Придумывать вымышленных артистов и даже целые группы начали очень давно - одновременно с расцветом шоу-бизнеса. Слушателя уже тогда мало беспокоило, кто на самом деле поет песню из телевизора. Продюсеры месяцами не вылезали из студий, записывая новый материал, но на конвертах пластинок были симпатичные лица молоденьких мальчиков и девочек. Эти же смазливые мордашки открывали рот под продюсерскую фонограмму на концертах и во время выступлений на телевидении, а истинные творцы по разным причинам предпочитали отсиживаться в тени. В Голландии такую "кузницу звезд" в 70-х основали Кейс Бергман (Cees Bergman), Аарт Мол (Aart Mol), Эрвин ван Прен (Erwin van Prehm), Элмер Вирхофф ( Elmer Veerfoff) и Гиртьян Хессинг (Geertjan Hessing) - пятеро приятелей-музыкантов по глэм-рок-группе Catapult.
Когда популярность глэм-рока пошла на спад, музыканты основали собственную студию Cat Music. Пятерка артистов сменила название с Catapult на The Monotones и заиграла развеселое диско, преимущественно космической тематики (в сингле "Big Bang", например, среди прочих упоминается Юрий Гагарин). Жители СССР массово ознакомились с творчеством The Monotones чуть позже остальных – ночью 1 января 1982 г., когда в передаче "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" Центрального Телевидения была показана песня "Mono". Однако, играть в диско-звезд музыкантам быстро надоело и они стали выпускать пластинки под вымышленными именами, часто привлекая фотогеничных красавцев для "игры в артистов". Самый известный из таких проектов - коллектив Video Kids – стоит особняком в дискографии коллектива. Его совершенно неадекватная популярность в Европе и СССР привела к тому, что альбом "The Invasion Of The Spacepeckers" и ряд других работ Cat Music сегодня официально переизданы на виниле.
Все эти годы музыканты не давали интервью, старательно поддерживая ореол загадочности вокруг своих проектов. Аарт Мол, один из легендарной пятерки Catapult, согласился поднять завесу тайны и рассказать о событиях более чем четвертьвековой давности.
Звуки:: Аарт, что заставило вас уйти от активной концертной деятельности в составе Catapult к студийной работе и образованию Cat Music?
Аарт Мол: Мы прекрасно понимали, что Catapult – это не навсегда. После успеха наших первых хитов в начале 70-х мы начали писать песни и делать записи для других артистов. Жили тогда все вместе в одной квартире, там же и записывались. Правда, соседи постоянно жаловались на страшный шум, и нам пришлось подыскать другое место. Вот тогда мы и основали свою собственную студию. Всем очень понравилось быть боссами!
Звуки:: “Disko Njet — Vodka Da” был немного странным выбором для сингла глэм-рок-группы… Это был выбор Яапа Эггермонта? (Jaap Eggermont – голландский продюсер, работавший с Catapult и The Monotones. В нашей стране широко известен его диско-проект Stars On 45 c попурри на песни The Beatles, Стиви Уандера (Stewie Wonder), Shocking Blue, две пластинки которого в 80-х выпускала фирма "Мелодия" - прим. Звуков)
Аарт Мол: Нет, Яап тут совершенно ни при чем. Мы на тот момент пытались сменить имидж с глэм-рока на пати-рок. Правда, безуспешно.
Звуки:: Как вы пришли от рок-музыки к музыке танцевальной? Кто вдохновлял вас в то время?
Аарт Мол: В конце семидесятых глэмовая активность сошла на нет, зато на танцевальной сцене происходило столько интересного! Мы делали дэнс-треки как продюсеры, однако сами мы не являлись "танцевальными артистами". В ту пору нас очень вдохновляли итальянские танцевальные проекты, Hi-NRG артисты — например, Divine.
Звуки:: Зачем вам понадобилось переименовывать Catapult в The Monotones? Прятать авторство под псевдонимами? Уже с конца 70-х на пластинках в графе "авторство" стоят не ваши имена, а какие-то Адамс и Флейшнер, где-то Ричардс/Флейшнер, на иных дисках появляется еще более загадочный Тони Акарди? Кто все эти люди?
