В Латвии завершил свою работу фестиваль Positivus - по горячим следам Звуки.Ru размышляют о том, чем отличаются латышские меломаны от всех прочих, что необходимо сделать для создания домашней атмосферы на большой сцене и кто может заставить пуститься в пляс граждан Северной Европы.
Дорога от автобусной станции Саласгрива до площадки фестиваля занимает около 10 минут. Ни одного указателя, намекающего на местоположение нет, но по двустороннему движению девушек и мальчиков в шортах и с цветами на голове можно легко распознать тропинку, ведущую в лесную чащу с белыми палатками, чем-то напоминающими лагерь бойскаутов из "Королевства полной луны" Уэса Андерсона.
Саласгрива - город миниатюрный, и середина июля - единственный период в году, когда население города вырастает приблизительно в два раза.
Местная инфраструктура не подводит: вдоль шоссе по дороге к фестивалю расположились несколько кафе с домашней едой. Все местные гостиницы и хостелы забронированы приблизительно за месяц до события, однако те, кому мест не досталось, смогли разместиться в кемпинге. Сам фестиваль проходит на площадке парка Zvejnieku ("Рыбацкий" - лат.), расположенного в сосновом бору вдоль побережья Балтийского моря.
День первый: вы не скажете, в какой я стране?
Positivus стартовал с выступления Daniel Levi - новой команды из соседней Эстонии. После изматывающего саундчека группа во главе с белокурым харизматичным юношей Даниэлем начала играть бодрый тин-рок в духе финских Satellite Stories. Основная аудитория Positivus - молодые люди до 25,и, само собой, лайн-ап феста наполовину состоял из бодрых и любимых The Horrors, The Kooks, Bastille и других.
Программу на самой большой сцене фестиваля Lattelecom открыли исландцы FM Belfast. Импровизированный перфоманс группы с использованием многочисленной разноцветной мишуры и лент, яркие ообразы и неожиданные переходы в дабстеп очень взбодрили разморенных от жары зрителей. Ироничное посвящение песни "Brighter Days" Эстонии повеселило всех - в том числе, гостей из Эстонии. Пожалуй, исландцы немного запутались в названиях балтийских стран, и, вспомнив, где они находятся, посвятили следующую песню Латвии.
Музыка Эстонии на Positivus была, вообще говоря, представлена довольно широко. На сцене I Love
You Records выступали группы, подписанные на одноименный эстонский лейбл.
Неподалеку от сцены разместили палатку с сувенирной продукцией Tallinn Music
Week, подносами с черной смородиной и крыжовником. На небольшой сцене проходили произвольные
выступления молодых групп из Таллина. "Мы сотрудничаем с Tallinn Music
Week уже три года, и наша совместная работа нацелена на развитие музыкальной
сцены в странах Прибалтики", комментирует Линда Иголнис (Linda Igolniece), PR-
менеджер фестиваля.- "мы помогаем местным талантам выйти на
международный уровень".
В этом году Positivus и Tallinn Music Week окончательно
породнились: организаторы латышского фестиваля приехали на музыкальную
неделю в Таллинн, где представили Positivus на отдельной сцене в кинотеатре
Soprus. Алаверды с эстонской стороны стали логичным продолжением плотного
сотрудничества.
В числе хедлайнеров первого дня были Future Islands. Группа, хоть и не попадает в категорию тинейджерского инди, в этом году выпустила легкий синти-поп альбом "Singles", с которым успешно выступает на европейских фестивалях. Эксцентричную музыку трио из Штатов красиво преподносит фронтмен и вокалист Сэм Херринг: экспрессивные танцы, живая мимика, биение в грудь, драматизм, который органично сочетается с надрывным вокалом. Обладающий удивительным даром перевоплощения, Херринг представал перед зрителями то первобытным существом, то пророком. Оба состояния выражались в горящем взоре и выразительной жестикуляции, что вызвало бурю эмоций у женской аудитории.
Чуть позже на главной сцене начали выступление британцы Elbow. Группа исполнила почти все композиции с нового альбома "The Take Off and Landing of Everything", a также многие боевики,- в том числе "Grounds For Divorce", "The Night Will Always Win", "I've Got Your Number" и другие. Между песнями фронтмен Elbow Гай Гарви не уставал обращаться к публике со словами благодарности за теплый прием, восхищения красотой латышских лесов и просто "Cheers!".
К концу первого фестивального дня большая часть слушателей плавно переместилась в сторону кемпинга. Палаточный лагерь был расположен по другую сторону шоссе, которое словно река Стикс разделяло мир живых и призрачную площадку фестиваля, загадочно мерцающую в густой чаще. В лагере после полуночи стартовала бодрая электронная программа с композициями в духе старого доброго евродэнса и дабстепа.
