Первый полноценный день на Primavera Sound: у входа преспокойно сидят и попивают алкоголь скорые посетители фестиваля со всей Европы, между ними старательно снуют взад-вперёд индусы с блоками пива. Они предлагают его по бросовой цене 1 евро за 0.33, в то время как на территории фестиваля схожий объем стоит 3,5. За получением фестивальных браслетов стоит внушительная очередь - мы же, озаботившись проблемой заранее, идём в закрытую аудиторию музея Blau, хитрого и красивого архитектурного сооружения, внутри которого расположен большой зал с идеальной акустикой.
Открывает программу площадки (равно как и всего фестиваля) Колин Стенсон (Colin Stetson) - укротитель саксофона и знатный коллаборатор таких уважаемых людей, как Том Уэйтс (Tom Waits), TV On The Radio, Arcade Fire и Bon Iver. В гордом одиночестве он извлекает из инструмента такую плотную музыкальную полифонию, что с закрытыми глазами кажется, что Стенсон - многорукий Шива. На следующей композиции включается плэйбэк, на котором контрабас играет нечто в духе Red Snapper, в какой-то момент подключились ударные и началась практически джаз-фьюжн-дискотека. Все заерзали в утопающе мягких сидениях зала Auditori Rockdelux: захотелось активно двигаться. Правда, дальнейшее выступление Стенсона оказалось более предсказуемым - так удивить, как первыми двумя пунктами программы у него уже не получилось, но фестивальный старт уже можно считать удавшимся.
Продолжает нашу собственную программу "Примаверы" чилийская группа Follakzoid, играющая, по их собственному определению, cosmic music. Космической музыкой на деле оказываются десятиминутные забеги по полям краут-рока и психоделии. Группа, выглядящая, в отличие от вчерашних Temples, совсем не в пику играемому ей материалу, рубила усердно, но несколько однообразно, так что через несколько песен было решено взять курс на первых фигурантов главной сцены. Коими оказались ботаники из Real Estate - они и выглядели как смущенные студенты, не знающие радостей праздной жизни, и так же стеснительно общались с публикой. Их расслабленный и благостный джангл-поп, сыгранный с математической точностью, должен был звучать максимально уместно в свете солнечных лучей по одну сторону вида из зала, да с тихим морем по другую. Но большое пространство главной сцены для них, несмотря на популярность группы, всё ещё великовато. Во всяком случае, было ощущение, что песни группы просто растворялись в пространстве (и на них, как можно догадаться, пришло не так много людей). Зато вот игравшим после австралийцам Pond (не путать с орегонским Pond, выпускавшимся на Sub Pop) со сценой Pitchfork повезло - их взбалмошный, непредсказуемый и по-хорошему юродивый рок-н-ролл с наркоманскими нотками психодела несся со сценой в небольшую площадку концентрированной бурей, от которой было не скрыться и не спрятаться - оглянуться не успел, как их монолитный 40-минутный сет пронёсся пулей.
На главных сценах, располагавшихся прямо друг напротив друга, начался мини-блок, который условно можно назвать "Girl Power". Изворотливый и хитросплетенный дрим-поп Warpaint девушки действительно играют безо всякой поддержки со стороны мужского пола - и сосредоточенность, с которой квартет играет свои грустные и красивые песни, выглядит воистину завораживающе. Уже после выхода второго, одноименного альбома стало ясно, что притаившиеся на три года и позабытые было девушки возвращаются в статусе хедлайнеров. Перманентные мурашки во время "Love Is To Die", нестыдный кавер на "Ashes To Ashes" Боуи (David Bowie) и растянутый на десяток минут практически танцевальный финал под давнюю "Elephants" подтвердили, что не зря - отличное пластинке нашлось достойное концертное воплощение. Первый пункт программы, который хочется в ближайшем будущем посмотреть живьём ещё раз. Что, к слову, можно отнести и к импульсивному выступлению Энни Кларк, известной как St. Vincent, начавшемся вслед. С течением программы она будто хватает публику за горло, приставляя к нему электрогитару как заряженный автомат. Программа, состоящая преимущественно из наэлектризованного накала последнего, также безымянного альбома, по энергетическому выплеску схожа с классической творческой инкарнацией PJ Harvey, и пока Полли Джин уже лет восемь как не даёт концерты в прежнем, стервозно-рок-н-ролльном амплуа, та ещё любительница творческих перевоплощений Кларк успешно заняла пустующую нишу.
