В эту субботу, 19 апреля, мир отметит ежегодный День Музыкального Магазина. Начавшись в 2007 году со скромной акции волонтерской помощи исчезающему виду - независимым, несетевым магаизинчикам, испытывающим проблемы в цифровую эпоху, - Record Store Day превратился в поистине глобальную вакханалию меломанов. Настолько масштабную, что заводам, выпускающим эксклюзивный винил, уже не хватает рабочих мощностей, чтобы отпечатывать все запрашиваемые тиражи (а меж тем речь идет, как правило, о сильно ограниченных партиях в 1000, 500 или 100 пластинок). Дополнительный Record Store Day отныне проводится в ноябрьскую "черную пятницу", кроме того своеобразный филиал появился у продавцов кассет (Cassette Store Day).
Россия, где с музыкальными магазинами - причем вообще всеми, а не только независимыми - дела обстоят неважно, традиционно оставалась в стороне от праздника: ввиду сложностей логистики участники RSD на российский рынок попросту не рассчитывают, а местные производители винила лишь в последние пару лет активизировались. Тем не менее, в этом году меломанам будет чем поживиться: по-своему решил отметить дату один из старейших и крупнейших продавцов музыки на физносителях в России, Allmusic.ru, выделивший не один, а два дня для празднования - 15 и 19 апреля (с 00:00 до 00:00 следующего дня) - и предлагающий покупателям в эти дни значительные скидки на все позиции своего каталога. Звуки связались с главой магазина Юрием Павловым и поговорили с ним о Record Store Day, отечественных крейтдиггерах и том, почему в наше время не стоит пренебрегать походом в музыкальный магазин.
Звуки: Что для вас значит День Музыкального Магазина?
Юрий Павлов: Каждый год поздней весной до нас доходила волна этих временных, как правило, очень коротких релизов с этими наклейками RSD 2010, 2012, 2013. И вот они как метеоры: появлялись и исчезали. Мы что-то успевали забрать, что-то нет. Но в этом году мы впервые участвуем сами. Потому что максимум, что мы могли сделать раньше – это перекупить у кого-то и заявить, сделать клиентам отдельные списки, отдельные товарные предложения, условно говоря, «вот эти 50 альбомов под РСД-2013».
В этом году мы решили пойти дальше. В этот день – это же всего лишь одни сутки - 15 апреля с 00:00 до 00:00 16-го, мы решили поучаствовать для того, чтобы привлечь клиентов, и для того, чтобы позиционироваться в рамках этой общемировой тенденции. Мы ничего не производим, мы не можем сами ничего выпустить. Мы отказываемся от нашей маржинальности в этот день вообще. Мы просто будем в этот день для розничного рынка предлагать очень дешевые товары. Это большое событие, в России оно совершенно затененное в силу того, что у нас вообще сейчас с музыкальными магазинами плохо. Есть масса помпезных, пафосных музыкальных магазинов, неинтересных, есть хорошие, есть очень дорогие. Мы решили сделать в этот день хорошую музыку максимально доступной, насколько это возможно. Вот так мы участвуем.
Звуки: В этом году RSD достиг некой критической отметки. Магазины уже жалуются на то, что мейджоры оккупировали все прессы для печати винила, а тиражи, которые они делают под RSD, в результате остаются нераспроданными, потому что цены на пластинки задираются изначально.
Юрий: Мейджоры думают, что возьмут экстенсивным методом, что если у них на складе будет пылиться огромное количество товара, то это им поможет. Это вряд ли. Мейджорам не нужно быть такими жадными и не нужно быть упертыми в свои абсолютно неправильные маркетинговые схемы. На сегодня ситуация такая, что на музыкальном рынке можно работать, когда ты работаешь в каких-то нишевых секторах. Мейджоров мало, они ведут себя как будто ничего не случилось, причем не только на этом рынке. Неслучайно на западе ренессанс музыки «секонд-хэнд». Что интересно – интересно прийти в магазин и найти что-то такое, что тебе вообще не приходило в голову. Что далеко ходить за примером – очередной новый альбом Майкла Джексона с 8-ю треками – может быть, какие-то девочки, мальчики его раскупят. Но девочки и мальчики и так найдут это в торрентах. Поэтому мне кажется, мейджоры до сих пор не поняли, на кого им опираться.
