Закончив работу над новым альбомом дуэта Erasure, британец Ричард Филипс (Richard Philips), он же Richard X, окончательно утвердил себя в статусе главного синти-поп продюсера современности. По правде говоря, даже серьезных конкурентов для англичанина на горизонте не видно – Стюарт Прайс (Stuart Price) явно сбросил обороты, Xenomania разменялись по мелочам, а Dr Luke или набирающий ход Avicii – уже самый что ни на есть EDM. За 10 с лишним лет Филипс успел поработать с артистами из совсем разных поколений, от New Order и Saint Etienne до The Sound of Arrows и The Good Natured, но есть ощущение, что особый шик для Ричарда - сотрудничать со старыми синти-поп героями. Его карьеру в последние годы можно описать как «возвращение синти-попу старых долгов».
Дело в том, что начинал Ричард как скромный бутлегер. Не в том смысле, что нелегально продавал спиртное, а в том, что занимался изготовлением мэшапов-бутлегов. Ричард склеивал треки, накладывая вокал одних на инструментальные партии других и издавал всё это (нелегальным, естественно, образом) под именем Girls On Top. Фирменным трюком Ричарда было класть чувственный и экспрессивный R&B-вокал на холодные синтезаторные риффы, которые он таскал как раз из старого синти-попа. Особенно «доставалось» Human League, о которых Филипс не раз говорил как о любимой группе.
Первым же релизом Girls On Top стала пластинка из двух мэшапов, задавших стандарт жанра «бастард-поп», быстро ставшего модным клубным трендом. На одной стороне пластинки («I Wanna Dance With Numbers») Уитни Хьюстон (Whitney Houston) пела поверх инструментальной партии трека Kraftwerk «Numbers», на другой («Being Scrubbed») девушки из группы TLC голосили под ускоренный «Being Boiled» Human League.
Дальше наш герой скрестил Мисси Эллиот (Missy Elliot) с The Normal, ну а главным хитом Girls On Top стал трек «We Don’t Give A Damn About Our Friends», склеенный из инструментальной части «Are Friends Electric?» Гари Ньюмена (Gary Numan) и вокала из R&B хита середины девяностых «Freak Like Me», который исполняла Адина Ховард (Adina Howard).
«Я не был первым, кто делал мэшапы», - рассказывал позже Ричард, - «просто я первым вывел их на новый уровень: до меня это обычно был хаус с простым ритмом и зацикленной акапельной партией, я же использовал фактор шока». Примерно в то же время над бутлегами трудился и другой будущий поп-продюсер: Danger Mouse склеивал Jay-Z и The Beatles, создавая тем самым один из первых крупных бутлег-альбомов «The Grey Album». Популярность жанра стала приобретать планетарные масштабы – бутлеги не только звучали в клубах, но и крутились на радио, которое в тот момент еще было мощным промо-инструментом. Тогда в дело решили вмешаться мейджор-лейблы.
Поначалу Vigrin просто хотели очистить права на исходный материал и издать «We Don’t Give A Damn About Our Friends» официально, но с лицензированием вокальной партии возникли проблемы, и тогда лейбл придумал хитрую схему. Их новые клиенты, девичья группа Sugababes, должны были исполнить вокальную партию заново, а Ричард со своей нарезкой из Гари Ньюмена таким образом выступал в роли продюсера аранжировки. Финальной версией, которая минимально отличалась от исходного бутлега, будущий звездный продюсер остался доволен. «Лейблу хватило благоразумия оставить всё как есть, они поняли, что золотой эту вещь сделало то, что всё звучало совсем сыро, на грани. Кроме вокала Sugababes, это были те же самые 8 дорожек из моей семидюймовки – стерео лупы, стерео хлопки, стерео эхо, ну и девочки».
В результате «Freak Like Me» добралась до второго места в Billboard Hot 100, а Ричард получил контракт с Virgin уже в качестве самостоятельного артиста. Вскоре в свет вышел альбом «Richard X presents The X-Factor Volume One», почти целиком состоявший из клубных электро-ритмов, сэмплов из старых пластинок и вокала, по большей части женского. В дело снова пошло промышленное количество Human League, а также Spandau Ballet, Гэри Ньюмана (Gary Numan), Lil Louis и даже Mazzy Star, а в числе вокалистов были не только R&B певицы, но и сам Джарвис Кокер (Jarvis Cocker).
Большого коммерческого успеха альбом не имел (лейбл даже отменил релиз четвертого сингла, ну и никакого продолжения серии, конечно, не случилось), но как оказалось, Richard X просто опередил время. Все это – и мода на песни-бутлеги в мейнстриме, и сращивание электрохауса с R&B, случилось несколькими годами позже. Показательным в этом смысле был 2006-й, когда в чартах мелькало сразу несколько хитов, сделанных точь-в-точь по лекалам Ричарда Филипса, но как ни странно, без его участия. Мало кто помнит, но первый хит Рианны (Rihanna), добравшийся до вершины чартов, был сделан на основе сэмпла из трека Soft Cell «Tainted Love».
