Альтернатива может принимать весьма неожиданные формы. Пример – необычные способы создания и издания музыки. Таков подход лейбла Fancy Music. На нем вышли– и в цифре, и на CD - почти пятьдесят релизов свободного джаза и современной академической музыки, жанров некоммерческих и творческих. Их массовыми никак не назовешь, маркетинг фирмы не знает такого понятия, как прибыль.
С лейблом работают люди, которых кто-то может назвать “лучшими”, кто-то “уникальными”. Это и знаменитый минималист Антон Батагов, и известный как джазмен, но в рамках Fancy - академический композитор Вячеслав Гайворонский, и один из самых перспективных фри-музыкантов саксофонист Алексей Круглов, и ново-джазовые проекты “Живые люди“ и “Priot Ensemble“, которые объединены личностью барабанщика Петра Талалая.
Создатель и директор Fancy Сергей Красин говорит, что делает это для собственного удовольствия, что звучит нестандартно, как минимум. Он и расскажет нам, как такое возможно.
Про меценатов и идеологию
Звуки: Можно ли определить то, что ты делаешь, как частичное меценатство?
Сергей Красин: Да, с самого начала была именно такая направленность. А в академической среде без этого просто нельзя – никогда в истории академические музыканты не существовали без участия друзей и поклонников.
Звуки: У тебя был базовый капитал?
Сергей : Да, это накопленные, мои деньги, я взял их из своего кармана.
Звуки: Как определить направление работы Fancy?
Сергей : Как можно определить идеологию мейджор-лейбла? Мейнстрим? Значит мы - глобальный российский немейнстрим. Рядом с такими композиторами, как один из самых радикальных авангардистов Борис Филановский или концептуально отрицающий в музыке тональность, основатель группы "СоМа" Дмитрий Курляндский, с нами работает академический композитор, ученик Гайворонского Александр Маноцков, альбом которого “Пели“, недавно представленный в Светлановском зале ММДМ, я называю “рок-музыкой по состоянию“. В нем есть то, что называется “кач“, но шаблон рока к этому релизу не применить и это вряд ли будет интересно для массового слушателя.
Про минимализм и дефицит
Звуки: Есть ли концепт в оформлении релизов Fancy? Оформление альбомов выполнено в едином стилистическом ключе, и это удачно выглядит.
Сергей : Да, конечно. Наш стиль основан на общих мировых тенденциях, на том, что я замечаю, что люблю – это, допустим, минимализм. И то, как я считаю, должны выглядеть пластинки. Мы, например, постоянно при верстке, в соотношение абзацев, шрифтов, отступов используем золотое сечение.
Звуки: Получатся авангард, который осознается через золотое сечение?
Сергей: Это очень пафосно звучит! (смеется) Но если мы вспомним, что человек в 80% случаев воспринимает музыку через обложку, то такая фраза применима.
Звуки: Все ли альбомы Fancy есть сейчас на складе? Есть ли человек, собравший весь ваш каталог, есть ли пластинки, которые уже невозможно найти?
Сергей: Пластинки на складе больше полугода не держатся. Батагов, например, разошелся за два месяца. Есть люди, которые пришли и скупили все, но их мало, конечно. Но многое из того, что выходило год назад, сейчас найти уже нельзя.
Нужно просто слушать музыку
Звуки: Как тебе полушутка, которая мне иногда кажется полуправдой, - что только новый джаз и новая академическая музыка звучат актуально, а остальные жанры тонут в болотах коммерции и вкусовщины?
Сергей: Нет! Ни в коем случае так сказать нельзя, всё это точно такая же “вкусовщина“! Любой стиль может быть актуален, а современная музыка вовсе не обязана быть непонятной. Я вообще не представляю, как можно слушать только одно направление, с большим удовольствием занимаюсь поп-музыкой. И если мне удастся сделать музыку Fancy коммерчески успешной, то я буду этим гордиться, буду сам нахваливать это “коммерческое болото вкусовщины“! (улыбается)
Звуки: Я наивно думал, что ты рано или поздно сам употребишь в описании музыки слово “авангард“, но ты его так и не сказал. Почему?
Сергей: То, с чем мы работаем - “новая музыка“, а авангард остался где-то в XX веке. Я использую это слово совершенно не в том значении, как оно использовалось в искусстве ХХ века. Я стараюсь избегать таких терминов – в них нет настоящего смысла. Нужно просто слушать музыку и понимать, что происходят.
Авангард для Fancy – это что-то выбивающееся из общих канонов, из общей серой массы, из мейнстирима. Мы чаще называем это “что-то“ современной музыкой, потому что это происходит здесь и сейчас, Говорим также - актуальная музыка, но, ни в коем случае, не делаем из этого какую-то идеологическую программу, Вместо этого мы создаем свободную платформу для развития музыки и условия для естественной здоровой конкуренции между композиторами.
Вместо постскриптума: О том, как и для чего появился на свет один из новых релизов Fancy Music, "Пели" Александра Маноцкова с Courage Quartet, Звукам рассказывают автор альбома и его издатель.
Зачем?
Сергей Красин: Так получилось, что когда я впервые услышал живое исполнение программы "ПЕЛИ" Александра Маноцкова с Courage Quartet, то она совершенно не вызвала у меня восторженных эмоций. Мгновенного желания выпустить альбом не возникло. Однако, я отложил этот вопрос и уже только после третьего прослушивания оценил его значимость для самого себя. Я выпускаю релизы независимо от личной предрасположенности к музыке, я просто доверяю композитору. Но в случае с альбомом "ПЕЛИ" в итоге всё сошлось воедино и я очень рад, что мы это сделали!
Александр Маноцков: Я ничего в музыке стараюсь не делать "зачем", всё только "почему" : причина, вообще, лучше, чем цель, потому что причина ведёт человека в неведомое, а цель известна заранее; у этого цикла песен есть несколько причин, но самая главная необъяснима.
Как?
Сергей Красин: Финансирование выпуска физического носителя, компакт-диска, было осуществлено с привлечением краудфандингового проекта "Планета.ру". Таким образом, ещё до выхода альбома у нас уже были предзаказы на диск.
Александр Маноцков: Как по сырой штукатурке: фреску не пишут долго, и песне тоже дано мало времени, только началась - а вот и вся; поэтому я старался, чтобы не было ничего лишнего; ещё важно - что вместе с музыкантами "Кураж-квартета" - то есть, как квинтет.
Кому?
Сергей Красин: Во-первых, слушателям, которые этот диск ждали, ведь концертная программа уже шла полгода. Во-вторых, для аудитории, которая ценит творчество Хармса, Введенского и Хименеса, возможно им тоже понравится как Александру удалось положить текст на собственную музыку и создать фактически народные песни. У меня этот проект ассоциируется исключительно с душой! Тому в подтверждение оказалась презентация альбома, которая прошла в Культурном Центре ДОМ, всё прошло как-то очень по-доброму, я бы сказал по-домашнему.
Александр Маноцков: Всем, кому понадобится; кому вообще - всё в мире? вот тому и песни.
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)