Музыкальный горизонт в десятки и сотни раз шире, нежели то, что приходит в голову менеджерам по ассортименту, которые сидят в музыкальных магазинах и заказывают в каталогах. «Ага, я сейчас еще Джорджа Майкла (George Michael) прикуплю, Mogwai, Arctic Monkeys прикуплю». Это здорово, но, знаете, как бывает: есть офтальмологическая патология углового зрения, когда человек больной смотрит перед собой и, условно говоря, под углом 10 градусов видит, а дальше нет. Вот я считаю, что это проблема менеджмента на сегодня, тех, кто заказывает товар, тех, кто занят наполнением полок.
Звуки: Хорошо, но вы ведь не физический магазин, а сетевой ритейлер. Как вы вообще работаете?
Юрий: Так исторически сложилось, что мы не ставили перед собой задачи работать с рекорд-лейблами как таковыми, потому что в этом нет нужды и это нереально. Для того, чтобы, условно говоря, у нас раз в десять лет заказали один диск с определенного лейбла, мы не сможем прийти к ним с улицы и сказать: «Дайте нам один диск, и после этого мы исчезнем навсегда». Поэтому во всем мире вырастают локальные дистрибуционные компании, которые сами окучивают рекорд-лейблы и которые сами являются посредником между огромным скопищем рекорд-лейблов и розничными продавцами. Работать с мейжор-лейблами не проблема, потому что поддерживать отношения с ними может каждый: их не так много. Но дело мы хотим дать возможность клиентам копошиться в инди-лейблах. На пике нашей славы мы географически охватывали всю дистрибуцию, которая существует, а наш каталог достигал двух с половиной миллионов титулов. Сейчас у нас остались европейские дистрибуции, остались дистрибуции в Соединенных Штатах. Нам не удалось удержать Канаду и Австралию, которые как бы умерли сами собой в связи с крушением физических носителей. Нам не удалось удержать Японию, которая стала абсолютно недоступной из-за последнего экономического кризиса (2008-2009-й год), который вызвал совершенно чудовищный рост иены. Японский товар и так был дорогущий на грани возможного, а так, когда он стал вдвое дороже, у нас просто не стало клиентов. Но зато на сегодняшний день мы предлагаем Японию через европейский ре-экспорт. Есть какие-то японские товары на европейских складах. Это, конечно, не 100% японских релизов, но это огромная доля. На сегодняшний день мы имеем порядка миллиона шестисот тысяч титулов, потому что и европейские, и американские наши поставщики имеют огромные каталоги.
Звуки: Что составляет основу каталога?
Юрий: Мы достаточно консервативны. Мы не лезем вообще в электронную дистрибуцию, мы торгуем старыми добрыми физическими носителями, особенно упирая на винил, который сегодня испытывает определенный ренессанс. Многие релизы на виниле переиздаются, причем переиздаются, как правило, на 180-граммовом виниле. Сейчас очень модная тенденция, когда одиночный какой-нибудь культовый альбом, например, то, что переиздали месяц назад “Rumors” Fleetwood Mac, издали на двух винилах в 45 оборотов.
Звуки: В чем удобство allmusic по сравнению с другими магазинами? Почему что-то лучше заказать у вас, а не искать на развале?
Юрий: С прикладной точки зрения у нас есть определенное удобство. Удобство это связано с тем, что у нас полностью налажена система, где порядка 10 различных электронных платежей мы
подключили, от простейших кредитных банковских карт и кончая практически всеми…
Звуки: ...и Paypal.
Юрий: Вот Paypal пока нет. Проблема с PayPal в том, что мы можем платить, но мы не можем генерировать платежи. Мы заточены под мировой рынок, потому что у нас покупают не только российские клиенты, но и клиенты со всего мира, потому что мы торгуем редкостями. Простейший пример - у нас в каталоге втрое больше товара, чем в немецком Amazon. Есть рекорд-лейблы, которые ведут совершенно пофигистский образ жизни. Например, рекорд-лейбл находится где-то в английской деревне, на крыше гаража, и руководит этим лейблом какой-нибудь алкоголик пятидесятилетний. И, естественно этот рекорд-лейбл не дистрибутируется ни через какие «амазоны», потому что они требуют бухгалтерию, они требуют постоянных апдейтов своего каталога…
Звуки: Важен вопрос доставки.
Юрий: Мы отправляем (хотите – по почте, хотите – экспресс-почтой) по всему миру и для России, конечно. Причем для России, для Москвы мы предлагаем варианты. Если клиент в Москве, то может ему курьер привезти товар, может человек сам приехать за этим товаром. И в этом случае, естественно, нулевая доставка. Для многих это важно. К сожалению, так складывается, что для значительной части меломанов эти вот 200 рублей и возможность их неоплаты – это важно.
Звуки: Но как быть с Почтой России? Ей многие не доверяют.
Юрий: Это больше из области мифологии. Мы работаем с почтой России с 98-го года, то есть уже 16 лет, и за 16 лет у нас пропала с концами одна посылка. Хотя, как вы понимаете, их тысячи и тысячи. Они на 99,9% доходят. Другое дело, что это долго. Почта России – монополист, выбора у людей нет. Это долго, но это работает. И потом, на самом деле, люди, которые заказывают редкости, готовы ждать.
Звуки: Сколько обычно занимает доставка?
Юрий: У нас все очень просто: если диск доступен (допустим, если это мэйджорский продукт и есть на складах), то в течение пары недель этот товар достается. У нас есть российский ассортимент, это совсем быстро, за 2-3 дня мы этот товар получаем. Что касается западного товара, тут мы привязаны к объемам. Мы не можем привезти мало, потому что есть такие вещи, как таможенная очистка, есть такие вещи, как авиадоставка, и для того, чтобы это окупало свои деньги, там должно быть много товара. Поэтому у нас сейчас ситуация такая: раз в месяц мы ввозим из Европы, раз в месяц мы ввозим из Соединенных Штатов. С одной стороны, это делюксовые издания, с другой стороны, меня очень радующая тенденция, когда переиздают практически в оригинальном виде, в оригинальной форме 7-мидюймовые синглы, знаете, такие с большой дыркой для музыкальных автоматов. Фильмовые DVD, Blu-Ray практически умерли, музыкальные в принципе держатся.
Звуки: И тут обязательно найдется человек, который скажет "А зачем мне это? Я и так все качаю".
Юрий: Вопреки общему заблуждению, что все можно скачать в интернете через торренты – это совсем не так. Я бы сказал, что из общего рынка видеоносителей – 10%, что кто-то берет и выкладывает в файлообменники и затем создает торренты. 90% - это то, что можно найти только на физических носителях.
Звуки: Не могу не спросить про региональные релизы - франкофонов, латинский джаз, разнообразную этнику. Есть же большое количество музыки, которая мало известна за пределами родины, поэтому продавать ее массово никому не приходит в голову.
Юрий: На это есть маленький, но устойчивый спрос, буквально вплоть до того, что есть, скажем там, пожилые меломаны, которые в американской музыкальной традиции называются “digging for gold”. То есть вот он роет, роет, роет, массу шлака вытаскивает, а потом находит жемчужину. Человек, который всю жизнь собирает, например, скандинавский бит первой половины 60-х годов, финский, шведский (там была, оказывается, огромная категория групп, которые копировали и развивали музыку в стиле The Animals или The Shadows), приходит и заказывает у нас постоянно такую музыку, и он счастлив. Другой интересуется фольклором, музыкой арабской Сахары, Сахеля – вот он ее собирает. Такие клиенты и формируют наш костяк. Они все разные, они все интересные, очень прикольные люди.
Звуки: Какие из недавних покупок запомнились лично вам?
Юрий: У нас заказали недавно сольную аудиокассету, которая еще с тех времен залежалась на немецких складах, - Франка Шобеля (Frank Schöbel), который 3 года играл с ГДР-овской группой Puhdys. И амиговская аудиокассета действительно пришла. После трехлетнего ожидания пришла виниловая пластинка английской группы Mellow Candle с единственным альбомом, который переиздал корейский лейбл Si-Wan на виниле. Когда человек приехал за ним, у него реально руки тряслись. И я его понимаю прекрасно, потому что корейцы почти как японцы: их переиздания очень похожи на оригиналы, они даже запах имеют старый. И, конечно, человек был счастлив.
Звуки: Как часто вам приходится сталкиваться с тем, что релиз не удается найти?
Юрий: Поскольку мы замкнуты на дистрибуторов, с доставкой у нас нет проблем, потому что мы берем по одним и тем же логистическим схемам. Это их головная боль. Здесь вопрос в другом. Абсолютно не значит, что каждый лейбл имеет постоянно на остатке на своем складе в физическом виде 100% того, что у них заявлено. Вы знаете, что, как и у нас, так и на Западе какие-то редкие релизы. Условно говоря, никто не произведет 5 или 10 штук, которые могут 10 человек в мире хотеть на данный момент. 10 штук никто не произведет. Все начинается, например, с 300 экземпляров, иногда бывает 100 экземпляров, меньше 100 не бывает. К тому же есть заявленный каталог. Определенный релиз из этого каталога распродан, его больше нет. Лейбл думает, а нужно ему допечатывать его. Он ещё не принял решение, он еще из каталога эти позиции не убрал. Если у нас клиент закажет этот релиз, которого сейчас нет, это 50 на 50: если лейбл надумает его переиздавать – клиенту повезло, если не надумает – клиент, к сожалению, не получит то, что он заказал. Поэтому наши дистрибуторы хороши еще тем, что они ведут так называемую «статистику отказов». По каждому релизу мы в связи с этим ставим вероятность выполнения. Когда у нас 2 миллиона титулов – реально приходит порядка 90-95%. Естественно, если мы берем какую-нибудь предоплату с наших иногородних клиентов, по истечении определенного срока, если этот диск не приходит, без всяких разговоров возвращаем её в полном объеме. Это совершенно естественно. Я говорю, что в принципе 90-95%, с учетом всех редкостей, мы обеспечиваем.
На западном музыкальном рынке есть понятие «филлрейт» или «филлинг рейт». Любой наш релиз там прописан. Но, знаете, очень часто бывает так, что приходят диски к клиентам с 20-типроцентной вероятностью выполнения. Все сроки прошли, 3 месяца прошло ожидания, мы спрашиваем клиента: «Ну что, возвращать деньги?». «Нет, - говорит, - денег не хочу, давайте еще раз перезаказывайте». Очень часто к нам приходят из совсем редких релизов, год он ждал, два он ждал, три года ждал – и он приходит.
Звуки: Мы говорим о виниле и кассетах. А что с компакт-дискам? Насколько преувеличены слухи о смерти этого формата?
Юрий: Если человек согласен на компромисс в сторону цифрового звука, то CD все-таки не так плохи. Ну, смотрите: во-первых, они недорогие. Во-вторых, если мы возьмем дискографию какой-нибудь легендарной группы, которая постоянно востребована, допустим, Pink Floyd, мы не увидим в доступности весь ее каталог только на виниле. Мы увидим от силы 3-4 альбома, которые кто-то сейчас производит. Однако на компакт-дисках мы видим весь каталог, который доступен и в дорогом варианте, и в дешевом, и европейский, и американский, и японский, и корейский, и австралийский. Поэтому, во-первых, издания на CD занимают, закрывают практически все меломанские потребности и, во-вторых, еще и выбор большой.
День Музыкального Магазина в allmusic.ru
Allmusic.ru
15 и 19 апреля, с 00:00 до 00:00 следующего дня
1838 – Родился Карл Давыдов - русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876-1887 гг »»
1947 – Родился Райлэнд "Рай" Питер Кудер - американский гитарист, певец, композитор и продюсер. Известен своим мастерским использованием слайда при игре на гитаре. Одним из самых успешных проектов Кудера стала сборная группа Buena Vista Social Club »»
1955 – Родился Ди Снайдер - рок-музыкант, фронтмен глэм-метал группы Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель и обладатель заразительного смеха »»
1955 – Родился Ди Снайдер - вокалист и фронтмен глэм-металлической формации Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель. В списке ста лучших метал-вокалистов всех времён, опубликованном в журнале HitParader, Снайдер занимает 83-ю строчку »»
1984 – На ленинградском ТВ снимается первая программа о рок-музыке в СССР «Музыкальный ринг». В первом«Ринге» участвовал «Аквариум», но группу пришлось представить как музыкальных пародистов »»
Ben JOHNSTON (1926)
Arif MARDIN (1932)
Charles LLOYD (1938)
Mike LOVE (1941)
Sly STONE (1944)
Ralph MACDONALD (1944)
Howard SCOTT (1946)