DEPECHE MODE  Хэппи энд

Великолепным концертом в Москве Depeche Mode завершили очередной тур - не самый длинный, но определенно лучший в их новейшей истории.

Последний концерт тура – событие знаковое. Даже если гнать от себя мысли, что следующего тура может не быть вообще (группа в полном порядке, так что ухода от дел ничто не предвещает), следующий в любом случае будет очень нескоро. И несмотря на то, что предыдущий концерт в Москве был всего-то полгода назад, «Олимпийский» набивается под завязку.

В лотерее «разогрев» нам традиционно не везет – с DM ездили M83, Bravery, Soulsavers, а в этом туре даже Chvrches, но увы, не к нам. Москва в прошлый раз получила громыхающее техно от Diamond Version, а в этот – тихую датскую группу Choir Of Young Believers. Старательные скандинавы по звучанию очень напоминают a-ha, что не поражает, но и не раздражает – и то хлеб. Играют датчане неплохо (группа из пяти человек с живой ритм-секцией, гитарой и обилием электроники), медленные песни несколько проседают, но редкие быстрые слушаются приятно.

Depeche Mode привычно медленно раскачиваются («Welcome To My World» звучит еще более тягуче, чем «In Chains», которой открывался прошлый тур), но Дейв успевает скинуть пиджак уже во время первой песни, что всегда было хорошим знаком. Звезды вообще, кажется, сложились удачно – звук хороший, публика адекватная (не сидят с постными лицами с одной стороны, с другой не пытаются переорать группу).

Все же смотреть два концерта в одном и том же туре – странный опыт, поэтому от сравнений никуда не деться. Но к счастью, ощущения «дежавю» совсем нет – другая площадка, другой звук, да и восприятие с трибуны (где я обосновался в этот раз) и из фан-зоны совсем разное. Если на «Локомотиве» летом лучше всего «читалась» электроника, то сейчас DM – абсолютная рок-группа. «Пахнет 1993 годом», - говорит мне сидящий рядом друг, лет 25 назад переписавший мне на кассету «МК60» альбом «The Singles 81-85», с которого всё и началось. Всё так и есть – уже и «Angel» вживую звучит совсем как потерянный трек с альбома «Songs Оf Faith And Devotion», а за ней идёт «Walking In My Shoes», и тут уже мы видим и слышим «Devotional» во всей красе. С той лишь разницей, что тут особая роль отведена клавишнику Питеру Гордено (Peter Gordeno), который почти как Рик Уэйкман (Rick Wakeman) наяривает на нескольких синтезаторах сразу.

Печальная «Precious» начинается довольно динамично – барабанщик Кристиан Айгнер (Christian Eigner) выдает прямо-таки африканские переборы, а Дейв, повернувшись к Кристиану лицом, а к залу спиной, выделывает в это время свои фирменные танцевальные па. Но к финалу вся эта электроника глушится стеной гитарного шума - рока сегодня как никогда много. Дальше Depeche Mode продолжают раскачивать зал хитами. На «Black Celebration» весь зал уже «в деле», старые депешисты и молодежь, которая включилась где-то во времена «Sound of the Universe», поймали общую волну и создают очень мощную энергетику.

Первый, и очень радостный сюрприз по сравнению с летним концертом – «In Your Room», продолжающий наш мини-Devotional. Версия новая, с обилием разнообразных гитарных соло и прямо-таки пост-роковыми контрастами «громко-тихо». Эффект прямо-таки ошеломляющий, все же жаль, что они так и не поехали в «юбилейный тур» с этой пластинкой. Depeche Mode по-прежнему в прекрасной форме, никакой усталости от тура не чувствуется. Дейв бодр и в голосе, а группа играет как-то на удивление свободно, музыканты много импровизируют и взаимодействуют друг с другом на ходу. Даже отстранённый обычно Флетч не смотрится чужеродным элементом, будто бы перекочевавшим в Depeche Mode из Kraftwerk, и самозабвенно рубится над своими маленькими синтезаторами.

Сетлист снова совсем не такой, как на «Локомотиве». За «Policy Of Truth», где снова солирует Айгнер, сразу же идёт меланхолический блок. Остаться без «Should Be Higher» совсем не жалко, а вот «Barrel of a Gun» и «Higher Love» я бы послушал с удовольствием. Песни в акустическом блоке Мартина тоже другие – сегодня он поёт «Slow» (и делает это прекрасно, пусть и чуть перебирает с пафосом), а также «Blue Dress», которую исполнял еще на «World Violation Tour», правда под гитару, а не под фортепиано.

