В четвертой части длинного разговора с Ильей Рихтером мы обсуждаем новую российскую музыку, музыкальную индустрию и то, можно ли совмещать бизнес и искусство. Ну а для начала - как обычно, новый сезонный микс Ильи Рихтера под названием "Summertrip (part 2)".
Звуки: Не было ли у тебя желания издать под маркой Рихтер ФМ какой-то сборник с новой музыкой?
Илья: Я бы с удовольствием это сделал, но это нужно продюсировать на уровне лейбла. И в плане промо, и в плане очистки авторских прав. Нужно связываться с людьми. Но проблема в том, что их набирается мало. Максимум на одну компиляцию, и для подкрепления включить туда кого-то из известных. Тут нужно чтобы лейбл был заинтересован в такой истории. Мне пару раз попадались русские сборники с немейнстримовой музыкой и честно говоря это было совсем неубедительно, совсем-совсем. До сих пор нет механизма формирования артистов вокруг такого лейбла. Точнее, он хаотичный – какие-то знакомые, знакомые знакомых и так далее. Инфраструктуры нет. В общем пространстве этой музыки не читается общая идея. Я бы с удовольствием сделал лейбл Рихтер ФМ совместно с кем-нибудь, кто был бы в этом заинтересован. Но один я этого сделать не смогу, это требует менеджерских усилий.
Звуки: Но что сейчас должен делать лейбл? Это промо и букинг или все же издание каких-то физических носителей?
Илья: Да, это отдельный вопрос. Как мы знаем, сейчас лейбл получает мизерные деньги с продаж музыки, на носителях или даже в электронном виде. Но если это комплексная работа, то помимо этого он заинтересован в организации концертов и продаже этих альбомах на концертах – я помню, еще лет 5 назад на встрече с финскими продюсерами, которую организовал Гриша Гольденцвайг, эти люди говорили, что индустрия дистрибуции физических носителей мертва, все они продаются на концертах. Соответственно, структура должна быть подчинена концертной деятельности. А эти группы во-первых не все играют, во-вторых даже если они играют, они зачастую играют в других жанрах, а треки скорее выдернуты из контекста. Смысл лейбла или структуры в том, что должна быть идейная вовлеченность – какой-то клуб, регулярные события. И человек должен знать, что при выборе из 20 предложений куда пойти, он может пойти на ивент этого лейбла и точно там будет интересно, даже если он не знает конкретных артистов.
Я правда замечаю, что появляются новые актуальные для меня коллективы, которые пытаются записываться и концертировать. Это, например, Race To Space, Three Colors of White, еще кое-кто. Надеюсь, и Noi мог бы вернуться к работе, то есть почва сейчас есть. Если бы консолидировать все усилия по её культивации, сейчас не самый плохой момент. Даже с точки зрения материала – я слушаю и немного удивляюсь, если бы я не знал, что это русские артисты, никогда бы не подумал.
Звуки: То есть, качество музыки выросло?
Илья: Да, ощутимо! И это уже не один трек, сейчас вполне можно было бы провести такой фестиваль или сделать отдельную сцену на каком-то фестивале побольше.
Звуки: Я тут недавно читал интервью с Сашей Зайцевым из Ёлочных игрушек, где он говорит что лейблы уже давно не строятся вокруг музыки. Ты предлагаешь это выстраивать вокруг музыки или, как сейчас принято говорить, вокруг «лайфстайла»?
Илья: Ну это же можно соединить. Это невозможно соединить на уровне одного коллектива или одного-двух диджеев, но если создавать большую структуру - несколько коллективов, которые играют лайвы, а их участники диджеят, все они издают альбомы и делают миксы. Чтобы было одна площадка, где всё это происходит. Если сесть и расчертить, я более-менее понимаю составляющие этой схемы. Но они должна быть полномасштабной по вертикальной структуре и достаточно масштабной по горизонтальной. Когда из этой пирамиды что-то выпадает, всё начинает шататься или рассыпаться. Нужна интеграция клуба, лейбла, артистов, радио и пиар и промо-людей. В России вообще большие проблемы с консолидацией – не только в музыке.
Звуки: Для меня проблема бизнес-истории в том, что все эти менеджеры и промо-люди очень быстро начинают принимать за тебя решения вплоть до того, что тебе играть на концерте. По мне так или ты делаешь, что нравится, или зарабатываешь деньги.
Илья: Да, но на западе есть же эта ниша, где люди более-менее зарабатывают своей музыкой и при этом делают то, что им нравится. Так же, как и в независимом кино – если тебе не нужен супер бюджет со спецэффектами, а какой-то разумный, то с высокой вероятностью ты сможешь найти на него денег.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)