы попасть в репертуар известных западных музыкантов, звучать по радио и в концертах, а автор всю жизнь будет получать за это законное вознаграждение. К сожалению, в России такая система пока работает слабо, но на Западе это отлаженный механизм, и в случае ротации песни в большом объёме авторы получают солидные денежные суммы – десятки или даже сотни тысяч долларов, если песня становится международным хитом.
Для гарантированного получения подобных выплат в случае победы хорошо бы заранее побеспокоиться о вступлении в авторское общество (немецкое GEMA, американские ASCAP и BMI – все они открыты для иностранцев и имеют договоры о сотрудничестве друг с другом). Процедура вступления может занять несколько месяцев.
В конкурсе 16 Annual USA Songwriting Competition один из бонусов очень любопытный: победителю обещана 15-минутная встреча с представителями ведущих мировых рекорд-лейблов.
Конкурсы сонграйтеров в России: даром не надо
В вопросах проф.соревнований мы традиционно идём своим путём. В России популярны конкурсы групп и исполнителей, без акцента именно на авторов, и работают они весьма однотипно. Участие в них бесплатное, упор сделан не на поиск интересных песен, а на открытие перспективных имён. Все песни выкладываются в Интернет для свободного прослушивания и голосования пользователей. Победителям отечественных конкурсов в качестве главного приза предоставляется право выступить в итоговом концерте. Понятно, что музыкантам из Питера и Москвы приехать для участия в финальном концерте проще, чем группам из Хабаровска и Владивостока.
Часто организаторы конкурсов идут по пути наименьшего сопротивления: "Полуфиналисты, как и финалисты, определяются простым большинством голосов. Победитель каждой десятки автоматически попадает в полуфинал" (это правило взято из регламента одного из наиболее известных конкурсов страны). Легко догадаться, что наибольшие шансы на выход в полуфинал и финал имеет не самая талантливая, а самая активная группа – наверняка многим пользователям социальных сетей попадались призывы в духе "проголосуй за нашу группу на сайте Рок-герой" или что-то подобное.
Рецепт победы в отечественных конкурсах простой, как трусы: пораньше загрузить песню (качество записи и исполнения абсолютно не важно) и организовать накрутку прослушиваний и голосов. К примеру: "Три прослушивания-голосования за нашу группу = один проход на наш концерт бесплатно; за 100 привлечённых прослушиваний-голосов ты получаешь карманную овощерезку со сменными лезвиями и автографами музыкантов". Несколько карманных овощерезок окупятся участием в финальном концерте. Сетевой маркетинг в миниатюре. Профит!
Осторожно! Бананотехнологии!
Могу предложить участникам российских конкурсов клевую технологию взаимной раскрутки "Перекрёстное опыление". Группа договаривается с другой группой-участником ("союзником"): "Давайте сделаем так, чтобы наши слушатели голосовали за наши и ваши песни, а ваши слушатели голосовали за ваши и наши песни". При достаточной активности у этих двух групп количество прослушиваний-голосов увеличивается в полтора-два раза, и они имеют шанс уйти в отрыв от основной группы конкурсантов. Опыт “Евровидения” показывает, что такая схема работает. Затем наступает эффект снежной лавины: посетители, впервые попавшие на сайт конкурса сперва слушают песни с наибольшим числом голосов, таким образом увеличивая число прослушиваний ещё больше.
Логическое развитие этой технологии накрутки – организация "кланов" групп (по территориальному признаку, например): трём-четырём группам из одного крупного города легче организовать совместную накрутку голосов и командный выход в полуфинал-финал. Формально нарушений правил при этом нет. Интересно было бы понаблюдать командные соревнования кланов, "питерские" против "уральских", например.
Казалось бы, голосование в Интернете уравнивает шансы участников. Вряд ли. Наверняка у рок-группы из пятимиллионного Питера армия фанатов больше, чем у такой же талантливой команды из полумиллионного Кургана.
Состав жюри отечественных конкурсов, как правило, держится в строгой тайне, хотя МУЗ-ТВ и Степной Волк гордятся тем, что привлекают в жюри лучших специалистов.
Может быть кто-то возьмётся организовать у нас что-то работоспособное по американской схеме? Я бы поучаствовал с парой своих песен!
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)