Для кого-то из завсегдатаев Примаверы участие Queens of the Stone Age оказалось сюрпризом - дескать, формат не этого фестиваля. Тем не менее, вторую часть фестивального чёса в поддержку прошлогоднего диска "...Like Clockwork" музыканты начали именно в Каталонии. Да и с первым залпом аккордов стало ясно, что QOTSA живьём сейчас сильны как никогда. С упорством отбойного молотка и ковбойской бесшабашностью группа вдавила в зал убойное сочетание "Millionare" / "No One Knows", с которого начиналась их самая популярная работа "Songs for the deaf". Далее чередовались боевики с новой пластинки с парой вещей с "Lullabies to Paralyze" и "Era Vulgaris", пока публика в фан-зоне экстатически кидала "козы", прягала и трясла головами. Джош Хомми (Josh Homme) сынициировал весёлый сингалонг с перечислением всех веществ из нарко-гимна "Feel Good Hit of the Summer", игриво презентовал членов своей группы (например "Этот говнюк - самый большой алкаш, которого я знаю. Да, он может отлично выглядеть, но, ......., он перепьёт любого!", или "Сладкий-сладкий-сладенький малыш"), и завершил сет ещё двумя хитами с классики 2002 года - "Go With The Flow" и заглавной "Songs For The Deaf". Группу ждали, и она не разочаровала - Хомми с компанией достаётся почётный титул "Стальные яйца Примаверы-2014".
Но дальше у нас по списку Arcade Fire, и, придя за полчаса до начала, я уже нахожусь не на самой завидной позиции относительно сцены - видимо, тут надо было приходить минимум за час. Так много зрителей в этот фестивальный уик-энд не собирал больше никто. И, несмотря на 200-метровое расстояние от сцены, я нахожусь в столь тесном контакте с окружающими, будто толкаюсь где-то в третьем ряду. При этом публика пытается прорваться вперёд практически всё время сета, а его половину на моём плече практически провисел пьяный британец, иногда громко группе подпевавший (отталкивать его, как вы понимаете, было просто некуда), ещё один крепкий житель островов пытался всех растолкать в попытках поговорить о чем-то с ближайшей охраной (находился я у рубки звукооператоров), а также рядом активно пытались вытащить из душегубки перебравшего стимуляторов испанца.
Несмотря на все эти отвлекающие от основного действа обстоятельства, живое шоу Arcade Fire - это воистину лом, против которого не найдётся никакой приём. "Ring announcer" в каком-то несуразном ярко-стеклянном костюме из клипа Корбайна (Anton Corbijn) объявляет название группы, темная сцена вспыхивает дискотечными огнями и вибрирующий стартовый ритм "Reflektor" отзывается в тысячах грудных клеток. Уину Батлеру (Win Butler), конечно, ещё далеко до Ника Кейва (Nick Cave) но в лидерской экспрессии он движется куда-то в его сторону. Дюжина человек на бэклайне одухотворённо играет, постоянно меняясь инструментами. Элементы бэкграунда - огромный экран, горы света, четыре странных блескучих конструкции - летели в зал "каскадным огнём" и трансформировались, постоянно меняя фон безостановочной канонады из хитов. Ни одной проходной композиции - все хайлайты с дебютника, аккуратный обход спорной второй работы, самые заметные моменты утвердившей канадцев в ранге небожителей "The Suburbs" и концентрат мощи последней студийной работы "Reflektor". В такой визуально-звуковой канонаде не обнаруживалось равнодушных даже в не самых комфортных условиях пребывания на концерте. Хочется не то прыгать, не то орать, не то реветь от счастья, а чаще - всё сразу. Два часа и больше двадцати песен, пролетевшие как одно мгновение, которое вершили залпы конфетти на "Here Comes The Night Time" и дружный хор на "Wake Up". В общем, не знаю, кто ещё в данный момент готов носить тяжкое бремя "главной группы на Земле", но теперь у меня точно имеются фавориты.
