Фантаст Уильям Гибсон в своих эссе не раз подчеркивал, что о каком бы далеком будущем ни была написана книга, она, на самом деле, всегда о том времени, в котором живет ее автор. Ощущения и ожидания текущего момента так или иначе просачиваются в любую футуристическую модель и определяют ее структуру. Но если так, может ли быть формула еще сложнее - насколько достоверен взгляд в будущее через прошлое? Вышедший на этой неделе мини-альбом электронщика Gillepsy "2014: Online Odissey" сводит воедино хаос и восторг современной глобальной сети с романтизмом старого гибсоновского "киберпространства" и эпохой, когда интернет был маленьким. Звуки обсудили с Gillepsy причуды преломления времени в музыке.
Звуки: Прежде всего, "2014: Online Odissey" - это очень радостная запись.
Олег Gillepsy: Практически весь альбом (тут я не определился - это либо большой ЕР или небольшой LP) были написаны за прошедшую осень-зиму. Да, казалось бы не самое подходящее время для сочинения каких-то позитивных мелодий, но таково моё внутреннее состояние, не зависящее от времени года и каких-то других факторов. Ну, и такой период жизни, когда нет ни желания, ни времени, ни обстоятельств придаваться другому настроению.
Звуки: Не могу не согласиться с коллегой из xlr8r в том, что это одновременно и ностальгическая, и футуристическая вещь. С одной стороны, она про биткойны, селфи и Flappy Bird - про 2013-14 год. А с другой - про некий внутренний космос, которым киберпространство казалось в 90-х, когда выход в сеть по ощущениям был чем-то вроде высадки на Луне.
Олег Gillepsy: К счастью, я сейчас вплотную приблизился к тому состоянию, когда музыка получается как раз такой, какой ей в голове и рождаешь. Т.е. перед процессом "сборки" составных частей трека в секвенсоре, зачастую основной костяк композиции уже придуман и лишь ждёт своего воплощения в звуке. При этом какие-то элементы, ходы, настроение получаются на автомате, но это тоже нельзя отнести к случайности. Вот вышеописанные тобою ассоциации и были неким базисом эмоционального настроя перед написанием альбома. Это виртуальное настоящее, которое в ожидании межгалактического будущего, вспоминает, как было здорово раньше. Романтика. Но, во время работы над треками я не держал перед глазами конкретные образы. Они собирались в некий энергетический комок на протяжении всей жизни и, соприкоснувшись с теми горизонтами, которые открывает современная (актуальная, прогрессивная - не очень люблю эти эпитеты) музыка, получилась эта "Онлайн Одиссея 2014". Хотя по-другому получится и не могло, не знаю как себя заставить сделать не ностальгически-футуристичекую музыку про сегодня. Может быть, именно так зарождается почерк музыканта. Надеюсь, что так.
Звуки: В этом смысле альбом мне напомнил "Far Side Virtual" Джеймса Ферраро (James Ferraro). Там тоже была эта улица с двусторонним движением, в прошлое и будущее. Это же что-то, что носится в воздухе сейчас, нет?
Олег Gillepsy: Эта улица возникла вполне логично, ибо практически все "временнЫе" воздействия на музыку были уже применены. Эпоха предвкушения кибер-космо-и пр.-будущего остались ещё в прошлом веке, а 21-й уже основательно прошёлся по всем канувшим десятилетиям, замылив уши всевозможными ревайвлами. И, пока не придумано что-то кардинально новое, остаётся лишь устроить такой временной микс. Говорят, что последняя книга Кинга на эту тему, про путешествие в прошлое, с целью изменить настоящее и получить лучшее будущее. Мне эта тема близка, но я не очень люблю Кинга. Лично для меня такое "двустороннее движение" не является какой-то данью тенденциям, просто это по-настоящему моя тема. Мои прошлые музыкальные проекты, носившие другие названия, тоже были пропитаны похожим настроением.
Звуки: Замолвим слово о сборниках "Береза", на которых я и услышал Gillepsy [две компиляции ремиксов, на которых российские и советские поп-хиты скрещены с чикагским джуком и другой родственной электроникой]. Там был похожий сплав будущего и прошлого, пусть и ракурс другой. Как выбиралась исходное "сырье" для треков на "Березе" и как публика в клубах реагирует на "футворк с голосом Земфиры", скажем?
Олег Gillepsy: Исходное "сырьё", если имеются ввиду те треки, над которыми издевались наши ребята, выбиралось исключительно самостоятельно каждым музыкантом (мне почему-то больше нравится слово музыкант, чем продюсер). Т.е. изначально не было какого-то коллективного отбора оригинальных треков и последующего распределения их между участниками. Ведь сама суть в том, чтобы в итоге получилось, в первую, нечто искреннее и... душевное. А у каждого же было своё детство, свои кумиры, теперь своя ностальгия. Все "ремиксы" исключительно на совести каждого из участников "Берёзы". А касательно мероприятий, где мы играем берёзовые треки, то в большинстве случаев всё заходит очень хорошо. Вплоть до того, что некоторые тюны подпеваются всем залом (оно понятно, что слова этих песен все знают и без нас, но ребята подпевают именно так, как это есть в ремиксе). Я помню, после того, как вышел первый сборник, для которого я сделал ремикс на песню Софии Ротару "Луна-луна" и его поставил на ближайшей же вечеринке, то на дропах творилось нечто невероятно, это было очень круто наблюдать. Очень приятно осознавать, что нашлись люди, которые восприняли "Берёзу" так, как она и задумывалась. Безусловно есть такие, для кого это всё трэш, кто-то априори в крови носит неистребимую ненависть к "попсе", но есть и те, кто видит в это добрую иронию и лёгкую ненавязчивую ностальгию.
"2014: Online Odessey" вышла 24 марта на лейбле Hyperboloid
#INTERNETGHETTO: Gillepsy, Nphonix, Pixelord, Acid Mafia, Saburov
Москва, Powerhouse
5 апреля 23:00
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)