ФЕСТИВАЛЬ  Теперь - далеко: неспешный отчет с Tallinn Music Week

Главные достижения Прибалтики на фестивале Tallinn Music Week.

В последних числах марта в столице Эстонии прошел знаменитый Tallinn Music Week. На этом фестивале традиционно выступают музыканты из стран Балтии и Европы. В этом году в программе было указано больше сотни групп. Ознакомиться с ними всеми было невозможно физически - одновременно на разных площадках города выступали самые разные артисты, поэтому впечатления приходилось выбирать - иногда прицельно, а иногда и наугад.

Главными событиями первого дня фестиваля, бесспорно, стали программа Classic and Contemporary и вечеринка, устроенная организаторами в честь юбилея финского лейбла Stupido Records, на котором с конца 80-х издавались эстонские первопроходцы панка J.M.K.E и пионеры инди-рока Röövel Ööbik.

В начале вечера в концертном доме Nokia Stage на двух сценах выступали как молодые таланты, так и профессионалы из Эстонии и стран ближнего зарубежья. Среди них - известные в Прибалтике и России виолончелист Андреас Ленд, пианистка Аге Юрикас, дуэт Анны-Лизы Безродной и Марко Мартина. Аге Юрикас, исполнившая 15-минутную композицию "La Vega" Исаака Албениса, буквально заколдовала зрителей, которые, несомненно, оценили сложность и многогранное звучание, свойственное произведениям испанского композитора, и технику исполнителя. Хор девушек Эллерхейн, выступавший следом, своим репертуаром разбавил академическое звучание, исполнив несколько песен из эстонского фольклора. Выступление хора оказалось весьма колоритным не только благодаря костюмам, полностью повторяющим национальный эквивалент, но и отличной сценической постановке песен. Во время исполнения девушки водили хоровод, трясли головой не хуже вокалистов в каких-нибудь хардкор-бэндах, имитировали движение песта в ступе и разнообразнные ритуалы.

За часть contemporary отвечал русский скрипач-виртуоз Степан Мезенцев, который был заявлен хедлайнером программы. Мезенцев активно гастролирует по России и миру и отличается своим умением импровизировать и поддерживать контакт с публикой, приплясывая и обаятельно общаясь со зрителями в перерывах между композициями. Поскольку четырехчасовая программа успела немного утомить даже самых неистовых любителей академического искусства, живое и подвижное выступление Степана здорово взбодрило слушателей.

В этот же день решено было отправиться на вечеринку в честь двадцатипятилетия финского лейбла Stupido Records. В соответствии с направленностью лейбла, в лайн-апе значились преимущественно панк-группы разных специализаций. В клубе Von Krahl (одном из старейших заведений города) на обеих сценах - малой, расположенной в баре и большой, гордо именуемой Von Krahl Theater - вечеринка началась с приветственной речи главы лейбла. Позже в большом зале на сцену вышла одна из старейших панк-групп Эстонии - J.M.K.E.

За пару десятков лет своего существования группа претерпела существенные изменения в составе - в итоге, из основателей остался лишь фронтмен - Виллу. Музыкант был похож на слегка обезумевшего Деда Мороза - окладистая седая борода неплохо сочеталась с традиционным красным ирокезом. За все время выступления Виллу общался с публикой по-эстонски - и только после пятиминутной неудачной попытки настроить гитару громогласно произнес по-русски "Ладно, на **й", пнул в зал стопку из-под водки (пластиковую, что не травмоопасно) и продолжил свой сет. Зрители, совершенно непохожие на заядлых посетителей панк-концертов, с одобрением наблюдали за выступлением.

Позже на сцену малого зала вышли финны The Valkyrians - ска-группа, известная своим альбомом каверов на классические хиты панка и нью-вейва "Punkrocksteady". Едва выйдя на сцену, музыканты продемонстрировали, что даже жители одной из самых холодных и мрачных стран вполне могут исполнять самое что ни на есть развеселую танцевальную музыку - от регги до традиционного ямайского ска. J.M.K.E на втором этаже закончили свой сет, и вся публика стянулась на развеселых финнов, заполнив танцпартер бара.

Финалом вечера стало выступление эстонской группы Kosmikud, недавно отпраздновавшей свое пятнадцатилетие. В описание группы на сайте фестиваля было сказано, что музыканты ориентированы на Joy Division, Ника Кейва и, неожиданно, Кино. На деле Kosmikud оказались милейшей поп-рок группой, без малейшего налета депрессивности вышеперечисленных групп. Впрочем, пели они по-эстонски, так что, возможно, вся обещанная мрачность таилась в текстах. Судя по тому, что зал был полон, а большинство слушателей подпевали, Kosmikud и вправду заслуженно были названы одной из главных рок-групп Эстонии. В любом случае, после их выступления можно было смело отправиться спать - впечатлений для первого дня фестиваля было достаточно.

