Концерт академического композитора Александра Маноцкoва – автора опер, квартетов, музыки к фильмам, постановкам известнейших театров Москвы и Петербурга и даже мультимедийных перформансов, - станет, по сути, его бенефисом. Вместе с верными товарищами из струнного квартета Кураж Александр исполнит программу своего авторского диска "Пели", только что вышедшего на лейбле Fancy Music, а другие вокальные сочинения и пьесы для струнного квартета "200 тактов в ля миноре" (1994) и "Психея" (2014) - и, возможно, что-то еще.
Здесь самое время поздравить 42-летнего (по нынешним временным – молодого) сочинителя с сольным концертом в престижнейшем зале и поинтересоваться – а почему академическая музыка может быть интересна широкому кругу слушателей?
Ответ – ниже.
В последние лет сорок меломаны, сетуя на все расширяющийся зазор между классической и современной сценой, задаются риторическим вопросом: чем занимались бы Бах и Моцарт, живи они сейчас? С Паганини или Листом все понятно: эти неукротимые self made men и в свое время были отвязными рок-звездами. А вот что делали бы высокодуховные немцы, вышедшие из музыкальных семей и с детства знавшие, что им суждено быть музыкантами? В панки бы уж точно не подались.
Мне кажется – не играли бы на клавишах мичуринский симфо-рок, и даже не компоновали бы "музычку для мобильников", а занимались бы чем-то похожим на то, чем занят в последний год Маноцков сотоварищи – и что сейчас, после клубных обкаток, представляет вниманию самой широкой и далеко не филармонической публики.
Речь идет не об уровне дарования (об этом можно будет судить лет через двести), а о подходе. Ведь это для нас Бах – классик, место которому в отгороженном концертном зале и для исполнения которого нужно обряжаться в нелепую одежду и ставить себе неестественные "оперные" голоса. А во времена Баха и одежда эта была обыкновенной (ну, пусть не повседневной, а парадной),- и для того, чтобы эти хоралы и кантаты петь, требовалось, конечно, хорошо попадать в ноты и выдерживать длительности, но не надо было учиться 15 лет в консерватории (их тогда просто не было): исполняли ее часто добрые бюргеры, собираясь помузицировать по выходным. Музыка "дофрачных" классиков была частью повседневной жизни. И это не мешало ее серьезности и, прости господи, духовности, а наоборот – очень способствовало.
Альбом "Пели', ставший основой концерта 23 июня, создан по такому же принципу. Его записали высокопрофессиональные музыканты, – но записали так, словно скрипки и альты – это самые что ни на есть обыденные инструменты домашнего обихода, как наши гитары и клавишные. А сам Александр поет сильным и запоминающимся голосом – но абсолютно не "поставленным" в оперном смысле. И даже то, что в нескольких местах ему откровенно трудновато вытягивать им же придуманные вокальные партии, работает на концепцию.
При этом поет Александр не "лыжи из печки торчат" и не "наш дурдом голосует за Пукина" (хотя мог бы – Маноцков известен как человек с ярко обозначенной гражданской позицией), а кладет на музыку стихи авангардистов начала XX века – Даниила Хармса, Александра Введенского и почему-то испанца Хуана-Рамона Хименеса. Глубокие и на разные лады повествующие о вечном.
Коротко сказать, Александр Маноцков и "Кураж-квартет" не пытаются скрестить классику и современную музыку, а играют так, словно струнный квартет и спокойно сидящий на стуле певец с нормальным мужским голосом – это и есть настоящая современная музыка, как современной была музыка Баха и прочих композиторов которых сейчас называем "классиками". Пока они играют и поют, веришь – так оно и есть.
Александр Маноцков и Courage Quartet
Светлановский зал Московского международного дома музыки на Красных Холмах
23 июня, 20.00
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)