Ожидание холода и дождя - хуже самого холода и дождя. Жаль, что мрачные тучи и не менее мрачный прогноз погоды оставили дома большую часть посетителей "Усадьбы": этот фестиваль заслуживает хорошей публики. И пусть амбиции организаторов не в полной мере были удовлетворены (запланированная изначально Tori Amos в итоге пела в тот же день, но в Crocus City Hall), но представленная во второй день программа была и веселой, и качественной, и разнообразной.
Задавать тон разухабистой новоорлеанской программе второго дня поручили духовому оркестру 15-й школы на Мак-Доно-роуд из США. И хотя играли школьники не сильно стройно, но настроение задали правильное – стихийно организовавшаяся толпа, пританцовывая и подпевая, проводила их почти до самой сцены в импровизированном шествии по территории Усадьбы.
С небольшой задержкой на сцене "Партера" началась трибьют-программа Алексея Айги основателю "Поп-механики" Сергею Курёхину. Программа громоздкая и пафосная, но нужная. Сводный струнный оркестр под управлением Алексея Айги придал происходящему вес и значение, саксофонисты Сергей Летов и Алексей Круглов внесли нужную толику авангарда и фри-джаза, за вокальную часть программы отдувались сопрано Екатерина Кичигина и участники проекта Shoo. Последние органично смешали курёхинский "Вальс" с собственной композицией "Капитан". Сам Алексей на протяжении всего выступления был порывисто-эксцентричен: неистово дирижировал, хватался за скрипку, падал на сцену, "раскачивал" барабанщика. В общем, вел себя как истинный бэнд-лидер.
Что мы ожидали: строгую атмосферу "пиетета, уважения и бережливости к курёхинскому наследию".
Что получили: мощное оркестровое звучание, шутки (одну из композиций оркестр исполнил, дуя в манки), танцы под скрипичное тремоло и отличный звук.
Balkan BeatBox - сумасшедше веселая группа из Израиля, составившая из рэпа, балканщины, гитарных импровизаций и диких танцев отличный взрывной коктейль. Невзирая на высоченные прыжки и пляски, ребята умудрялись попадать по грифу и дуть в саксофоны, а солист непрестанно тусовался на авансцене, балансируя на комбике. Кстати, участник банды саксофонист Ори Каплан (Ori Kaplan) родом - из Gogol Bordello, и именно оттуда позаимствовал свой нереальный драйв и некоторые хулиганские приемы.
Периодически группа (а с ней и телеоператоры) впадали в рейвовый угар а-ля "харлем шейк", однако делали это крайне профессионально. Первые 20-минут солист отработал практически нон-стоп, чередую читку с агрессивным вокалом. Прокачивал он так, что было слышно в перерывах между выступлениями на сцене "Аристократа".
Что мы ожидали услышать: расслабленную регги-балканщину с аллюзиями на Матисьяху (Matisyahu).
Что получили: бешеную балканщину, щедро сдобренную рэпом и не лишенную самоиронии. А также музыкальные отсылки к единственно известному треку Panjabi MC
Если честно, все самые интересные события 2-ого дня Усадьбы Джаз проходили на сценах Партер и Аристократ, поэтому большая часть музыкальной публики мигрировала с одной площадки на другую, силясь урвать выступление всех основных артистов. Удавалось не всегда. Безумно аутентичного гитариста Лэса Джетрекса (Les Getrex 'n' Creole Cookin)удалось послушать и с оригинальным материалом, и с кавером на фарелловский Happy. Я бы на месте Уильямса подарил музыканту песню – настолько обезоруживающее просто и вкусно он ее спел. Лес - невероятно обаятельный толстяк, обладающий своеобразной пластикой и грацией, а голос у него - медовый и теплый. Что касается его игры, то гитара еще никогда не пела так задушевно.
Подхватил вахту у Джетрекса аккордеонист и бэнд-лидер Кит Франк (Keith Frank), который считается признанным лидером современного зайдеко (zydeco) – музыкального стиля креольских и кажунских жителей Луизианы, зародившегося в начале XX века. На подпевках у Франка был бэк-вокалист, облаченных в "латы", имитирующие звук washboardа (стиральной доски), на басу – миловидная…басистка. Сам же лидер бэнда менял инструменты почти на каждой песне и мало утруждал себя пением. Однако знаменитая "стиральная доска" на пузе - настолько веселый и яркий атрибут, что удержаться от улыбок было невозможно.
Что мы ожидали: набор evergreen-хитов и джаз-фолка.
Что получили: развеселые танцы в исполнении аппетитнейшей мулатки и мастер-класс по креольскому танго.
Накладка вышла с условным хедлайнером – Дональдом Харрисоном (Donald Harrison). Музыкант, неоднократно получавший премии за сохранение культуры карнавалов Нового Орлеана (Марди Гра) и использующий в своих видео самые пестрые одеяния, на сцену Усадьбы вышел в клубном белом пиджаке и играл даже не свинг, а какой-то модальный джаз - после 5-минутного соло на саксофоне голова превращалась в оловянный шар.
Что мы ожидали: саундтрек к сериалу Treme, торжество аутентичности, все атрибуты карнавала - с шествием по городу, визжащими трубами, поющими кларнетами и ухающей тубой
Что получили: всё то же самое + прививку от плохой музыки и самый настоящий американский джаз из Нового Орлеана.
А на площадке "Берег" сыграли красивый и неожиданный сет известная поп-певица Сати Казанова и этно-музыкант, мастер горлового пения и мультиинструменталист Булат Гафаров. Этот дуэт неслучаен и невероятно красив, и очень жаль, что не он завершал программу фестиваля. Магическое, нежное и завораживающее зрелище на фоне заката стало самым чистым и проникновенным моментом фестиваля.
Вот уже второй год "Усадьба Jazz" проводится не только в Москве: в ближайшие дни фестиваль начнет свое путешествие по России, и ему будут аплодировать в Воронеже, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Обязательно загляните на гостеприимные площадки фестиваля - не пожалеете.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)