Начавшие практически безостановочно Disclosure воспринимаются как веселое afterparty после главного события вечера - под стартовую "F for You" в радостный пляс на месте пускаются практически все вокруг, несмотря на усталось от толкотни на эпичном выступлении канадцев. В отличие от прошлогоднего своего тура в поддержку "Settle", дуэт усилил визуальную составляющую, а также вытащил из-за закрытого стола всё оборудование, на котором шёл лайв-сет. Так что теперь стало ясно, что братья Лоренс в чем-то во время сетов всё-таки копаются, а не просто пританцовывают на сцене под минуса. Сет состоит из всех хитов дебюта Settle, а также ремикса на "Running" Джесси Уэйр (Jessie Ware), под который я устало плетусь к плиточному амфитеатру сцены Ray-Ban.
На часах - 03.15 (по Москве так вообще шестой час утра), ноги практически меня не слушаются, но и уходить не хочется - скорые московские гастролёры Metronomy презентуют новую программу пластинки "Love Letters". Одетые с иголочки, в ослепительно белоснежные костюмчики, они выглядели как участники музыкальных телешоу начала 60-х (декорации, навеянные оформлением новой пластинки, вызывали те же ассоциации). К 60-м отсылает и звучание новой работы, но живьём особого перекоса в те времена не чувствуется - наоборот, новые вещи (как, например, заглавный хит) умудрились даже второпях откровенно "загнать". Тем не менее, даже в таком состоянии от бодрого выступления британцев, в котором находится место и старым и новым нетленкам, получаешь удовольствие. Самочувствие в один момент всё-таки берёт своё и отправляет дослушивать сет группы на старенькой вещи "Side 2" по дороге к ночлегу.
С той ночи про термин "выспаться" я забыл до возвращения в Москву. Вот, например, ради сольного концерта обаятельной девушки из Лос-Анджелеса Кэйти Гудман, фронтвумен девчачей панк-группы Vivian Girls, я в два часа дня (а ведь то, что меня интересовало уже на территории феста, начиналось аж в семь вечера) поехал в парк Ciutadella, где находилась одна из выездных площадок Примаверы. Таковых было ещё несколько, но лично мне хватило сил посетить лишь эту. В живописном антураже зеленой листвы и красивого фасада музея современного искусства, Кэйти играла громкие и лиричные песни о чувствах, одновременно справляясь с бас-гитарой. В песнях чудились то The Smiths, то Pixies, то тви-поп, то джангл-поп. В конце сета девушка, не переставая играть на басу, идёт в мирно потреблявший алкоголь сидячий зал и слегка пытается расшевелить публику, но без особых успехов. Однако, когда группа заявляет со сцены, что после выступления можно приобрести у них пластинки и диски, за мерчем, к полной неожиданности участников, в очередь выстраивается пол-зала. Обаяние - дело такое.
Игравшие вслед Majical Cloudz выглядели на фоне La Sera странновато. Для этих минималистичных песен с гипероткровенными текстами больше бы подошло тёмное время суток, ну и визуально группа как-то не совсем соответствовала исполняемому. Мастер-класс в подобных условиях со схожими данными днём позже покажет одна шотландская группа, но пока, послушав пару песен, я удаляюсь по своим делам. Дела включают, помимо прочего, необходимость получить билет на закрытую Hidden Stage для просмотра инди-ветеранов The Wedding Present. Но форс-мажорные обстоятельства, а также вновь ударивший по Барсе сильный ливень оставляют меня под навесами Blau в компании ещё сотни праздно проводящих время молодых людей и индусов-коммерсов. Буквально через десять минут в толпе возникает one-man-band в лице испанца с электрогитарой, к телу которого примотан небольшой пульт, примочки и колонка. Выглядящий вполне как стереотипный посетитель инди-фестиваля потенциальный участник Примаверы своим выступлением собирает народа побольше, чем иные группы внутри периметра, играет громкий (насколько позволяет колонка) ло-фай-панк-рок, который с каждой песней удостаивается всё больших апплодисментов. Самые большие овации, впрочем, он срывает на забавно аранжированном кавере на "Where Is My Mind" главного хэдлайнера вечера Pixies, а тут и ливень успокоился, так что слушать творчество самородка далее оставалось всё меньшее количество людей. Вот и автор этих строк проследовал далее на территорию Parc Del Forum.
