PRIMAVERA SOUND  Весенний призыв в Каталонии. Часть 1

Primavera Sound 2014 - соседство провала с триумфом и слова, при помощи которых можно вызвать ливень.

В 14-й раз в Барселоне, прямо на берегу Средиземного моря прошёл фестиваль Primavera Sound. Фестиваль важный и определяющий для следующего за ним масштабного концертного лета в Европе. Важный - потому, что его состав почти всегда оказывается лучшим среди себе подобных (сравнимы лишь именитые скандинавские и всем известные британские гиганты). Все его посетители видят главные гастролирующие группы сезона первыми. А в весеннюю Испанию, если вы, конечно, не стали жертвой нередких там карманников,- не влюбиться с первого взгляда невозможно. Неудивительно, что это сочетание заставляет многих возвращаться в конце мая в Барселону ещё и ещё.

Будучи в Испании впервые, от окружающих пейзажей я порою получал куда большее удовольствие, чем от нахождения на концертной площадке. В воздухе Primavera явно отсутствовало ощущение глобального праздника, без которого сложно представить хороший open air. Зато здесь всегда (кроме закрытой Auditori Rockdelux) пахло вездесущим каннабисом - возможно, факт того, что от подобных развлечений я отказывался, меня праздника и лишал. Но с таким списком имён, да еще с морем по одну руку и живописными небоскрёбами по другую, требовать большего, возможно, уже слишком.

Прошлогодние отзывы посетителей о фестивале пугали: полно народа, адские очереди, а с одной группы на другую с небольшим перерывом можно не успеть. Но в этом году логистику площадок грамотно переиграли, да и прошлогодним аншлагом и близко не пахло, так что опасения оказались ложными - поесть можно было за 20 минут, а нетерпимых очередей в туалеты я и вовсе не застал. Посещаемость - это, наверное, следствие глобальной проблемы летних фестивалей, которая после предыдущего сверхуспешного сезона актуальна и для России. В следующем году Primavera отметит 15 лет, и пока совершенно не ясно, кого туда могут позвать, чтобы все ахнули и не глядя ринулись за билетами, как то было в прошлом году за Blur.
Radiohead? Coldplay? Prince? Дэвид Боуи (David Bowie)? Если кто-то из них вообще будет гастролировать...

У Примаверы есть несколько очевидных отличий по логистике от своих коллег. Во-первых, здесь нет кемпинга. Во-вторых, весь фестиваль проходит на бетонной и заасфальтированной местности. В-третьих, переизбыток разнообразных по размеру и профилю площадок, одна из которых вообще уникальна для open air - камерный аудиторный зал музея Bleu, носивший название Auditori Rockdelux. Именно на нём и началась моя фестивальная гастроль. Впрочем, до этого был ещё один, "нулевой" день, на который был свободный вход для всех желающих.

Первой группой, которая предстала взору Звуков на территории Parc Del Forum, оказались Temples - британский квартет, берущий вдохновение из разномастного психодела 60-х/70-х. Вокалист Джеймс Бэгшоу (James Bagshaw) выглядит прямо как молодой Марк Болан (Marc Bolan),- вплоть до таких элементов, как легкий макияж и причудливая бижутерия на шее; в музыке отголоски T.Rex также слышны. Но публика воспринимает группу без особого энтузиазма - возможно, их неспешные гаражные риффы были слабой раскачкой для бодрого фестивального старта, даже когда они их играли с видимым напором. К стому же, на фестивале начался дождь - во время выступления он то прекращался, то капал вновь, и когда прямо перед финальной "Shelter Song" Бэгшоу произнес "Fuck the rain" - тонкая душа стихии не выдержала, и на публику обрушилась стена ливня. Залило и зрителей, и сцену - расписание сдвинулось на полчаса, пока погода не успокоилась.

Стихия успокоилась ровно на период выступления бельгийца Стромэ (Stromae), на которого пришло много обычных горожан, явно не планировавших посещать остальной фестиваль (например, местные мамы с маленькими детьми). И встретили его подобающе: ни по числу зрителей, ни по отклику ничего подобного в нулевой день не происходило, да и до первых мастодонтов на главных площадках фестиваля - тоже. На сцене - два зеркальных неоновых логотипа последней пластинки "Racine Carrée", переливающиеся всеми цветами радуги. За ними - четыре аккомпаниатора, справлявшихся в равной степени с электронными инструментами (многочисленными клавишными и драм-пэдами) и с электрогитарами, на которых музыканты подыгрывали, не снимая их со специальных стоек. Сам Пол (Paul Van Haver) безостановочно извивался на авансцене, танцевал и артистично отыгрывал сцены из песен мимикой на радость ликующей толпе.

На "Formidable" Пол убедительно играет пьяного героя песни, раздеваясь до белоснежной рубашки и падая в ней прямо в дождевую лужу на сцене (при этом со сцены его уносят собственные музыканты). Уж чего-чего, а харизмы у него не занимать, - да и живьём Stromae оказался большим, чем просто дискотекой под минус, чего можно было ожидать. Вершат сет два главных хита артиста - в зубах завязшая "Alors On Dance", активную пляску в конце которой элегантно перекладывают на несколько хитов дискотек 90-х, ну и неизбежная "Papaoutai", которую Пол сначала поёт в образе куклы из соответствующего клипа и растягивает на добрых минут 7-8. Овации, триумф - и первый приятный и неожиданный сюрприз фестиваля.

Сразу после этого, правда, наступило первое разочарование, которым стало выступление Скай Феррейры (Sky Ferreira). Первые песни Скай удались неплохо, но дождь полил вновь, в то время как две трети публики покинуло площадку сразу после финальных аккордов Стромэ. Половина из оставшихся капитулировала перед очередным капризом стихии. Видимо, капитулировала и часть оборудования - со звуком у певицы постоянно были проблемы. То её не было слышно за плотным гитарным рёвом, то заводился бас. Скай металась из стороны в стороны, чувствуя себя не в своей тарелке, прерывала песни, а в гуле со сцены не всегда можно было разобрать то, что группа, собственно, играла. На середине сета, после сингла "I Blame Myself" не выдержал подобного безобразия и я - сбежал сушиться и греться (увы, пропуская сет Holy Ghost).

Продолжение следует...

06.06.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PRIMAVERA SOUND - свежие публикации:

PRIMAVERA SOUND