В выходные в Петербурге прошел восемнадцатый по счету SKIF. Повышенный интерес к нынешнему фестивалю, — возможно, случайность, особенно, если вспомнить, что большинство анонсов начиналось примерно одинаково: очевидных звезд-хэдлайнеров в этот раз нет. Если так, то их, пожалуй, никогда и не было.
В пятницу вечером у входа в кинотеатр «Прибой» образовалась внушительная очередь, которая медленно таяла. Люди осторожно расползались по фойе: здесь продавали редкие музыкальные диски, репринты довоенных брошюр с названиями вроде «Как Ванюша умер от коклюша» и недорогое пиво. Разброд и шатание происходили на фоне стартового сета — питерских нойз-рокеров «Смола и Гриша Аврорин», которые торопливо и немножко злобно отыграли на небольшой сцене, в фойе второго этажа. Основная часть публики в это время потихоньку набивала зрительный зал «Прибоя». Там, на главной площадке SKIF'a, щипал струны лютни Йозеф ван Виссем (Jozef Van Wissem) — собственно, так это примерно и выглядело, а на слух звучало как последовательность довольно нудных, иногда даже с очевидными погрешностями, примитивных арпеджио. На самом деле, голландец склонен к интересным экспериментам, но в основном заочным, — как, например, в совместной с Джимом Джармушем (Jim Jarmusch) работе 2012 года "Concerning the Entrance into Eternity". Живьем сольные упражнения ван Виссема не производят должного магического впечатления, однако публика, осведомленная о его сотрудничестве с культовым режиссером, тепло встретила (и проводила) голландца.
Очень мощно начали The Young Gods. Чисто внешний минимализм «Молодых богов» (голос, клавиши, барабаны) с лихвой компенсировал клавишник за небольшим с виду синтезатором, начиненным сэмплами перегруженных гитар и всевозможными эффектами, — источником того самого реликтового индастриала, которым, говорят, вдохновлялись сами Nine Inch Nails. Постепенно нараставшие темп и громкость в какой-то момент свернулись в ломанные ритмы и почти зловещий вокал. Однако The Young Gods снова раскачались, а разошедшийся в концовке вокалист Франц Трайхлер (Franz Treichler), схватив прожектор, шарил синим лучом по беснующейся в темноте толпе.
Петербуржцы «Матушка-Гусыня», на второй сцене, исполняли громкую и мелодичную психоделику — с нахально выпирающим басом и фуженой гитарой. Но то ли из-за отсутствия вокала, то ли потому что в фойе было душно, казалось, что музыканты отрабатывают какую-то одну и ту же композицию, скатываясь периодически в тупиковую импровизацию. Закончили они довольно оригинально — сомнамбулическим трансом.
Потом появилась женщина в гамашах и лифчике — некогда Мария Очеретянская, а ныне — Mary Ocher. Мария (а лучше — Маша) врубила дисторшн и заиграла прекрасный дилетантский панк. Народ потянулся к сцене, рукоплеща и любуясь этой нелепой, но милой девушкой, которая в паузах, старательно подбирая русские слова и подталкивая коленкой сползавшую гитару, признавалась всем присутствующим в любви. Любовь точно стала взаимной, когда Маша решила спеть какой-то блюз на русском: бренькнула пару раз, поелозила немного по струнам слайдером, и совсем сбилась, забыв текст. «Ну, все, на этом выступление закончено» — выдохнула она с улыбкой. Впрочем, Машу уговорили сыграть на бис.
Настоящим открытием для большинства посетителей фестиваля стал дуэт FELL — голландца Тома Вербрюггена (Tom Verbruggen) и швейцарца Саймона Берца (Simon Berz), — изобретательный и умный гибрид брейкбита и чего-то еще. Вербрюгген — человек с гитарой, сэмплером, каким-то причудливым синтезатором о двух джойстиках — генерировал то тягучие гармонии, то какую-то мешанину из электронных звуков, а его визави, Берц, колошматил в это время по барабанной установке, причем, вперемешку с электронными битами, умудряясь запихивать в переломанный ритм плотные, суперскоростные сбивки.
Из остальных команд первого фестивального дня стоит отметить норвежцев Mungolian Jetset, открывших ночную, условно электронную, часть программы SKIF'а. Трио выдавало местами жуткое, и не столько психоделичное, сколько шизофреничное техно. Порой это напоминало старые добрые оупен-эйры где-нибудь под Серпуховом. Народ, соответственно, добросовестно танцевал.
