"Пикник"-2014 как событие музыкальное удался. Непростая ситуация с лайн-апом, связанная в равной степени с активностью местных промоутеров (тот же PopFarm, помогавший фестивалю с букингом, курировал программу ещё двух крупных ивентов со схожим репертуаром) и внешнеполитическими событиями, вытекающих в предвзятое отношение звёзд к России, сократила количество сцен, а также перспективных громких имён на них.
Тем не менее, программа получилась стабильно разноплановая, да и в каждом минусе можно найти плюс - наличие только двух сцен давало больше свободного времени на немузыкальную часть фестиваля. С которой был полный порядок - тут и фестиваль "Афиши-Еды" с увлекательными мастер-классами, и множеством точек питания (в которых, правда, начиная с обеда не прекращались очереди, но это уже в порядке вещей), и куча разноплановых площадок как для активного, так и для пассивного отдыха, представительства брендов, благотворительные фонды, огромный маркет - даже если потенциального зрителя музыка интересовала "поскольку постольку", то единственного дня всё равно не хватило бы, чтобы поучаствовать во всех событиях. В итоге небольшой шаг назад в плане концертов оказался не во вред. Напротив: если фестиваль не сменит прописку и в следующем году, то оставить две сцены окажется вполне логичным и оправданным решением.
Удивительная ситуация случилась с расстановкой артистов по величине площадок - во время выступления Austronatalis и SOHN зрителей на главной сцене было немного. В то время как Каста, Беляев с Therr Maitz и даже Талиб Квели (Talib Kweli) забили всё окружающее пространство перед Summer Stage до физического предела.
Ростовчане, которых один из моих коллег нарёк "Иванушками от хип-хопа", свой небольшой сет составили исключительно из хитов всех времен - на радость пришедшей публике. Иногда штатному ди-джею группы помогали гитарист и скрипачка, и этот, казалось бы, не особо существенный момент добавил статичному лайву "Касты" элемент живости, с которым наблюдать и "качать" стало намного веселее. Талиб Квели всех обманул, приехав без обещанной живой группы, но это никого особо не расстроило - у второй сцены было порядочно народу, пока Квели делал из своего сета натуральный микстейп, активно чередуя собственные композиции с нетленками коллег по цеху.
Беляев же, несмотря на жару традиционно одетый в черное, вертел публикой как хотел, всецело пользуясь силой одной своей харизмы. Дорвавшиеся-таки до больших площадок (вот, что сила "Голоса" творит) Therr Maitz для фестивалей группа крайне подходящая - правда, под них больше хочется релаксировать, чем активно двигаться. Но с таким аншлагом и лечь то особо негде - хайп свой дело делает. В этом случае он оправдан, правда, группу хочется на основательном уровне сравнить с Tesla Boy. То есть, это всё круто в плане техническо-профессиональном, но жизни и нерва песням немного не хватает - ремесла в них больше, чем чувств.
По главной сцене - открывавшие её Glintshake играют всё более и более аутентично, будто на дворе год этак 1992, а сама группа родом откуда-то из северо-востока США, вызывая разом целый ряд музыкальных ассоциаций - от Sonic Youth до Lush. Традиционно для утренних часов публики было немного, но заданную группой волну поддерживали они горячо - перед сценой даже случился импровизированный слэм. Однако на следовавших далее Ляписов людей набежало как на хэдлайнеров - можно было смело двигать их по таймлайну вниз. И неудивительно - большинство из зрителей пришло увидеть группу в нынешнем виде в последний раз. Для прощального тура была подготовлена не только крепко сбитая программу на основе альбома "Матрёшка", но и соответствующий видеоряд - под "Бесы" на экране мелькали логотипы Первого канала и белорусского СТВ, припев "Манифеста" визуализировался драками депутатов на заседании Думы, на "Командире" на заднике без остановки шли радостные колонны первомайских демонстраций, а на "Телевизоре" экраны всевозможных сводок новостей собирались в огромный череп. Неудивительно, что группа категорически отказалась играть старые песни - тут-то и в привычном амплуа Михалок сначало явно чувствовал себя зажато. Отклик публики был, конечно, менее активным, чем на клубных концертах Ляписа, но та ближе к середине раскачалась, так что паззл в итоге сложился, хотя изначально группа выглядела неким инородным телом в списке артистов (хотя, после прошлогоднего Сплина уже никого подобным не удивишь).
