ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ  Синяя птица-феникс, крылышки из пепла

История непростого творческого пути группы Ляпис Трубецкой, объявившей о скором распаде, и возможные прогнозы на будущее.

Белорусский "анархо-синдикат" Ляпис Трубецкой в последнее время считается одним из самых ярких ньюсмейкеров пост-советской музыкальной сцены - чего стоит хотя бы недавняя история с инициацией местным отделением КПРФ запрета выступления группы в Пскове (сегодня по похожим причинам был отменён аншлаговый концерт в Тюмени). Однако основными двумя событиями, случившимися с группой в последнее время, стали выход нового альбома "Матрёшка" (ставший причиной упомянутого скандала) и последовавшее заявление Сергея Михалка о скором роспуске коллектива. По случайности или скрываемой выверенной стратегии, после выхода "Матрёшки", 13-й студийной работы коллектива, количество альбомов работ группы созданных до и после водораздельного альбома "Капитал" стало примерно равным. Если Михалок, заявивший о завершении творческого пути группы в свойственной ему шутливой манере, не врёт и не держит в кармане фигу, то можно подводить итоги большой истории под названием Ляпис Трубецкой - непростой и увлекательной.

После того, как окончательно выработался новый творческий путь группы и из концертных сетлистов окончательно исчезли песни прошлой инкарнации группы (в туре в поддержку "Капитала" исполнялись вещи с "Золотых яиц", и даже "Розочка" с "Евпаторией", которые, правда, вместо Михалка целиком исполнял Павел Булатников), вместе с новым дизайном официального сайта были стёрты из памяти и релизы, благодаря которым группа в своё время и стала общеизвестной. Между простецко-романтичным образом добряка Серёжи с альбома "Ты кинула" и агрессивным накачанным борцом за справедливость Михалком образца "Рабкора" и "Матрёшки" пропасть, и вместо того, чтобы оправдывать перед новыми поклонниками песни вроде "Парёнек под следствием" или "Петька-морячок", легче было про них забыть. Хотя долгое время группа продолжала старые песни будучи уже в новой ипостаси, но только для закрытых корпоративных мероприятий.

Тем не менее, Ляпис во многом запомнился даже нынешним слушателям именно благодаря хитам дебютной российской пластинки "Ты кинула" - своеобразного логического итога первой волны популярности в родной Беларуси. Несколько новых песен, а также проверенные уже годами боевики первых концертных программ группы с подачи компании "Союз" порядочно выстрелили в Москве - клипы на "Ау" и "Ты кинула" закрутили до дыр по всем телеканалам, а песни перешли в разряд классического саундтрека к свадьбам и корпоративам, а также в репертуар дворовых посиделок под гитару. Конечно же, не всё было в Трубецком просто - каждая песня, помимо прилипчивых гармоний, содержала в себе своеобразный "второй слой" из здорового сарказма, юмора и иронии, на который не обращала внимание менее требовательная публика, но который зацепил эстетствующих меломанов - у прямых последователей ляписовского "гоп-рока" из Леприконсов и Жуков ничего подобного не наблюдалось.

Усугубила это впечатление пластинка "Красота", в которой арт-начало группы проявлялось в технологичном аляповатом клипе "Розочка", первом сингле новой пластинки, а также развеселым гримом украшавшей обложку релиза физиономии Михалка (фигуранта обложек всех классических работ группы). Паровозом, удержавшим внимание на группе публики, оказалась песня "Яблони", в которой заодно публике был представлен новый вокалист Булатников. Несмотря на всё более изощренные музыкальные стилизации под не самые эстетские музыкальные жанры, у других композиций стать хитами не получилось - та самая пресловутая "фига в кармане" пряталась всё менее скрытно.

Проводя параллели с новой инкарнацией, подобной же творческой дилогией оказался дуплет из "Капитала" и диска "Manifest". В первом был обозначен новый творческий курс группы, но ещё не окончательно выведен старый (тому соответствовал плясовой римейк "Евпатории", шутливые "Андрюша" и "Харэ"). А бравурный, громогласно-гротескный и бодрый ска-панк, пересыщенный текстуальными образами и окончательно машущий рукой прежней группе (это и текст песни "Жлоб", и оборванная на полуслове "Золотая рыбка") окончательно вступил в свои права на "Манифесте", теперь уже классическом альбоме, звучащем более цельно и строго.