Аарт Мол: За каждым псевдонимом, в том числе и Адамс и Флейшнер, стоим все мы, пять членов Cat Music. Мы стали использовать псевдонимы, потому что голландское радио и телевидение не хотело смириться с тем фактом, что мы можем делать музыку в разных стилях. Наши новые песни зарубали как неформат, и они не доходили до эфира. Пришлось придумывать новых персонажей для каждого вида музыкальной продукции. Мы поступили радикально: уехали в Германию, поменяли название и уже оттуда начали все с нуля. Голландские масс-медиа даже не поняли, что за этим всем стоят ребята из Catapult.
Звуки:: Хорошо, с авторством разобрались – на самом деле в России до сих пор Адамса и Флейшнера почитают как талантливых диско-продюсеров и часто пишут о них, как о реальных людях. А кто же пел и играл на альбомах, например, Video Kids и Digital Emotion? С мужским вокалом все более-менее понятно – там легко узнается Кейс Бергман и остальные участники квинтета, а кто отвечал за женский вокал?
Аарт Мол: Большую часть женского вокала в песнях исполняют Анита и Сильвия Крукс из вокального трио The Internationals (в 1977 году у них был большой хит "Young And In Love"). Ну, а играем мы впятером, как обычно.
Звуки:: Какая роль отводилась людям, которых вы ставили на обложку?
Аарт Мол: Как правило, они были просто лицами проекта и ничего более. Но они выступали с "живыми" концертами. Video Kids проехали с успешным гастрольным туром по Европе и Южной Африке в 1985-1986 годах. Питер Слагуис (Peter Slaghuis) погиб в автокатастрофе в 1991 году, через несколько лет умерла Бьянка Боннелли (Bianca Bonelli). Чем занимаются сейчас "члены" Digital Emotion – даже не знаю. Они были моделями и танцорами.
Звуки:: Какое оборудование вы использовали для создания голоса Вуди Вудпеккера для песен Video Kids?
Аарт Мол: Обычный студийный магнитофон. Записывали голос на низкой скорости, потом проигрывали на удвоенной. Нам всегда нравились мультфильмы и забавные голоса.
Звуки:: Кстати, о мультфильмах. Вы знали, что еще в 80-х три песни из первого альбома "Digital Emotion" были использованы в 14 выпуске самого популярного советского мультфильма "Ну, погоди!"?
Аарт Мол: Нет, конечно – кто бы нам тогда об этом рассказал! Но несколько дней назад я все-таки посмотрел эту серию. Они использовали фрагменты песен "Get Up, Action!", "Go Go Yellow Screen" и "The Beauty and The Beast", правда, зачем-то увеличили скорость воспроизведения.
Звуки:: Разрешения на использование у вас, конечно же, не спросили?
Аарт Мол: Нет, и никаких отчислений за этот мультфильм мы не получали.
Звуки:: Может попытаться заявить о своих правах? Мультфильм до сих пор переиздается на DVD и Blu-Ray.
Аарт Мол: Не думаю, что это будет так просто сделать, особенно учитывая, что прошло 30 лет. Но вообще это очень забавно – мы же сделали огромное количество продакшна к мультфильмам. И звуки делали, и музыку.
Фантастическая работоспособность пятерки музыкантов в свое время породила десятки проектов, от хип-хопа Master Genius и традиционного диско Fantastique до танцевальных бомб Q-Matic и X-Ray Connection. Сегодня же участники Cat Music не пекут хиты пачками, а занимаются музыкой в свое удовольствие. Продюсирование осталось на локальном уровне и, например, последний проект Cat Music – группа The Greys – уже играет добротный "пенсионерский" поп-рок без претензий на мировое господство. В свое время Cat Music написали довольно объемный репертуар для очень известного голландского артиста Андре Хэйзеса (Andre Hazes) — сейчас эти песни используются в популярном мюзикле. Ну, и если говорить о мультипликационной теме, то относительно недавно Cat Music записали несколько альбомов с популярными песнями для брэнда "Смурфики". В свободное время, "для души" Кейс Бергман также выступает в небольших залах с группой VanBeukenstein. Аарт Мол, Элмер Вирхофф и Гиртьян Хессинг также играют в группах The Quartles, Bazooka Joe и The Pub Band. Если мир готов пережить очередную волну итало-диско-мании — старички завсегда готовы тряхнуть стариной и записать пару десятков танцевальных пластинок. Правда, в тур, скорее всего, по старой привычке не поедут.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)