В субботу команд (как и зрителей, которые частично рассосались, видимо, по «ночным» музеям) было чуть ли не два раза меньше, зато почти все — отменные, и, как ни странно, все отменные были на второй сцене. Одна из таких — The Geordie Approach из Норвегии, — сложно идентифицируемая в стилистическом плане группа странной на первый взгляд конфигурации: саксофонист, барабанщик и гитарист с сэмплером. Играли они по большей части что-то резкое, аритмичное и атональное. Барабанщик истерично дубасил по бочке, комкая вот-вот вроде бы наклевывающиеся традиционные ритмы, при этом совершенно непонятным образом под него удачно подстраивался гитарист, накладывая басовые петли, парадоксальные гитарные фразы и шумы. Обработанный саксофон постоянно перерождался в какие-то несвойственные ему формы — от губной гармошки до ситара. Зрители умудрялись плясать, попадая в такт.
Не меньше удивили SchnAAk and the Rundu Choir — берлинский дуэт, исполнивший эпилептический электро-поп, или, если точнее, нечто противоположное, слепленное из потешных электронных примитивов и оголтелых барабанных ритмов. С лицом зенитовца Данни, маскирующегося под Христа, барабанщик вообще покорил всех, главным образом, конечно, — своими взрывными очередями.
На главной сцене шотландцы Hidden Orchestra организовали свое фирменное аудио-визуальное представление. Целых два барабанщика — явление, в обычных условиях трактуемое скорее как пижонство — выбивали сложнейшие рисунки, при том, что основной ритмический напор давал заниженный почти до инфразвука бас Джо Эйксона (Joe Acheson). В какой-то момент показалось, что давление достигло критической отметки, но вроде бы пронесло… Лучшим номером стал трек "Dust" — с цепкой, красивой мелодией. Помимо картинок, отдельный визуальный интерес представляла и элегантная, пластичная скрипачка (и клавишница) Поппи Экройд (Poppy Ackroyd).
Последними на второй площадке выступили москвички «Фанни Каплан» — симпатичное во всех смыслах девичье трио: вокалистка, ответственная за клавиши и эффекты, басистка и барабанщица. Если пытаться более-менее вразумительно охарактеризовать то, что исполняют девушки, можно заблудиться — где-то на грани (или за гранью) пост-панка, психоделики и авангарда. И все равно это будет мимо. От пост-панка, по крайней мере, Люся, вокалистка Фанни Каплан, энергично открещивается, когда я задаю вопрос о стилистических пристрастиях: "Нет-нет, точно не пост-панк! Мы вообще против всех этих тэгов. И тем более у нас нет задачи создавать какую-то новую стилистику, потому что все уже и так давным-давно создано, написано...".
Звуки: А как пишутся песни? И откуда темы?
Люся: Песни, особенно последние, вообще появляются интуитивно. У нас нет строгого разделения на то, что кто-то думает только над бас-партией, кто-то только над текстом. Скорее это похоже на совместное рисование картины. Что касается тематики и смысла, то главное, наверное, — эскапизм.
Звуки: Вы не хотите описывать действительность?
Люся: Наоборот, я ухожу от действительности — и описываю ее.
Ну, а вот кого точно невозможно уличить в эскапизме, так это трэш-хардкорщиков Winny Puhh. Крепко пьяные эстонцы закрывали фестиваль. Охранники же закрывали двери — в зрительный зал, — оберегая то ли свои уши, то ли уши тех, кто оттуда решительно удалялся. По сцене в этот момент скакали три полуголых мужика и два — абсолютно голых (вязаные перчатки на причинных местах не в счет). Между песнями коллектив дружно догонялся пивком. Леопардовые рейтузы фронтмена Индрека (Indrek) будоражили не меньше, чем инструментарий команды: две барабанные установки, укулеле и банджо. Общительный вокалист рассказывал о невольных источниках вдохновения (полиция, гей-порно) и кормил публику маринованными огурцами из большой жестяной банки, приговаривая: «Эстонские огурцы! Очень хорошие! Пожалуйста!» Когда начался слэм, он тоже полез толкаться, а потом и совсем убежал куда-то на последние ряды, но вернулся и объявил, что настало время настоящего рэйва. Начался рэйв. И вот здесь уже действительно захотелось самому убежать — вон из кинотеатра «Прибой», куда-нибудь подальше, где, как в том стихотворении, «между выцветших линий упасть на асфальт».
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)