Объяснить то, что группа фактически сама угробила свою первую волну популярности, можно глаголом "перехипповать" - когда во главу угла становятся внутренние радости творческих людей. Сильно раздобревший за пару лет всероссийской славы Михалок решил дать массовый залп по всем дворово-ресторанным архетипам разом, записав альбом "Тяжкий", контракт на выпуск которого был заключен с главным мейджором того времени Real Records. В плане глобальной популярности это было "тихим пуком в вечность": ни одна песня не стала всенародным хитом, клипы в ротацию не брали, несмотря на непосредственную связь с Первым каналом. В довольно стремительном тогдашнем медиапотоке исчезновение с экранов ТВ было подобно творческой смерти. Несмотря на это "Тяжкий" - творческая вершина прежнего Ляпис Трубецкого, в котором то самое "второе дно" блистало и искрило уже совершенно неприкрыто. Прото-шансонные композиции про "по аллеям мы пройдёмся" и дворового паренька "Серого" соседствовали с больше подходящим впору Red Hot Chili Peppers по музыке песней "Спорт прошёл", где несчастная любовь отбила у лирического героя желание заниматься спортом, и мечтательной "НЛО" с шикарным соло на трубе, где в ожидании инопланетных гостей всё тот же герой предаётся вопросам бренности бытия. Остальная часть пластинки не меньше веселила и радовала одновременно.

Пёстрым стилевым калейдоскопом второй половины жизни группы оказался альбом "Весёлые Картинки", окончательно вернувший ЛТ на позиции самого эффектного и популярного белорусского музыкального экспорта. Именно на этом альбоме одни из главных концертных номеров нынешнего Ляписа - "Я верю", "Грай", "Священный огонь", "Африка" Комитета Охраны Тепла и "Зоопарк" Егора Летова. Михалок на обложке предстаёт в виде витрувианского человека Да Винчи, тем самым намекая на свою творческую универсальность. Двумя годами ранее он предстаёт на обложке пластинки "Культпросвет" в образе Маяковского, на "Манифесте" - чёртом, в "Капитале" - многоликим вершителя судеб из одноименной песни. Примеряя на себя подобный ряд образов Михалок обрисовал всю широту собственных интересов и поставил точку в перезагрузке группы. К слову, "Культпросвет" получился одной из слабейших работ группы вообще - за пышущим антиглобализмом языком плаката, сдобренным всевозможными отсылками и аллюзиями, угадываемыми далеко не всеми новыми слушателями группы, заметно упростился звукоряд. Да и впервые появилось ощущение, что группа выходит в тираж и активно монетизирует новую волну популярности.

Последним всплеском известности старой группы оказался альбом "Юность", хиты с которого "Сочи" и "Голуби" стали последним победным мейнстримовым залпом в истории прежнего ЛТ. Несмотря на юмористический задор "Некрасавицы" и эталонную ресторанность шлягера "Юность", эти вещи в народ не пошли. К слову, есть на альбоме и небольшой музыкальный намёк на будущее группы - громкая, почти ска-панковская вещь "Вилейка". Вышедший тремя годами позже альбом "Золотые яйцы", в котором прежние зарисовки-юморески составляли уже меньшую долю, пробились первые ростки будущего Ляписа - менее конъюнктурный звук и заметное влияние ска и регги. В России, правда, эта пластинка особого успеха не получила - какие-никакие ротации получили только римейк песни Secret Service ("Почтальоны"). Ни цыганская бреговщина "Раинька", ни слёзная "Ты моя", ни продвигавшаяся в качестве сингла "Ласточки" не выстрелили. Именно в этот момент группа решает окончательно порвать с юмористически-стёбными методами - стало ясно, что на публику они больше не работают. Что примечательно, это была первая пластинка группы, где на обложке не был засвечен светлый лик Сергея Михалка.

Две последних пластинки группы возвели в абсолют следование агитпопу (так, к слову, называлась западная компиляция из песен с альбомов 2007-2010 годов): "Рабкор" вышел накануне ставшего историей митинга на Болотной, а "Матрёшка" - к разгару событий, связанных со сменой власти в Украине. Обе пластинки - концентрат взрывной энергетики, призывов "встань, страх преодолей" и "думай своей головой", простых как пять копеек, но громких и бьющих прямо в цель аккордов. Группа уже под негласным запретом на родине (белорусы ездит на концерты в европейской части России, а также в Литву и Польшу), случаются первые прецеденты отмены концертов в России, со своей декламационной борьбой с бесчестием, государственным беспределом и инертностью людей группа - под прицелом всеобщего внимания. "Рабкор" в плане сочетания мессаджа и эффектного музыкального сопровождения, возможно, главная пластинка группы Ляпис Трубецкой вообще, безотносительно временных и творческих факторов. "Матрёшка", после известных событий, - это лебединая песнь и творческое завещание. "Не смотри телевизор, не слушай радио, не читай газет - Старший Брат очень близко".

