Шестой день, автор этих срок умудрился-таки слегка простудить горло и занемочь, но, отлипнув от кровати и погревшись в паре знаменитых местных купален, я бодро (после ванной с 42-градусной водой иначе не получалось) направляюсь на остров. Первые большие фигуранты дня на главной сцене – британские легенды второй волны ска Madness. Увы и ах, да простит меня наш главный редактор, который является большим поклонником их творчества, зрелище для меня слишком уж adult. Или, если хотите, скучное (есть менее толерантное определение) – спорить о том, что группа великая – глупо, но их неторопливое, по нынешним временам и скоростям, благородное ска уже давно не про "безумие" и с моей душой не резонирует. Несколько лет назад на "Пикнике "Афиши" впечатления были ярче, но там и ожиданий никаких не было, да и предметов для эмоционального сравнения куда меньше.
Несмотря на всеобщий сдвиг расписания на полчаса, Jagwar Ma умудрились задержать свой сет ещё на 25 минут – в фестивальных темпах это смерти подобно, да и последние 10 минут ожидания из зала постоянно доносился свист. Так что посмотреть их удалось недолго – среднетемповая индитроника сочеталась с сочинениями в духе первого альбома Kasabian. Неплохо, но не настолько, чтобы ожидать группу больше положенного, и из-за этого менять дальнейшие фестивальные планы.
На главной сцене играют постоянные резиденты Sziget из The Prodigy. Все на сцене в привычном амплуа – Максим (Maxim) постоянно ревет в микрофон нечто в духе «поднимите ваши фукин руки», Кейт Флинт (Keith Flint), кажется, ни одного лишнего слово в микрофон не сказал, но без устали бегал по сцене взад-вперед в качестве этакого свадебного генерала. Лиам Хаулетт (Liam Howlett) все также прыгает за синтезаторами и макбуками, пока ударник колотит поверх ритма с плейбэка, а гитарист выдает громкие запилы. Честно говоря, после неожиданной убойной живости Скриллекса, сет Prodigy не выглядит таким уж энергичным, а робкие попытки зайти на территорию бростепа, которые слышны в новых композициях, не впечатляют. Последних, кстати, было немало – и пока особенных хитов там не слышно. Хотя и первые живые исполнения песен перед выходом “Invaders Must Die” не впечатляли – а теперь “Omen” встречают куда теплее, чем вечную “Voodoo People”. В остальном, посещенный мной московский концерт с той же программой показался мне поубедительнее – ждем “How To Steal a Jet Fighter”, или как там всё-таки назовут гранды свой новый релиз, а там уже и посмотрим, как изменится их живое шоу.
Через небольшое время, после конца сета британцев по всем рупорам объявляют, что вход в тент закрыт из-за переизбытка народа – плясовое радостное инди собиравшихся выступать там Crystal Fighters действительно удачно работает в фестивальном формате, имел удовольствие наблюдать, но в этот раз, увы, зазевался. Для подобных мне на двух лужайках фестиваля стоят экраны с трансляцией действа внутри тента, но сколько, по сути, разницы в таком вот наблюдении концерта с трансляцией на YouTube? Так что с инициативной группой товарищей мы двигаемся по разным площадкам – на ЛГБТ-сцене идет травести-шоу (мужчина в женском платье поет “Feeling Good”, внезапно сменяющуюся “Smells Like Teen Spirit”, атлетично сложенный акробат параллельно трюкам раздевается до трусов, ну и всё в подобном духе – привет, в общем, депутату Милонову), на ещё нескольких небольших площадках идут локальные рейвы под минимал-техно и транс, а на кавер-сцене играют AB/CD, исполняющие композиции великих австралийцев AC/DC. Прослушав до мелочей повторявших оригиналы каверы на “Thunderstruck” и “Back in black”, я посчитал свою фестивальную миссию на сегодня завершенной.
Последний фестивальный день на то и последний – палаточный лагерь начинают покидать первые жители кемпинга, да и вообще чувствуется, что фестивальная атмосфера уже не столь развязна и беспечна, как парой дней ранее. Открывают день на главной сцене бельгийские легенды Triggerfinger. Они старательно жарят брутальный и гремучий блюз-рок пополам со стоунером, но успевают утомить однообразием подобранного сетлиста уже к середине сета. Получасом позже в тенте перед смешным количеством людей (человек 50) сет играют шведы INVSN, по-готически облаченные в черно-белое, при этом играющие пост-панк в духе первого альбома The Chameleons в плане звука встретивший фигурантов известного лейбла с родины группы Labrador. Впрочем, это не всегда звучит настолько хорошо, как того обещает объявленное сочетание – с мелодиями у секстета дела получаются через раз, а без них – пресно и бестолково. Но когда они есть – всё отлично, и даже малое количество публики не мешает импульсивному вокалисту на последнем треке полезть допевать его прямо в зрительный зал.
В это время на главной сцене первые аккорды берут The Kooks – осенью у них выходит новый альбом, и первые ласточки с него звучат неплохо. По сольным концертам не было ясно, насколько этот квартет звучит уместно на фестивальных площадках. Уместен, оказывается, да ещё как – тут и поплясать можно, и поорать, и моменты, когда девушку можно приобнять, а что ещё для счастья надо? Тем более, что девушки в первую очередь и довольны. Публика по-прежнему жаждет песен с дебютника “Inside In / Inside out”, и группа их строго дозировано выдает, но за годы популярности уже собрана достаточно сильная большая программа (в которой, кстати, почти не нашлось места вещам с третьего, самого неудачного релиза группы). Ну и когда играет "Do You Wanna" или "She Moves In Her Own Way", даже я, не особенно довольный предыдущими из увиденных мной их выступлений, начинаю приплясывать и подпевать.
Правда, только лишь до момента, пока не начинают свой сет Mount Kimbie – в прошлом году на Flow из-за пересечений в расписании, я успел посмотреть в сете только два последних трека, но и этого хватило, чтобы трепетно ждать следующую возможность увидеть их живьем. В итоге оказалось, что так впечатлившая меня минимал-дискотека на их сете начинается далеко не сразу, и до лучших моментов раскачивается постепенно. Некоторые, думаю, до финала не дотерпели, а оно того стоило - есть у них в плане живого концерта нечто общее с грядущими дальше Darkside, но Mount Kimbie, в отличие от последних, пока не очень получается держать зрителя в напряжении весь сет. В остальном - зачёт.
Узнав в начале года о реюнионе OutKast я был рад, а вот, увидев его воочию, оказался расстроен. Ну ладно, что играют они под плейбэк. Несмотря на то, что Big Boi последние годы играл с полноценным бэндом, во времена лучших пластинок дуэта 98% хип-хоп концертов были именно такими. Ладно, что от ряженой гитаристки, бравшей то шестиструнку, то бас, я не услышал в выступлении ни одной ноты. Ладно, что помимо ещё двух девушек на бэках на сцене никого не было и ничего не происходило. Но вот амёбное поведение Андре 3000 (Andre 3000), даже не пытавшегося скрывать, что все происходящее его, мягко говоря, не заботит, - это уже финиш. В один момент он начинает пристально смотреть в камеру – и во взгляде сквозь его рэй-бэны сквозит вселенская усталость и тоска. В это же время Big Boi ведет себя на фоне соратника довольно бодро – вот и ясно, кто по-прежнему живет музыкой, а у кого на поясе висит огромная бирка "$ - SOLD OUT" (если что, реально висит). В общем, такие реюнионы нам, извините, не нужны.
NOFX выглядели в списке групп второй сцены какими-то странными соседями по лайнапу. Но посмотреть на панк-авторитетов публики собралось в достатке – благо, в этот день никакой другой столь же «мясной» группы не выступало. Сразу по приходу в тент с разочаровавших хэдлайнеров лидер и нон-конформист Фэт Майк (Fat Mike) отпускает по их поводу расистскую шуточку в духе «Ауткаст – музыка для черных, а мы играем для белых» и затягивает очередную бодрую нетленку, после чего группа переходит на регги-темпы. Люди слэмятся, прыгают и радуются, а я и рад за них, но сам испытываю не намного больше удовольствия, чем группой ранее. Идём дальше.
А дальше дело близится уже к концу – финальное танцевальное шоу, аналогичное прошлогоднему сету Давида Гетты (David Guetta), играет мировой король поп-хауса и знатный хитмейкер Кэлвин Харрис (Calvin Harris). В своём диджей-сете, правда, он не чурается играть и чужой материал, но, в основном, оригиналы и ремиксы из собственного творческого багажа. Пылают огни, до того скрывавшиеся в конструкциях главной сцены, перед сценой всему партеру раздали светодиодные жезлы, всё горит, блестит, гремит и трещит, а на Харриса пришёл смотреть практически весь остров – очевидцы говорят, что почти все площадки дальше главной сцены пустовали. Отборная хаус-дискотека завершается неизменным салютом. Как это ни печально, фестиваль официально завершен.
Но не для тех, кто ещё находится на сцене А38. Родившая-таки после пятилетнего перерыва второй альбом рыжая синти-поп-дива La Roux его и играет – и, то ли фактор знакомства с композициями делает своё дело, то ли публика более отзывчивая, то ли время и место удачнее, но сет реально веселее и интереснее, чем год назад на "Пикнике "Афиши". Хотя ни состав, ни материал не изменились. Финальная "Bulletproof", само собой, поётся дружным хором.
Накопившаяся за неделю усталость даёт о себе знать, но я собираю в комок остаток сил и жду выступление Darkside. И не зря – как оказалось, группа за пару часов до концерта объявила о своём скором роспуске. Очень жаль, тем более, что живьем это определенно одно из самых интересных фестивальных событий этого года. Группа запрещает себя снимать фотографам, выступает исключительно в полумраке за световыми пушками. Во вкрадчивые эмбиент-интродукции внезапно вступает прямая бочка, потом также внезапно начинает шуметь гитара, всё это сплетается в пульсацию, которая подкреплена ещё и идеальным визуальным воплощением - пока два силуэта играют в слепящих глаза лучах света, тело само начинает двигается, а сознание отправляется в полёт. Красивая финальная точка, ничего не скажешь.
Окончательные итоги фестиваля Звуки подведут в отдельном материале, который будет опубликован на этой неделе.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)