«The beautiful sound of mister Martin L. Gore and mister Peter Gordeno!» - Дейв пользуется редким случаем исполнить роль конферансье. Еще немного меланхолии в виде песни «Heaven» и знаменитого уже видео с собаками, а дальше снова старые хиты. «Behind The Wheel» (которой не было летом) и обязательная почти для каждого концерта «Question of Time» звучат точь-в-точь как в 1987-м. Теперь я, кажется, понимаю, почему группа не слишком любит старые песни. Сэмплерные аранжировки Алана Уайлдера (Alan Wilder) не слишком приспособлены для живого исполнения, к тому же исходников, судя по всему не осталось, вот и приходится впихивать живые партии в редкие пустые места.

Между двумя проверенными хитами – диско-версия «A Pain That I’m Used To», где вездесущий Гордено исполняет партию Стюарта Прайса (Stuart Price) и берется за бас-гитару. Сегодня он смотрится если и не главным героем действа, то уж точно первым после вокалистов. Долгим блюзовым вступлением народ уже не обманешь – хотя новый «Personal Jesus» еще не все узнают с первых нот, к моменту, когда появляются знакомые партии, зал уже просто ревёт. Ну а переход из заторможенной «slo-mo» версии в старого доброго танцевального «ПЖ» становится чуть ли не кульминацией всего концерта. Тут вам и техно, и шквал гитар в рамках одной песни. После этого «Enjoy The Silence» - уже контрольный выстрел в голову. Опять новая версия, где у каждого из музыкантов есть время вдоволь посолировать (особенно хорош в этот раз Март с гитарой), а у Дейва – подойти и каждого из них обнять. Мол, смотрите какие они у меня классные. Айгнер снова выдает африканское соло, будто бы успел взять пару уроков у Тони Аллена (Tony Allen), а Гаан вместе со своими обычными выкриками вроде «yeah that’s right!» повторяет какой-то загадочный клич вроде «уттаба!», которого никогда раньше за ним не водилось. Обойдясь без «Goodbye» (все же чем дольше группа в туре, тем меньше в сетлисте песен), Depeche Mode отправляются за кулисы.

На контрасте с этим угаром бисовый блок снова начинает Мартин, и исполняет под фортепиано «Judas», превращенный в вальс. И этого мы тоже раньше не слышали! Ну и картинка «олимпийского», полного зажженных фонариков тоже, конечно, впечатляет. В очередной раз выйдя вперед на выступающий в фан-зону «язык», Март получает букет цветов, и, заливаясь смехом, острит по поводу международного женского дня.

Оркестровый «Halo» в ремиксе от Goldfrapp в тёмном «Олимпийском» звучит еще более эффектно и величественно, чем на «Локомотиве». До чего же все-таки красивая версия, и как она удачно вписана в контекст всего этого рок-угара. Ну а дальше – то, что бывает всегда. «I Just Can’t Get Enough» с танцующими трибунами и уроками хора, когда Дейв раз за разом требует всех петь уже без аккомпанемента, и «I Feel You», превращенная в металлический хит (во мне в этот момент происходит внутренняя борьба любителя угарных концертов и академического зануды – «зачем они так пилят, вся красота партий тонет в этом скрежете»).

«Это последний концерт тура, спасибо, что были с нами!», кричит напоследок Дейв. По такому случаю пообщаться с публикой решает даже Март (что делает крайне редко), но суть его спича разобрать уже куда сложнее – говорить в микрофон он не привык, и половина слов теряется. Но момент получается очень трогательным – сил играть уже почти не осталось, но и исчезнуть за кулисами как во время обычного концерта группа не торопится. В результате никто не уходит и после «Never Let Me Down Again» (где Дейв развлекает публику обязательным танцем с микрофонной стойкой) – музыканты обнимаются, кланяются залу, есть в этом что-то из другого мира, не из стадионного рока, а из театра, где контакт «актер-зритель» куда более тесный.

Решив, наконец, кончать с этими соплями, Дейв хватает микрофон и с криком «We’ll see you next time», которым заканчивалась до этого не одна сотня концертов, убегает за сцену. И как-то даже нет сомнений, что увидимся – это был определенно лучший тур из тех четырех, когда группа заезжала в Россию, и останавливаться на этом было бы как-то глупо.

09.03.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →