Подписавший в 2012 году молодое трио (тогда еще, правда, квартет) RATKING знаменитый лейбл XL смело продвигал коллектив как "следующую большую нью-йоркскую группу", и ставил ее в один ряд с Beastie Boys и Yeah Yeah Yeahs. В то же время RATKING преподносился как ответ восточного побережья объединению Odd Future: та же 18-летняя напористая и агрессивная молодежь, воюющая с полицией, перепрыгивающая турникеты и уходящая дворами. Состоящий из троих уроженцев центральных районов Нью-Йорка RATKING на самом деле ни на то, ни другое: для того, чтобы стать по-настоящему большими они пока что слишком в авангарде и на широкого слушателя даже не целятся, а для того, чтобы походить на Odd Future у них слишком мало яркой визуальной эстетики, кричащих провокационных ходов и стремления спешно ковать железо; и то, и другое - факторы положительные.
Формально RATKING проходят по категории экспериментального абстрактного хип-хопа - подвида музыки, безнадежно устаревшего еще в первой половине двухтысячных, когда начала постепенно уходить в небытие свежесть лейбла anticon. На деле же музыка RATKING гораздо интересней и новей: продюсер коллектива Sporting Life задает ритм, будто в темном туннеле спешно нащупывает почву и пытается ухватиться за стены; в его ершистых, нервных, неусидчивых, нойзовых битах в равной степени находится место и классическому нью-йоркскому бум-бэпу, и грайму с брейкбитом. Рассыпающийся джаз-рэповый звук композиции “Snow Beach” органично сменяется тесным каустрофобическим рейвом “Puerto Rican Judo”, неожиданно проскакивает даже чикагский футворк (“Protein”), все вместе подгоняют трэповые хай-хэты, а скрежещущие сэмплы не используются дольше, чем на доли секунды. Самое запоминающееся лицо RATKING, впрочем, основной рэпер коллектива по прозвищу Wiki, сочетающий странноватое произношение, в котором можно уловить и ямайские, и британские фонемы, впечатляющую технику раннего Эминема (Eminem) и крикливую распевную подачу Дэнни Брауна (Danny Brown), и сообщающий хаотичным, на первый взгляд, битам совершенно неповторимый грув и пластику. Самый, пожалуй, показательный момент взаимодействия Wiki и звука RATKING - заглавный трек дебютного альбома группы “So It Goes”: там, где биты ищут, на что бы опереться, читка цепляется за вылетающие из туннелей нью-йоркской подземки поезда, и летит на всех порах.
Между двумя релизами RATKING - семитрековой EP “Wiki93”, вышедшей в момент подписания контракта с XL и дебютным альбомом “So It Goes”, только что выпущенном, без малого два года - пауза непозволительно продолжительная для амбициозных современных молодых музыкантов. В этом RATKING похожи на своего лондонского товарища Кинг Крула (King Krule), с которым в прошлом году ездили в совместное турне: тот тоже не дал резко поднявшейся вокруг него волне хайпа захлестнуть себя, после раннего успеха выждал значительную паузу и полновесный дебют сделал крайне зрелым и осмысленным. Крул гостит и на пилотном сингле альбома “So Sick Stories” - депрессивной оде серому бетону и черному асфальту, одновременно личность вдохновляющим и уничтожающим; «Мой город течет в ритме прекраснейшей прозы / Смешанной с грубым и мерзким» ("Сity it flows with the prettiest prose / Mixed with the gritty and gross"), - читает здесь Wiki. По сути, эта строчка, а также хук в исполнении Кинг Крула, в котором он поет о том, что зависает “между бетоном и туманом”, прекрасно описывает весь дух альбома “So It Goes”: как и прошлогодний релиз Крула “6 Feet Beneath The Moon”, это безудержные поиски молодым человеком себя в большом городе, посвящение и отповедь ночным улицам и тускло освященным проспектам.
RATKING, при всех оговорках, все же вполне можно принять за проект, цепляющийся за старое, а именно за наследие увядшего лейбла Definitive Jux. Несмотря на духовную близость нойз-хип-хоп коллективам, вроде Death Grips, RATKING все же достаточно «головасты»: рифмы Wiki витиеваты, среди влияний группа указывает Cabaret Voltaire и Suicide, само название альбома - цитата из Курта Воннегута (“So it goes” («Такие дела») – ключевая фраза «Бойни №5»). Прогрессивный, техногенный и в то же время лоу-файный продакшн здорово напоминает великий коллектив Company Flow и то, чем славен продюсер El-P. В конце концов, к Def Jux отсылает великолепный дизайн обложки “So It Goes”, на которой изображено насыщенное деталями, как будто сотканное из ниток граффити с очертаниями Манхэттена, острова Рузвельта и Лонг-Айленд Сити, подписанное на стикере маркером в типичной хип-хоповой манере. Однако, в случае с RATKING все намного глубже: «Это не ривайвл девяностых / Это пораньше / Это возрождении племени» (“This ain’t 90s revival/It’s earlier/It’s tribal revival”), - читает Wiki в “Protein”. Это цепляет на уровне инстинктов.
Альбом “So It Goes” вышел 8 апреля на XL Recordings
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)