День второй: автомобильный кинотеатр и грустная Аня
После продолжительного ночного веселья и короткого сна
большая часть бэкпекеров оказалась вновь в строю, и к 9 часам утра очереди в
душевые и туалеты впечатляли не меньше, чем очереди за продуктами в начале 90-х. Впрочем, это нисколько не влияло на общее настроение. То и дело можно было
услышать громкий смех или, еще чаще, пение хором. "У нас в Латвии люди могут
начать петь в любой нестандартной ситуации. Например, в очереди. Чаще всего
поют народные песни",- сказала мне улыбчивая кудрявая девушка лет двадцати,
когда я спросила, что за песню поют люди в очереди к умывальникам. "Ты знаешь, здесь у людей немного другой менталитет, они не станут с тобой
просто так разговаривать на улице. В Латвии люди все-таки более сдержанные, чем в
других странах Европы", - прокручивала я в голове слова, которые услышала от
соседки в автобусе, русской студентки, проживающей в Риге, и удивлялась, когда
по дороге в магазин на автобусной станции, со мной вновь и вновь пытались
заговорить на латышском. Мне лишь приходилось кивать и объяснять по-английски,
что я не местная или просто жать руку в ответ. В конечном счете, дорога до
магазина затянулась на полчаса дольше чем я ожидала.
На пути к станции в
стороне от шоссе трое мужчин запускали огромный воздушный шар. Наблюдая это
волшебное зрелище, я остановилась. "Saldējums!" - услышала я за своей спиной и,
повернувшись, увидела длинноногую улыбающуюся красотку, протягивающую мне
мороженое. Хоть и промо-акция, а приятно.
Nordea - вторая по величине сцене после Lattelecom, напоминающая увеличенную в несколько раз эстраду в пионерском лагере. На некотором расстоянии от сцены полукругом расставлены деревянные скамейки, позади которых продолжается сосновый бор. Большая и одновременно очень уютная по площадка, на которой были запланированы выступления зарубежных хедлайнеров и новых перспективных групп. К последним относятся Carnival Youth, которым удалось собрать столько же зрителей, сколько и выступавшим накануне Future Islands. За год существования команда очень полюбилась в родной Латвии и соседних странах. Своей музыкой Carnival Youth дают новое дыхание жанру инди-фолка, который, казалось бы, уже набил оскомину даже самым безнадежным романтикам. Они прекрасно звучат на живых выступлениях. Они молоды и хороши собой. Судя по их манере держаться на сцене, участники группы уже, кажется, и не сомневаются во всем перечисленном. Однако у них напрочь отсутствует снобизм и есть особое обаяние. При этом они искренне удивляются бурной поддержке публики. Группа исполнила композиции с недавно изданного дебютногоEP, а последний и самый известный трек "Never Have Enough" сыграла вместе c латышским электронщиком Kashuks.
В это же время на сцене Palladium проходила программа Meet Estonia at Positivus с участием фолк-команд. Первыми играли Trad.Attack, которые доблестно возрождают эстонский фолк, используя фрагменты полевых записей со старинными напевами и речитативами и обыгрывая их с помощью перкуссии, акустической гитары и волынки. Тема Эстонии продолжалась и на сцене лейбла I Love You Records, где в самый разгар фестивального дня я застала на сцене пост-панк команду Junk Riot. По закону жанра все участники группы были одеты в темное, а зрители не танцевали, лишь постукивая в такт ногами.
Более эмоциональное зрелище в этот момент разворачивалось на главной сцене, на которую со своей группой вышла Анна Кальви (Anna Calvi), которая известна не только как автор и исполнитель атмосферных и немного мрачных песен, но и как мастерски владеющая электрогитарой и голосом чертовски красивая женщина. За время выступления Кальви почти не общалась с публикой, за исключением нескольких "thank you" и представления участников группы, вероятно, поэтому даже после заключительной песни "Jezebel", вызвавшей мурашки на коже, певицу не слишком бурно вызывали на "бис". Впрочем, возможно зрителей так сильно впечатлила ее музыка, что они были не способны быстро передвигаться и активно хлопать в ладоши.
Рекордсменом по зову на "бис" стал Tricky, который так и не вышел к зрителям даже после 15-минутного скандирования. В целом, выступление легенды трипхопа довольно странно вписывалось в концепцию фестиваля. Сам Tricky не изменял себе и в лучших традициях своих шоу курил на сцене и ронял микрофонные стойки.
После Tricky большинство зрителей отправились к главной сцене, где выступали c новым 3D шоу Kraftwerk. Тем, кто ждал выхода на "бис" Tricky и опоздал на Kraftwerk, к сцене было пробираться фактически бесполезно. Издалека все происходящее напоминало автомобильный кинотеатр. Зрители, правда, сидели не в машинах, а на траве, в 3D очках, немного пьяные, но довольные происходящим.
Финал: веселые истории экран покажет наш
После нескольких дней жары пошел дождь, что слегка освежило воздух и не уменьшило количество посетителей фестиваля. К моменту выступления датчанки MØ (Карен Мари Орстед) гроза закончилась, и зрители без опасений окружили сцену плотным кольцом. MØ, как и соответствует ее сценическому имени ("невинная дева" в переводе с датского), мечтательно сопровождала почти все песни кратким вступлением, а иногда и историей их создания. "Эту песню я написала в самолете, когда летела домой из Бразилии. Это песня о значении дома в нашей жизни", - многозначительно сказала Карен в предисловии к песне "Pilgrim".
После выступления The 1975 и Bastille на главную сцену вышли The Kooks. Группа выступала на фестивале последней и закрыла его песней "Naive", что стало символичным окончанием Positivus, бесспорно ставшего лучшим карнавалом молодости и жизни.
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)