Тем, кто посетил фестиваль не в первый раз, уже не приходилось мучительно искать на карте площадки основной программы, например, театр Von Krahli или клуб Sinilind. Однако, карта свободных для посещения дневных площадок обновилась заметно. На время фестиваля на одной из главных улиц города – шоссе Пярну – открылся pop-up ресторан TMW, фестивальными площадками стали богадельня Яана и магазин вязаных дизайнерских вещей NAiiv. В последнем проходили весьма милые акустические концерты. Во второй день фестиваля там выступали Мари Калкун и группа с непростым названием Sandra Sillamaa Trad. Attack!. Если проект Калкун обрел популярность уже не только в родной Эстонии, то трио под предводительством волынщицы Сандры Силамаа еще популярность набирает. Впрочем, судя по группе поддержки, собравшейся в магазине и наблюдавшей концерт снаружи, известность на родине ему обеспечена. Все трое участников команды по совместительству играют в группах своих друзей-музыкантов – Paabel и Curly Strings. Сандра вместе с гитаристом и ударником исполнили несколько треков, используя минималистичный набор инструментов: волынка, 12-струнная гитара, кахон и лупер, нажимая на педаль которого Сандра воспроизводила звучание главного инструмента – голоса жительницы одного из селений южной Эстонии Лизы Куммель. Запись была сделана в середине XX века и представляет собой пример уникального эстонского диалекта.

Второй день продолжился шоукейсом датчан Get Your Gun. Группа выступала на Tallin Muic Week уже третий год подряд. Мало того, недавно Get Your Gun были и в России. Музыканты представили несколько песен со своего нового альбома "The Worrying Kind" в небольшом арт-кафе TMW Pop Up Restoran, а вокалист Андреас Вестмарк рассказал Звукам своих впечатлениях от фестиваля.

Звуки: Андреас, расскажите о своих впечатлениях от фестиваля.
Андреас Вестмарк : Мы играем на этом фестивале с 2012 года, и это был первый шоукейс-фестиваль, в котором мы приняли участие. В отличие от других фестивалей, где ты ходишь и просто смотрешь выступления других групп, здесь у участников есть возможность пообщаться со своими коллегами из других стран и поделиться опытом. После участия в TMW в 2012 году мы впервые съездили на гастроли в Россию и Финляндию. Если группа приезжает на фестиваль с хорошим материалом и показывает его промоутерам, журналистам и простым зрителям, она может открыть для себя множество новых возможностей - концертов, гастролей, новых поклонников. В 2012 мы были единственной группой из Дании на фестивале, а в этом году их уже три.

Звуки: У вас запланировано два концерта на TMW. Будут ли они отличаться друг от друга?
Андреас: Да, и очень! Наше первое выступление было совсем небольшим - мы сыграли всего несколько песен из нашего нового альбома, чтобы познакомить публику с нашим новым материалом. Вечером мы сыграем большой концерт, где будут и старые, и новые песни.

Звуки: А какие у Вас впечатления от московских гастролей?
Андреас: Как я уже говорил, впервые мы приехали в Россию после TMW. Это было как раз тогда, когда началась вся эта история с Pussy Riot. Мы немного испугались - ведь никто из нас не знал ничего о России, но все же решились поехать, и ни разу не пожалели! Мы были приятно удивлены приемом публики, в наш первый приезд клуб был полон народу - а ведь мы никогда раньше не были в Москве. Многие зрители даже знали тексты песен.

Следующим номером программы стали минчане Super Besse, сыгравшие в музыкальном магазине Terminal. Группа выдала получасовой сет из колдвейва и постпанка, расположившись на небольшой сцене среди полок с дисками. Чуть позже группа отыграла второй концерт в одном из небольших клубов.

Камерная часть фестивальных выступлений продолжилась в TMW Pop Up Restoran берлинской группой Ballet School. Музыканты представили зрителям и журналистам несколько песен с нового альбома. Обаятельная блондинка-вокалистка отплясывала на небольшой сцене не хуже признанных поп-звезд вроде Рианны или Мадонны, очаровав всех пришедших.

Ближе к нчи было решено наугад отправиться во вчерашний Von Krahl в надежде на встречу с прекрасным и неизвестным. Интуиция не подвела - там выступала молодая эстонская группа St. Cheatersburg. В расписании фестиваля было указано, что St. Cheatersburg играют панк-рок, но им там и не пахло - музыканты сыграли сорокаминутный сет, больше всего напомнивший по звучанию слегка флегматичных Editors. После них на втором этаже вышли на сцену State of Zoe, квартет под управлением роскошной блондинкой с выдающимся декольте. Впрочем, ее внешний вид оказался главным преимуществом группы - репертуар State of Zoe состоял из слегка приджазованной поп-музыки, вполне уместной на коктейльной вечеринке, но довольно слабо звучавший в стенах рок-клуба.

Финалом вечера стал концерт российской группы EIMIC, представившей на фестивале новую программу. Музыканты вышли на сцену Kino Soprus - действующего кинотеатра в центре города. По атмосфере все происходившее напоминао фестиваль Авант во времена его проведения в 35 мм - тот же сидячий зал, те же видеопроекции на большом экране, и такая же просторная сцена. EIMIC собрали полный зал, прочем состоящий не только из русскоязычных жителей Таллина, пришедших посмотреть на соотечественников, но и из гостей фестиваля из самых разных стран. Группа выглядела настоящим хедлайнером фестиваля, собрав полный зал не только в сидячем партере, но и в проходах и у сцены.

заключительный день фестиваля - в отчете от Звуков

01.04.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: