Несмотря на то, что на фестивале действуют ещё не все площадки и, номинально, прошёл даже не нулевой, а "минус первый" день, можно сказать смело - Sziget стартовал, и стартовал громко и уверенно.
Впервые удалось посетить и обойти фестивальный остров ещё в воскресенье - с главной сцены несся такой "белый шум", будто бы My Bloody Valentine чекали свою знаменитую нойзовую вставку из живой версии "You Made Me Realise". Столпов шугейза в этот раз на фестивале не будет, зато будет много чего ещё, и не только музыкального. Возводились огромные павильоны, приколачивались вывески многочисленных баров, а прямо напротив сцены возвышалось колесо обозрения - точно такое же стоит в самом центре города и, видимо, поднявшись на вершину колеса, можно увидеть на горизонте дублёра (до конца фестиваля обязательно проверю, так ли это).
Публика, само собой, пестрая и интернациональная. В первые дни наших соотечественников я практически не видел, последний нефестивальный день на острове встретил меня звонким и знакомым "ну ** твою мать!". Из России, Белоруссии и, особенно, Украины зрителей приехало достаточно.
И, так уж получилось, что Sziget открывали российские группы. Их всего в лайнапе фестиваля было заявлено две, и два этих выступления уместились 4-часовой промежуток. Сначала на небольшой Europe Stage выступали москвичи 1/2 Orchestra - победители местного конкурса на участие в фестивале. Их интернациональный брасс-фьюжн, замешанный в равной степени на джазе, фанке, ска и реггей, пришелся ко двору - на первые звуки саундчека, например, к сцене прибежала тусовка латиноамериканцев, которые сразу же начали выражать своё восхищение и танцевать, да и остальная, собравшаяся на громкие звуки духовых публика, судя по всему, осталась довольна. Конечно, сложно собрать огромную аудиторию, выступая в самом начале фестиваля, когда на входе километровая очередь, палит жара, а до ближайшего большого хэдлайнера все те же 4 часа. Тем не менее, зритель был, а свою миссию группа выполнила, о чем мы и поговорили с ней в небольшом интервью сразу же после окончания выступления.
Звуки: Какие ощущения от выступления на Sziget?
Сергей Бурков (саксофон): Ощущения до конца еще не сформировались, потому как мы только с самолёта и сразу же на площадку.
Ромыч (саксофон): Но организация - гуд!
Сергей: Да, ещё давным давно, лет пять назад, один мой друг съездил на Sziget и вернулся крайне впечатленным тем, как тут все устроено, насколько тут позитивная публика и совершенно разнообразная музыка, российским фестивалям до этого расти и расти. Кто же мог подумать, что я сюда приеду через некоторое время и сам буду играть! Так что впечатления пока такие: "Ууууух!" Когда мы чекались, я достаточно долго думал на тему того, как бы по-английски пошутить на тему "Wow, such a huge crowd over there!". Но как только мы начали играть, народ начал подтягиваться и публика, надо отметить, была крайне отзывчивой. Вчера мы играли на фестивале в Москве, там тоже был угар, но разница чувствуется.
Игорь (директор): Хочется ещё сказать по поводу саундчека - тут он был перед выступлением и прошёл очень хорошо.
Павел (перкуссия): Да, стоит отдельно отметить отличную работу местных звукорежиссеров. Несмотря на то, что у нас нестандартный состав без гитар и бас-гитары, и времени на чек было мало, местные звукари сработали быстро и качественно. Мы еще очень переживали, что не смогли взять штатного звукорежиссера группы, а вот как всё получилось.
Сергей: Лица у зрителей были заинтересованные. Паре парней даже диск захотелось подарить, настолько они "воткнули". Мы морально готовились к этому выступлению так долго, а пронеслось все за одно мгновение.
У группы осенью выходит новый студийный релиз, так что более обстоятельно мы с ними ещё поговорим. К слову, по счастливой случайности, через месяц 1/2 Orchestra опять вернется в Будапешт с сольным концертом в клубе А38. Так, кстати, называется и вторая по величине сцена фестиваля, которая начнет работу уже сегодня.
Пока же есть время осмотреться, передохнуть, пройтись по местным обширным торговым рядам и пообедать, благо, с чем, чем, а с едой на острове никаких проблем, гастрономических радостей хватает на любой вкус. Ну и надо идти на "Ленинград". Тот предсказуемо собрал все русскоязычное население Сигета, особенно приметно себя ведет немалая группа людей с украинскими флагами, затянувшие неизменные кричалки про Путина и москалей. В другой части партера сразу же был поднят российский флаг, он же в итоге появился рядом с украинской делегацией. Как справедливо заметил Шнуров в своём инстаграме ".......... [драк] не было. Можем." Личный комментарий по поводу всего происходящего группа дать отказалась.