Как уже упоминалось, зрителей у Austronatalis и SOHN было немного, но случайных среди них практически не было. Первый, как всегда, живьём экспрессивен и бодр (в качестве гостевого камео в выступлении поучаствовал Noize MC), а вот прячущегося за названием группы безымянного англичанина уже успели наречь "Джеймсом Блейком для бедных", а зря. Общие черты, конечно, есть, но в его песнях больше чувствуется пост-r'n'b, что скорее ставит его в один ряд с How To Dress Well. Да и нещадная жара и солнечный свет - это не самый лучший антураж для столь деликатной музыки, куда круче и уместнее бы его сет смотрелся часа этак в два ночи. Но Пикник, увы, закрывает свои двери в 23.00.
MGMT сумели подружить в своей нынешней концертной программе все собственные ипостаси, которые группа примеряет от альбома к альбому. Основное внимание уделялось дебютнику "Oracular Spectacular", так что актуальный окончательный переход группы к психодел-попу был виден лишь частично - например, в "вырви-глаз"-видеоряде (особенно хочется отметить использование камеры GoPro в кавере на "Introspection" Faine Jade), или в безумном 5-минутном лирическом отступлении в "Kids" (которое потом логично перетекло в полную наркоманию финальной песни "Alien Days"). Группа выглядит будто не от мира сего, но требуемое от неё выполняет на полную, да и общая расслабленность играемого материала с солнечными ваннами шла "на ура" (в противовес тому же SOHN).
Хэдлайнеры главной сцены этого года играли на полях ностальгии. Легенды брит-попа Suede играли целиком свой лучший диск "Dog Man Star". Правда, в итоге оказалось, что не целиком - во второй своей половине, вообще, это не сильно бодрая пластинка, потому неудивительно, что из сет-листа выбыло аж три песни ("Daddy’s Speeding", "The Power" и "Black or Blue"), а этого никто особо и не заметил. Но Андресон (Brett Anderson) исправно высекает искры, как и в первых лайвах группы на волне популярности, и вообще ведет себя сильно веселее и раскованнее, чем на игравшихся когда-то в Москве сольных концертах. Единственное, с чем очевидный перебор,- все медленные композиции он пропевал, стоя на коленях. Но, может, так Бретт отдыхал от гиперинтенсивных плясок, а вовсе не возводил позерство в абсолют. А так - фанатский восторг и радость. Jamiroquai же своей популярности в России должны быть обязаны русскому MTV, так что ничего удивительного, что их концерт собрал народу не меньше, чем в том году Blur.
С другой стороны, такой же жирной точки не получилось - быть стадионной группой, как говорил коллега Куркин годом ранее, это всё-таки призвание и работа. Удивительно, но выхолощенный фанк Джей Кея и ко живьём звучит ещё более стерильно, чем на записи - громко крикнуть "Скучно!" хотелось на этак песне третьей. И не мне одному - уставшая публика немного посмотрев хэдлайнера начала медленно, но верно растекаться по направлению к выходу. В то время как на второй сцене играл именитый вибрафонист Мулату Астатке (Mulatu Astatke). Народу на нём было немного, но все, кто пришёл, были в теме, и были этим довольны. Тем более, что обаятельный дедушка по ходу сета наращивал обороты, и от неторопливых, но красивых этноджазовых произведений к концу сета перешёл к натуральным танцам.
Пикник Афиши, задуманный некогда как "модель идеальной Москвы", уже десяток лет этой идеальной ролевой моделью и остаётся, и в этой роли на его популярность и посещаемость не претендует ни один другой местный фестиваль. Атмосферность и дружелюбие, царящее один день в году в Коломенском - это непоколебимая константа, помешать которой не могут ни растущие цены на билеты, ни отсутствие актуальных имён в хэдлайнерах. Пикник вновь удался, и, может в чем-то он и продемонстрировал некую стагнацию, но, если в прошлом году было хорошо, и в этом было не хуже (разве что не хватало всё той же "финальной точки"), пусть теми же методами, разве это можно назвать плохим результатом?
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)