За сравнительно небольшую творческую карьеру москвич Кравц, он же Павел Кравцов, успел многое - и поучаствовать в коммерческом хип-хоп проекте Качели, альбом которого официально так и не увидел свет, и выпустить три собственных полновесных релиза с разноплановым хип-хопом, изобилующим фитами с артистами самого широкого профиля (один из них вышел на лейбле Влади Respect Production), и сочинить интернет-хит "Обнуляй", разошедшийся по соцсетям, и основать свой лейбл Presnya Family, и много чего ещё. Позитивное мировоззрение и мироощущение артиста во многом отличает его от других представителей российской хип-хоп сцены. Его основной творческий месседж - расслабиться и получать удовольствие. Вот и новая пластинка, к выходу которой и состоялся разговор Звуков с Кравцем, говоряще называется "Свежий расслабон", и на ней, помимо Павла, можно услышать Гуфа, Хамиля, Ивана Дорна, Словетского, Смоки Мо и даже Евгения Кемеровского.
Звуки: Я нашел в одном из твоих старых интервью слова, что "первый альбом - репрезентовый, второй – социальный, "Бумеранг" - более глубокий". Каким же тогда альбомом является "Свежий расслабон"?
Кравц: А это такой разноплановый сборник. Он на данный момент сочетают всю широту моего мировоззрения, отношение к жизни и личные переживания. Скажем так, начало новой трилогии.
Звуки: Ты альбомы задумываешь трилогиями? В кинематографическом смысле?
Кравц: Может быть, может быть. К первым трём альбомам я относился... Когда изначально хотел стать рэпером, и задумался о записи пластинок, три альбома мне казалось оптимальным числом релизов для артиста. А когда у меня вышли эти три альбома, то оказалось, что песни-то продолжают появляться...
Звуки: То бишь, ты хотел записать три пластинки и катать с концертами до конца жизни, срубая кэш? (все смеются)
Кравц: Ну, примерно! По хиту в год записывать и жить на волне прежней популярности (усмехается)... Нет, конечно! Просто так размышлял, а когда эту тройку завершил, то понял, что сил хватит как минимум ещё на три релиза. Вот из множества написанных песен отобрали эти два десятка, ну и получился "Расслабон", следующий диск будет уже другой.
Звуки: В каком плане?
Кравц: Ну и концептуально, и аранжировочно - много у меня идей. Но, если вернуться к теме кино, теперь мои пластинки - это отдельные полнометражные фильмы (улыбается).
Первый сингл с новой пластинки Кравца - совместный трек с Гуфом, клип на который был снят на айфон.
Звуки: У тебя на пластинках, ну и вообще в друзьях, участники Comedy Club - а со своей стороны ты как-то участвуешь в их затеях?
Кравц: Я к ним в гости на радио часто хожу, мы сотрудничаем по нашему лейблу Presnya Family, а в сериале "Неzлоб" вообще мой саундтрек... И вот у них сейчас начался стэнд-ап проект, это тоже отчасти был изначально наш творческий импульс, т.к. Presnya Family занимается и стэнд-апом, мы делали самые первые такие вечеринки в Москве, где участвовали всё тот же Незлобин, Воля... Ну и нынешние участники одноименного телешоу на ТНТ, так что, я считаю, это наша маленькая лепта в большое дело популяризации этого юмористического жанра в России. Я вообще к авторскому юмору хорошо отношусь - стэнд-ап это довольно близкая к рэпу штука. Выходит человек и остаётся один на один с публикой. При этом, читающий рэп прячется за рифмой и художественной подачей, а стэнд-апера не скрывает ничего.
Звуки: Российские комики пока очень гуманные в плане тем для юмора, западный стэнд-ап сильно жёстче.
Кравц: В этом направлении тоже идёт движение, скоро будем делать вечеринки именно с юмором покрепче, которые будут начинаться со слов "Дети, беременные и принципиальные - идите ** ***". Людям иногда хочется, чтобы всё было так, "тру".
Звуки: Что-то в духе классического приёма "Твоя мама такая толстая..."?