Кроме номерных пластинок в дискографии группы имелись всевозможные сборники - три основных, с оригинальным материалом, как раз отмечают три фазы развития группы. Первые студийные записи вместе со знаменитым кавером на "Зеленоглазое Такси" были собраны в 1998 году на волне успеха "Ты кинула" в сборник "Любови капец". В 2006 году, когда группа подрабатывала написанием саундтреков к кинофильмам, вышел диск "Мужчины не плачут", совсем минорный и ресторанный - и издан, что характерно, при поддержке радио "Шансон". Из песен на белорусском, которые в новой ипостаси стали обязательным атрибутом альбомов группы, в конце прошлого года вышла компиляция "Грай". Сам Михалок сказал по её поводу: "Посвятить эту пластинку я бы хотел тем людям, которые ломают лубочный, зализанный, телевизионно-картиночный образ белорусов — таких терпеливых, тихих, спокойных, работящих, не любящих перемены. Мы хотим показать, что есть и другие белорусы — которые могут быть дерзкими, шумными, могут не бояться проявлять свою индивидуальность". Получилось своеобразное исправление ошибок прошлого - ведь когда-то группа Ляпис Трубецкой ассоциировалась именно с первым типом белорусов.

Возможно, что свернуть группу Михалка побудили как раз-таки первые случаи отмены концертов - основная площадка музыканта в данный момент всё-таки Россия, и, когда местное отделение КПРФ требует запретить концерт группы, чья идеология местами перекликается с идеалистическим, утопическим во всеобщем равноправии коммунизмом, это похоже на какой-то сюр с безрадостными перспективами. Ввиду того, что звучание группы на последних двух альбомах упростилось, и месседж там был всё-таки важнее музыкального сопровождения (настолько, что даже риффы от песни к песне стали практически повторяться), возможно, нас ждёт новый, более музыкальный проект. Возможно, Михалок уподобится Шнуру, захватит с собой единственного участника группы, прошедшего с ним всю историю Ляписа, гитариста Руслана Владыко, и сделает нечто, вроде Рубля. Возможно, Ляписа ждёт третья творческая инкарнация, которая захватит совершенно иную фокус-группу. В конце концов, Михалок может слукавить, просто окончательно переименовав группу в безразмерный балаган Ляпис Crew, или же воссоединив её снова уже 2-го сентября. Ясно одно: "Матрёшка" подвела итог новой формации Ляписов, выпускать ещё одну пластинку в подобном духе - это как штамповать до конца жизни песни наподобие "Ау" и "Сочи". И раз уж Сергей божился раньше, что подобным промышлять не будет, явно наступило время что-то кардинально изменить и сейчас.

Ляпис Трубецкой: презентация альбома "Матрёшка"
Stadium Live, Москва
25 апреля, 20:30
(если не запретят, конечно)

20.03.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - свежие публикации:

Сайт: www.lyapis.com

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ

Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта.

Подробности из жизни:

Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта. Ее название восходит к тексту культового сатирического романа «12 стульев», один из героев которого, поэт-графоман Никифор Ляпис-Трубецкой, сочинял нелепые однотипные стихи на любые темы. Первые песни Ляписов пародировали штампы, господствовавшие на постсоветской поп-сцене: банальную любовную лирику, примитивные мелодии, смесь псевдовысокого штиля и простонародных речевых оборотов. Для самих музыкантов это была всего лишь игра (группа вышла из околотеатрального андеграунда), но значительная часть публики, а также музыкальных медиа, приняла пародии Ляписа Трубецкого за чистую монету. В конце 90-х песни «Ау», «Яблони», «Ты кинула», «Это любовь», которые были сочинены в шутку, неожиданно для Ляписов стали народными хитами и зазвучали из всех радиоприемников. Музыканты стали заложниками собственного имиджа, пародисты слились с…

Далее... →