"Ленинград" я смотрю живьем уже второй раз за месяц. Августовский концерт, перенесенный с просторной и красивой крыши центра ArtPlay в духоту клуба RED, соседствующего с ICON, но при этом открытого на замену "пролетарской" Москвы Hall, окончательно убедил меня в мысли, что "Ленинград" сейчас, в 2011, в 2007 и, например, в 2002 году был совсем разными концертными группами при едином, казалось бы, социокультурном месседже. Настолько, что совсем старые хиты уже кажутся в выступлении лишними, пунктами формальными. Шнуров довёл варево своей музыкальной смеси до таких неочевидных ингредиентов как советская эстрада и чуть ли не нео-свинг. Живьем это заводит не только тех, кому доступен сакральный смысл лирики Ленинграда - на Sziget вокруг меня абсолютно искренне плясали и отрывались люди, чьи познания в русском языке ограничивались словом Vodka. И в этой яростной искренней феерии, наверное, сет на фестивале оказался сильнее, чем более обстоятельный и продолжительный сольник. Правда, с приёмом "давай спою третий куплет медленно под одну гитару, а потом начнётся дикий разгон" Шнуров в этот раз перебрал - сетлист оказался выстроен так, что этот аранжировочный приём встречался в каждой второй песне. Ну а, впрочем, какая разница, когда охота орать "Ехай *****" и плясать, несмотря на палящее солнце, готовое подарить тебе соответствующий удар.
Первым впечатлением от вышедших вслед жителей Манчестера The 1975 оказался совершенно заваленный, по сравнению с питерцами, звук. Дальше стало ясно, что так и надо - живьём группа намеренно грязнее и громче, чем на записях, и это им действительно идёт. А вот внешний вид у группы, конечно, с содержанием не соотносится - субтильный вокалист Мэтью Хили одновременно внешне напоминал Брайана Молко и Мику, жеманно жестикулировал и распивал вино, однако, когда начинал петь или брал гитару, сразу становился на порядок убедительнее. Аутентичная, несмотря на название, музыкальная хвала 80-ым шла на ура и собрала девушек, громко подпевавшим всем песням от начала до конца. Отсыл к десятилетию поп-фанка и синти-попа усугублял солировавший саксофон, добавлявший ещё больше лоска тех времен. Раскачать публику группе удалось уже ближе к концу, а под хит "Chocolate" запрыгали уже все.
Местные легенды хэви Tankscapda гремели воистину старорежимно, с фейерверками и огненными вспышками, но звучали они как венгерская версия группы Ария. Все свелось к ожиданию главных героев вечера - столпов поп-панка и героев MTV, трио Blink-182. В отличие от своих коллег из Green Day, группа играет по-честному втроём, а не с десятком сессионщиков на подхвате. Вторым же номером идёт "What's My Age Again", следом за ней - "The Rock Show", слэм, толчея, угар. "Вам реально нравится та фигня, что мы творим?" - спрашивает Том Делонг (Tom DeLonge), до того намеренно ревевший свои партии бэк-вокала в хитах мимо нот, зритель отвечает одобрительно. Несмотря на то, что я ожидал худшего, концерту панк-трио в плане увлекательности, драматургии и общих впечатлений, до другого, уже упомянутого в этом репортаже, всё-таки далековато. Особенно в этом убеждаешься, слушая выдаваемые между песен сальные остроты про член, жопу и "твою мамашу", выглядящие от мужиков в возрасте около 40 лет странно и неуместно. И опасался я как раз того, что неуместно будут звучать от них и подростковые гимны, написанные 10-15 лет назад - но нет, именно в исполнении бодрость и задор с годами растеряться не успели. Группа не выглядела кавер-бэндом самих себя, и то, в общем-то, уже маленькое достижение - а снова презренно прокричавший слова почти финальной "All The Small Things" Том выглядит как этакое исключение из правил - чуваки, нас эти песни затрахали, ну а в остальном - мы всё ещё тру.
Звуки продолжат трансляцию событий фестиваля после второго и третьего фестивального дня. Нас ждут Queens Of The Stone Age, флэш-моб из 20000 воздушных шаров и вечеринка с 10000 флагов, Clean Bandit, танцевальный угар под deadmau5 и Skrillex и др. Как говорит один известный телеведущий, не переключайтесь.
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)