Кравц: Хороший стэнд-апер и это обыграет, хотя для русской ментальности это очень опасная тема. В общем, на нашем лейбле мы развиваем стэнд-ап, также заняты движением стикер-бомбинга, выпускаем стикербуки, ну и, само собой, музыка - артист Женя Дидур. Вот нас журнал Oops! номинировал на "Лучший дуэт года" (все смеются)
Совместная песня Кравца с Дидуром, вошедшая на дебютный релиз последнего.
Звуки: А твоё творческое эго не ущемляет? То, что издания вроде Oops! выдвигают, а не Rolling Stone, допустим?
Кравц: (Смеётся) Я за такую политику, что, если есть шанс показать как-то своё творчество, в любом журнале, прийти в любую программу, спеть там свою песню, то это стоит того.
Звуки: То есть, на "Жить здорово" с Еленой Малышевой ты тоже пойдёшь?
Кравц: Знал бы я, что это за передача... (тут Павлу рассказывают, что это за передача – прим. Звуки) В чем-то таком мне уже предлагали - в "Давай поженимся", тут я отказался (смеётся). Я тут вспомнил про Первый канал вот что: на одной предновогодней крутой съемке передачи с представителями шоу-биза, радиостанций меня что-то понесло, я начал там разносить всяческие "Фабрики звёзд", озвучил факт, что 60% шоу-биза проплачено, и все в зале это радостно подхватили. Сразу же привел в пример одного только сошедшего со сцены "артиста", бесталанного, который взял уроки актёрского мастерства, купил песню, купил известную поп-певицу на фит - тут люди чуть с мест не поднялись, выражая согласие. Этот чувак выходит, и спрашивает: "Кравц, ну зачем, я же так уважаю твоё творчество", но я продолжаю, типа, "Ну куда ты лезешь, ты учился в дорогущем экономическом лицее", а он "Да я рэпер!!!" А мы были в блоке "неформата", сначала от нас круто забитбоксил Вахтанг, а после вышел Птаха и начал тоже катить баллоны в духе "В шоу-бизе всё куплено!", и, когда началась моя перепалка с чуваком, начал на него напирать "Да ты мажор!!!" Тут из зала подрываются Tанdем Foundation, крепкие ребята в "тимбалэндах", в процессе резко проламывают часть декорации, подбегают к этому пареньку, стоявшему в маечке с вырезом, хватают его и агрессивно так: "Нормальный пацан такую маечку бы не надел!" (все смеются). Тут продюсеры, которые за 15 минут до этого задвигали, что вот, нам приносят песни, мы указываем артистам, что в них надо изменить, и, только после поправок, мы, может быть, и поставим песню в эфир, которые вот так столкнули лицом к лицу улицу и мажоров, мягко говоря, напряглись (смеются). Их фотографировать надо было! Короче, программа не то, чтобы в эфир не вышла - её вообще закрыли после этих съемок! Нет, на всё подряд я не хожу (все смеются). На крупных каналах с помощью монтажа всё сказанное может быть использовано против тебя - это обидно.
Звуки: А вот ты про "Фабрику" говоришь, а сам с Панайотовым записываешься!
Кравц: Стоп-стоп-стоп! Панайотов - самый крутой в России вокалист! Любой профессионал тебе подтвердит. На "Фабрике" часто была фанера, а "Народный артист" полностью был живым. Я с удовольствием работал ещё и с Лешей Гоманом, и с Наташей Поволоцкой, и с Марией Зайцевой…
Самая свежая работа с Александром Панайотовым "А я ей" - одна из главных песен новой пластинки
Звуки: Обложка альбома "Набор ассоциаций" отсылает к теме путешествий – скажи, насколько это тебе близко, есть ли у тебя какие-то особенно любимые места на планете.
Кравц: Да, близко, почти все зарабатываемые мною деньги я вкладываю не в комфорт в Москве, а в исследования мира воочию... Я вообще путешественник. Собираю, таким образом, эмоции для пластинок, морально перезагружаюсь, есть список из стран, в которых я обязательно хочу побывать. Из самых сильных впечатлений - это, конечно, Индия. Наверное, мало кто меня поймёт, но это самая сильная, глубокая, мощная страна в духовном, кармическом, ментальном плане, да и любом другом. Многие в стране видят только грязь, и долго там не остаются, а стоит увидеть в ней настоящую красоту. Из последних путешествий ещё реально впечатлил Алтай - это второе место силы на Земле. Был в Америке, Панаме, Мексике, многих странах Азии и Европы, но вот такие эмоции. К слову, скоро поеду туда вновь - мы прямо в природных условиях в июле делаем там большой хип-хоп фестиваль, предварительным хедлайнером которого будет Noize MC. Занимаемся вот сейчас инфраструктурными вопросами - сами, например, будем жить в огромной армейской палатке. А ещё у меня там уже есть земля, так что обязательно построю там свой дом. И вообще, там всё натуральное, естественное - продукты, воздух, воду в реках чуть ли не пить можно... Это моя романтика. Я же походник - меня мама в детстве, слава Богу, отправляла во всяческие походы, восхождения... Я прошёл школу выживания на Валдае, дослужился до инструктора по водным сплавам с собственным катамараном, ну и у меня была своя детская группа, которую я учил. В подростковом возрасте я целое лето провел в Карелии на рафтингах.
Звуки: Для жителя Москвы у тебя вообще уникальное было детство.
Кравц: Считаю, что очень круто, когда ребёнок не в Москве сидит, а костры учится разжигать, шалаши строить... В 12 лет вот, помню, я пошёл в экстрим, на остров, у тебя аптечка, нож, семь спичек на семь дней - вот и живи неделю. Это был серьёзный такой психологический тренинг. Мне ещё дали на выбор взять один предмет пищи - я как дебил взял майонез. Чтобы, типа, набрать крапивы-кислицы, майонезом заправить, будто ты жрешь салат. На третий день у меня была только одна мысль "Зачем мне майонез?! Н**** я его взял???" (Все смеются) Так я и понял, что счастье не в пяти звёздах, а… с чайком у реки.
Звуки: Раз уж про обложки начали говорить, то расскажи про идею оформления новой работы. Вот что, например, значит погребенная под водой Москва?
Кравц: Оформление, к слову, ещё сложнее - оно состоит не только из обложки, а из шестиполосного диджипака, полностью задействованного. А оформил релиз мой друг Зорик Истомин, представитель нашего лейбла, который находился долгое время в Тайланде с женой и ребенком - я к нему прилетел на пару дней, потому как его сложно стимулировать на расстоянии, чисто поработать над оформлением. И вот, я прихожу, и он такой - "Всё, пошли в воду!" Мы два часа фотографировались под водой и так, и сяк, и на стуле, и без него, и в очках, и без очков. В итоге было сделано около 300 снимков, из которых было отобрано 3. Одна из них попала на обложку - полностью трушная фото.. Хотя, если честно, там один палец ноги дорисован на обложке (смеётся) - просто в кадр не попал.
Звуки: То есть никакой концептуальной идеи оформление не несёт?
Кравц: Абсолютно - просто прикольно так передать настроение "Свежего расслабона". После была дорисована ушанка и родная Москва вдали... Можно сказать, что я - "под водой". Вон Лепс, Михайлов - над, а реальная история - под. Как и в жизни, и в политике, и в истории.
Самая известная вещь рэпера "Обнуляй", по стечению обстоятельств, вовсе и не хип-хоп, а гитарная песня под дворовые аккорды. Но с хитрым стихотворным размером.
Звуки: Пишешь ли ты песни просто потому, что для этого есть необходимость?
Кравц: Очень хороший вопрос. Не всегда муза, твой порыв ведут к песне. Талант - это классно, но имеет место постоянная работа. В моём случае - постоянно пишу тексты, обмениваюсь минусами, идеями. В результате, из 100 творческих моментов реализуется зачастую только один. Когда я пишу тексты, то постоянно отдаю себе отчёт в написанном. Спрашиваю себя: "А я ли это? Обо мне или нет?" Я записываю только то, что от меня, остальное не лезет. Но бывает и такое - приходит какой-то классный минус, андерграундный, который меня прямо качает, я беру и начитываю под него целый день. Но это для себя, подобные вещи дальше никуда не уходят, и у меня таких треков, куплетов, фрагментов, припевов, заготовок просто куча.