The Wedding Present уже, увы, закончили. А на третьей по величине сцене ATP, где проходили мероприятия первого дня, терзают струны прото-шугейзеры Loop, которые разошлись в год рассвета предвещаемого ими жанра (1991), а собрались год назад на всеобщей волне реюнионов. От своих прежних ориентиров группа не отступила не на йоту - безжалостный для слушателя альтер-рок, который гремит, скрежещет и ревёт, будто играющим им людям по-прежнему по 25. До каких-то катарсисов было далеко, тем не менее, старческой такую музыку (а всей группе за 50) уж точно не назвать. Жаль, что позже не удалось ознакомиться с сетом ещё одних прародителей другого важного альтернативного жанра, группы Slint. Зачинатели пост-рока со своим сетом совпали сразу с двумя важными именами, игравшими в тот вечер на главной сцене.
Hanson наших дней, женское сестринское трио HAIM, в студии звучащее достаточно приглажено и припопсовано (что вовсе не значит, что плохо), живьём пытается оторваться на полную катушку, и доказать, что они, на самом деле, рокерши ещё те. За хрупкими спинами женщин - клавишник и ударник, на авансцене - три сестры, одна из которых в кожанке, вторая в безразмерном свитшоте, а третья и вовсе в вечернем платье. Иногда, конечно, попытки изобразить из себя рок-н-ролльных див выглядят забавно (например, своеобразная мимика басистки заставляла думать, что та всю жизнь мечтала играть в группе Kiss), но суммарное впечатление "Верю!", даже когда в ход идут замшелые жанровые аранжировочные приёмчики-архетипы. Плюс, девушки иногда фальшивят, но это компенсируется максимальной искренностью и самоотдачей. Среди прочего запоминается финальная взвинченная "Let Me Go" с массовым финальным outro на барабанах и, конечно, главный хит "Forever", которому даже сопутствовал редкий для Примаверы хор. Не так убедительно, в общем, как днём ранее Warpaint и St.Vincent, но всё равно неплохо.
Правда, о девушках резко позабылось, когда первые аккорды заиграли Slowdive, одна из главных групп шугейза и дрим-попа также вернувшаяся из небытия после многих лет молчания. Над площадкой разлеталась стена звука, у которой нет задачи злостно оглушить тебя, как у Loop, или тотально вывернуть наизнанку (ну и злостно оглушить) как у My Bloody Valentine, а от которой буквально-таки вырастали крылья и млело всё внутри. В их звучании можно разобрать каждый элемент, и каждый элемент на своём месте - будь то проникновенные гитарные партии Нейла Халстеда и Кристиана Сэвилла, тихий вокал Рейчел Госвелл, чья манера сильно повлияла на появившиеся после группы жанра, гипнотический бас Ника Чаплина и готовые в любую минуту разразиться громом ударные Саймона Скотта. Да, прошлое предложение похоже на какой-то дешевый пресс-релиз, но Slowdive живьём звучат именно так - это не концерт, а натуральный трип в стратосферу, мезосферу и далее вверх, куда пожелаете. И от ещё одной пошлости мне тут не удержаться - вот уж воистину спасибо, что живые. Ещё увидимся.
Продолжение следует...
1 часть отчёта - "О соседстве провала с триумфом и словах, которыми можно вызвать ливень"
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)