На обратной дороге с концерта Black Sabbath в метро со мной ехали два фаната группы. Девушка и парень. Она была в коже, с розовыми волосами и предельно грустная. Он был огромным, лысый, с бородой до груди и очень, безумно расстроенный. Признаюсь — никогда в жизни таких печальных металхэдов мне видеть еще не доводилось. Оно и понятно — оборудование "Олимпийского" перегорело на "Children of the Grave", последней песне основного сетлиста, оставив огромную толпу без песни "Paranoid" (на бис группа уже не вышла). Неважно, как вы относитесь к этой песне , просто честно спросите себя — какой уж концерт Black Sabbath без "Paranoid"? Как минимум — не очень полный.
Но и без "Paranoid" все равно было абсолютное счастье. Даром что Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), Тони Айомми (Tony Iommi) и Гизер Батлер (Geezer Butler) давно перешагнули порог британского пенсионного возраста, звучат они так, что молодежь должна ходить на их концерты и учиться. Два часа все было почти как в семидесятые: старые вещи звучали так же депрессивно, мощно и страшно — лучше, чем на концертниках вроде "Past Lives"; новые, с альбома "13", — как затерянная в годах классика; даже пятиминутное барабанное соло Томми Клафетоса (Tommy Clufetos) было меньше похоже на тайм-аут для старших членов группы, а больше — на привет золотым временам тридцатилетней давности. Да, в Black Sabbath дня сегодняшнего нет ни йоты спонтанности и импровизации; да, они сейчас ездят с огромным трехэтажным экраном, на котором зачем-то красуются огромные сиськи и кадры из фильма "Лицо со шрамом"; да, их былая энергетика и легкость окончательно уступила место тяжести и мраку; но все равно — опыт прослушивания их музыки живьем нельзя описать никак кроме оголтелого, стопроцентного удовольствия. К тому же, они просто очень хорошо смотрятся. Black Sabbath образца 2014 года не пытаются молодиться, а ведут себе на сцене достойно возрасту — и это подкупает: шагающий туда-сюда и требующий от публики сходить с ума Оззи; не человек, а живой монолит Тони Айомми (заирского гитариста Франко прозвали "волшебником гитары" за минимальное количество движений по грифу при максимальном количестве нот; из англо-саксонских виртуозов если кого так и называть, то Айомми); Гизер Батлер, просто очевиднейшим образом получающий удовольствие от игры, — все это люди, которые давным-давно все про себя доказали и сказали, и в чистоте интенций которых не стоит сомневаться ни на секунду. Они здесь, чтобы дарить вам веру в рок-музыку.
Отдельное слово — о публике «Олимпийского». Вероятно, еще никогда в истории концертной жизни Москвы на концерт настолько тяжелой, мрачной и депрессивной группы не приходило такое количество обывателей средних лет. Одетые так, будто они пришли не на концерт отцов хэви-метала, а на концерт маэстро Гергиева в зал Чайковского, все эти люди два часа внимали причитаниям Оззи о Люцифере и пресловутым женским грудям на большом экране. В самом конце, когда Black Sabbath, отыграв "Children of the Grave", исчезли со сцены, сидевший передо мной мужчина лет примерно сорока пяти пошел на выход. Его одернула одетая в летнее вечернее платье и плохо открасившая свои седые локоны жена — мол, милый, они же сейчас еще выйдут. Традиционные ценности традиционными ценностями — но народ голосует рублем за сатанизм, секс и мрак. И это прекрасно.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)