Звуки: А вот если у тебя столько мыслей и привязка к себе, то, когда идёт запись фитов, которых у тебя немало на пластинках, - ты тогда контролируешь творчески этот процесс от лица привлеченного тобой артиста? Как вы совместным творчеством то тогда занимаетесь?
Кравц: В случае вокальных фитов я сам выступаю "продюсером" - текст мой, я и сам это участвующим исполняю (это, конечно, очень глупо смотрится), показывая то, чего бы мне хотелось получить в итоге. А в куплеты своих коллег я, конечно, не влезаю. А с теми, к кому в куплеты надо влезать я фиты не пишу, вот и всё.
Звуки: Если что то пишется "по горячим следам", а к моменту выхода пластинки уже "не цепляет" - с этим ты что делаешь?
Кравц: Если он по прошествии времени "не цепляет", значит это не тот трек. Должна оставаться в нём всегда живая частичка меня, скажем так, и если её со временем не останется, то выпускать я эту песню не буду.
Звуки: Ну ты же не всегда выжидаешь время перед альбомом?
Кравц: Я довольно много треков вынашиваю со временем. Пока песни существуют в рабочем, недоделанном варианте, я думаю, как их правильно завершить, заключив в них ту самую частичку. К слову, планирую альбом неизданных вещей - туда уже есть около 30-40 "претендентов". Песни, написанные "по горячим следам", конечно, есть - когда и настроение совпадает, и минус классный, - такой песней на новом диске является "В шутку". "Обнуляй" тоже очень быстро родилась. А вот, например, "Море" писалась очень долго.
В клипе на песню "Море" также любопытно обыгрывается любимая столичными рэперами тема собственного города.
Звуки: А ты бы не хотел поработать в плане минусов с каким-то постоянным битмейкером поработать? Альбом с ним целенаправленно записать?
Кравц: Ввиду того, что я записываю довольно разные треки, это им помогать как раз и не будет, ведь у каждого битмейкера свой стиль, приёмы и подход. Хотя, не в ближайшем будущем, но есть идея сделать регги-пластинку.
Звуки: Типа Snoop Lion?
Кравц: Да, вполне. И, как раз, регги-минуса в хип-хопе сейчас мало кто пишет, и я нашёл музыканта, готового поддержать эту идею.
Звуки: А какой трек с последней пластинки для тебя наиболее важен?
Кравц: Моя любимая с пластинки - "Мне говорят". "В шутку" тоже, эти оба трека написаны "из глубины". И, конечно, "А я ей" - очень красивая вещь, выверенная по музыке.
Звуки: Традиционно - вопрос, который тебе постоянно задают журналисты, но давно стоит перестать это делать?
Кравц: Да нет таких вопросов, пожалуй. Хотя, есть глупые, например, "Какие ваши творческие планы?" Ты не задавал (смеётся). Я на него отвечаю так: "Мои творческие планы - быть здесь и сейчас".
Звуки: А есть вопрос, который мало кто задаёт, но на который ты с удовольствием ответишь?
Кравц: Я с огромным удовольствием всегда могу рассказать о людях, которые со мной в одной группе. Проект "Кравц" состоит не только же из меня - битмейкеры по всей России, Таир Мамедов, снимающий мне клипы, мой оператор Кирилл, парни, работавшие со мной по 180 часов на студиях при записях песен... С большим удовольствием говорю про маму. Ну как говорю? Люблю маму, что тут говорить! Также по поводу того, что в жизни вообще самое главное… Я бы сказал (задумывается), что гармония. Гармония между твоим мозгом и подсознанием. Мозг может всякую фигню сделать, а вот подсознание всегда чистое. Вот мой путь - в выравнивании этого баланса. Да, моё творчество - это мой мир, моя жизнь с высоты собственного сознания.
Кравц: Презентация альбома "Свежий расслабон"
Москва, ГлавClub
10 апреля, 20:00
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)