Очень похоже звучала и песня «Beware of The Dog» чуть менее успешной исполнительницы Джемильи (Jamelia), построенный на рифе и даже текстуальных цитатах из «Personal Jesus» Depeche Mode. Ну и очевидно, что именно Richard X проложил ту лыжню, по которой потом успешно въехали в чарты Давид Гетта (David Guetta) и Кельвин Харрис (Calvin Harris).
К счастью для всех, судьба непризнанного гения, опередившего своё время, не была уготована Ричарду Филипсу. Поставив соло карьеру на паузу, Ричард самозабвенно погрузился в деятельность поп-продюсера, благо предложений после успеха «Freak Like Me» было достаточно. Поначалу к его услугам прибегала молодежь. Его первым серьезным клиентом была норвежская певица Энни (Annie), для которой Ричард спродюсировал хит-сингл «Chewing Gum» и еще два трека на альбоме. Дальше подтянулась M.I.A, у которой тоже готовился дебютный альбом, и экс-вокалистка S Club 7 Рэчел Стивенс (Rachel Stevens).
Увлечение бутлегами у Филипса как рукой сняло – теперь Ричард принялся отдавать долги, и сам сочинял рифы, ничуть не хуже тех, которые еще недавно самозабвенно «тырил». Параллельно с продюсерской работой, Ричард стал активно записывать ремиксы, тем более что за этим к нему обращались не только молодые поп-исполнители, но и недавние жертвы (и одновременно герои) его мэшапов. Ремиксы от Richard X стали появляться на синглах TLC, Freeform Five Tiga и даже Nine Inch Nails.
Но главное, за ремиксами и аранжировками для новых песен потянулись те самые синти-поп патриархи, на которых молился юный Филипс, садясь за свои первые бутлеги. Во главе этой веренице, естественно, оказались чуткие до новых веяний Depeche Mode, пригласившие Richard X сделать ремикс для переиздания сингла «Enjoy The Silence». Дальше волна приняла лавинообразный характер – New Order «Jetstream», Yazoo «Situation», снова New Order, теперь уже переиздание «Bizarre Love Triangle», Pet Shop Boys (которым Ричард понадобился уже в роли продюсера для новой песни «Fugitive») и, наконец, Soft Cell.
Вслед за увлечением бутлегами, проходит и любовь Ричарда к R&B, теперь его интересует исключительно электропоп. Ричард работает с Saint Etienne, Goldfrapp (в период их увлечения восьмидесятыми), Ройшн Мерфи (Roisin Murphy), Hot Chip, но и про молодежь не забывает. В 2011-м Richard X спродюсировал несколько треков для шведской группы The Sound Of Arrows и записал ремикс для английских синти-ретроградов. Конечно, наследник Принса (Prince) Сэм Спэрро (Sam Sparro) или сингер-сонграйтер Уилл Янг (Will Young), чьим песням Ричард придавал электронную форму, это значительно более «soulful» музыка, чем холодные Human League или аутичный Гари Ньюмен, но все же это стопроцентный электропоп.
Альбом для Erasure (на пластинке «The Violet Flame», релиз которой намечен на сентябрь, Richard X указан как главный и единственный продюсера) для такого синти-поп маньяка как Ричард, мог бы стать венцом карьеры. В самом деле, еще бы Depeche Mode и умирать можно. Но кажется, совсем не тот человек наш мистер Филипс, чтобы останавливаться на достигнутом. На сингле «Elevation» его не очень-то и слышно – такое ощущение, что Ричард больше крутил эквалайзеры, чем создавал аранжировки с нуля. Песня звучит как типичный Erasure, минимально адаптированный под реалии 2014-го.
А вот сингл The Good Natured “5-HT” (увы, ставший последним в недолгой жизни группы) показывает нам совсем другого Ричарда Филипса. Это уже не синти-поп, а скорее развитие идей группы Orbital, ломаная электроника, развернутая лицом к народу и превращенная в поп-хит. И хотя идея вроде бы лежит на поверхности, Richard X, кажется, снова реализовал её первым. Неужели вслед за бутлегами и R&B ему наскучил синти-поп, и в этой песне мы слышим новое направление? Почему бы и нет. Долг за «награбленное» он ветеранам вернул сполна, пора бы и дальше двинуться.
1969 – Состаялся гитарный батл между Джими Хендриксом и Питом Таунсендом из The Who. Хендрикс победил »»
Derek BAILEY (1930)
Дмитрий МАЛИКОВ (1970)
Adam LAMBERT (1982)
Илья ФРИДМАН (1988)