В Москве выступили японцы Hikashu. Для этого концерта в КЦ "ДОМ" разобрали сцену. Как это иногда бывает в "ДОМе", сцену устроили посреди зрительного зала: самый уютный вариант, когда зрительские
стулья находятся фактически на самой сцене, рядом с музыкантами. Беспорядок,
устроенный музыкантами на сцене перед концертом, также был уютен: на полу лежал
бас-кларнет, заботливо накрытый большими трусами, неподалёку валялись игрушки.
Выглядело всё так, словно перед нами комната подростков, в которой не успели убраться.
Сам концерт временами походил как раз на уборку. Вот перед нами скрипач Алексей
Айги, выступивший с Hikashu в качестве приглашённого музыканта. В какой-то момент
во время концерта Алексей начинает дуть в эфы своей скрипки. Со стороны кажется, что
он выдувает из неё пыль. На деле, эти дующие звуки – просто часть музыки. К близким
по духу концертам можно отнести прошедших в Москва четыре года назад концерт японского трио Junk Box. Junk Box в своём фри-джазовом выступлении тоже использовали игрушки
в качестве музыкальных инструментов. Впрочем, музыка Hikashu заметно выходит из
рамок фри-джаза. Да и музыкантов в Hikashu побольше, что позволяет сильно варьировать
звучание группы.
Лидер группы – вокалист Макигами Коичи (Makigami Koichi), любитель вокальных экспериментов (к слову, Алексей Айги считает Макигами одним из лучших вокалистов мира). Макигами был улыбчив и старался общаться с публикой по-русски. На ломаном русском он рассказал о недавних концертах группы на Алтае: мол, дороги там плохие, но концерты прошли хорошо. К слову, есть кое-что русское и на последнем альбоме Hikashu "Bankan" (2013), а именно – песня "Nabokofu No Chou", то есть "Бабочки Набоков". Кроме того, Макигами поучил публику выговаривать японские слова. Залу было предложено озвучить хором название песни "Nyuki Nyoki Haetekita". "Нюки нёки хаетекита", - неуверенно попытался зал. Во время выступления Макигами использовал терменвокс, корнет и бамбуковую флейту (по всей видимости, сякухати). Выделялся и пианист Шимизу Казуто (Shimizu Kazuto). В уютной панамке он походил на миролюбивого туриста, но играл со страстью, в отдельных эпизодах хватаясь за бас-кларнет. Симпатичен был бас-гитарист Сакайде Масами (Sakaide Masami). Он играл не только на обшарпанном (в лучших традициях Джако Пасториуса) Фендере, но и на игрушках. Так, в какой-то момент он поднял с пола резинового человечка и принялся кусать его за ногу. Человечек запищал. Хорош был и барабанщик Сато Масахару (Sato Masaharu). По залу "ДОМа" он передвигался, прихрамывая и опираясь на трость, но на его игре это никак не сказалось. Запомнился и гитарист Мита Фримен (Mita Freeman). Он играл на Gibson Les Paul, и в его игре были элементы блюза и хард-рока. Алексей Айги вышел на сцену после первых нескольких песен и не покидал её до окончания концерта.
В выступлении Hikashu нашлось место мощному авангардному року с истошным корнетом, вкрадчивому фри-джазу, длинному барабанному соло, экспериментам с подручными предметами (например, Сакайде использовал алюминиевую ложку для игры на басу). Время от времени взвывал терменвокс. Макигами размахивал над ним руками, словно отгоняя злых духов, а терменвокс выл, точно эти самые злые духи. Иногда Макигами менял голос, переходя то на детский писк, то на причитания, то на бурчание. Особенно удачными у группы получились те песни, в которых на полную мощность работала ритм-секция. Выяснилось, что Hikashu обладает, если так можно выразиться, долгим дыханием, то есть группа способна играть длинные сложные композиции и при желании вполне могла бы играть прогрессивный рок. Отлично прозвучала песня с альбома "Uragoe" (2012) "Fude o Fure, Kanata-Kun" ("Wave the Brush, Mr. Beyond"). К слову, Макигами и Сакайде выступали в футболках, на которых был жутковатый рисунок с обложки этого альбома. Музыканты шутили и дурачились. Мита надувал щёки и тыкал в них пальцем – щёки превращались в квакающий музыкальный инструмент. В какой-то момент Сакайде выдержал паузу и сделал многозначительный вид, какой бывает у музыкантов-виртуозов перед исполнением сногсшибательного соло. Вместо соло публика получила забавное кривляющееся пение, над которым посмеялись остальные участники группы.
На бис музыканты исполнили проникновенную "Yuugata No Iesu, Asagata No Nou" ("Twilight Affirmation, Morning Denial"). Концертная версия, исполненная при участии рояля, приятно отличалась от альбомной, где вместо фортепиано звучит синтезатор. После концерта к микрофону вышла Людмила Дмитриева, напомнившая зрителям про грядущий концерт Алексея Айги, посвящённый 20-летию его группы 4’33". Меж тем в сети доступно видео с петербуржского концерта Hikashu, прошедшего 3 июня. На нём нет Алексея Айги, но японцы великолепно звучат и без скрипки.
Floyd DIXON (1929)
John WILLIAMS (1932)
Vince NEIL (1961)
Андрей ГОРОХОВ (1964)
Joshua KADISON (1965)