ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ  Не быть скотом

Почему белорусской группе Ляпис Трубецкой хотят запретить петь в России? - чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились на их концерт.

" – Чым быць хочаш?
– Не быць скотам!"

Похоже, Россия постепенно превращается в культурное гетто. В последние годы Государственная Дума и Парламент нашей страны придумали и воплотили в жизнь немало законов, в той или иной степени ограничивающих свободу граждан. Постепенно вводится цензура в Интернете, закрывают мыслящие отлично от правящей партии СМИ, а тут как раз подоспели события на Украине, под которые амбизиозные провинциальные депутаты, видимо, поймав настроения федерального руководства и желая перед ними выслужиться, начинают проявлять себя во всей красе. Лучше всего у нас, как известно, работают запретительные механизмы, поэтому сначала отменили концерты украинских групп. А потом принялись громить концерты всего, что показалось опасным.

Лидером адской гонки депутатских инициатив считается печально известный депутат Милонов, который благодаря своим "рацпредложениям" давно уже стал именем нарицательным. На сей раз ненавистник культуры и по совместительству депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга потребовал отменить концерт украинской группы Океан Эльзы за "убежденные антироссийские и русофобские позиции". Лидер коллектива Святослав Вакарчук в своём твиттере пообещал дать миллион рублей тому, кто докажет, что он выступает против России или русского языка. Так или иначе, на данный момент питерский концерт группы отменён и вряд ли состоится в ближайшее время. "Как бы чего не вышло".

Беда не приходит одна, и в нашем случае она носит характер гуманитарной катастрофы. У Милонова появились достойные подражатели в Псковской области. Тамошнее отделение КПРФ призвало бойкотировать или отменить концерт группы Ляпис Трубецкой, который должен состояться в Пскове 14 марта. Эта инициатива опубликована на официальном сайте регионального отделения партии. По мнению народных избранников, в новом альбоме "Матрёшка" "в самом "неприглядном виде" представлена Россия и лидеры СССР". Своё заявление коммунисты сделали якобы после обращения к ним местного жителя, который попросил их отменить концерты белорусского коллектива и вообще закрыть ему путь в Россию. Интересно, что мешает местному жителю просто проигнорировать концерт и не посещать его?..

Я был в Краснодаре на одном из последних концертов группы "Ляписа Трубецкого" - перед самой скандальной инициативой псковских коммунистов. Шоу белорусов собрало около 2 тысяч человек, местная Arena Hall была забита "под завязку", что происходит в городе крайне редко. На этом концерте уже было представлено несколько песен из вышедшего вскоре альбоме "Матрёшка" - ничего противоречащего закону ни в текстах песен, ни в действиях музыкантов мной обнаружено не было. Концерт был вполне типичным для белорусского коллектива: Михалок очень много говорил в прозе о растущем уровне пошлости в нашей жизни, о настоящем искусстве, о "засилии вульгарных и пошлых песенок в карское-барах" и многом другом. Были и традиционноые предпесенные четверостишия, правда, в меньшем количестве, чем обычно. Весь сет-лист краснодарского концерта Михалка и компании состоял из самых радикальных и протестных последних песен: за очередным безальтернативным "...Ты не при чём. Мир погибает. Ну и ху*е?" под оглушительный рёв двух тысяч глоток следовало ещё более прямолинейное: "Убей раба внутри себя!"

Конечно, их концерт не был похож на "Голубой огонёк": музыканты отличаются индивидуальным агрессивным стилем, их творчество закручено, в основном, вокруг социальных проблем общества, они не боятся говорить о том, что у многих на уме – за это, их, собственно и любят.
Сама группа говорит о новой программе: "Все песни, вошедшие в альбом "Матрёшка", были написаны в 2012 году, задолго до украинского Майдана, российской Олимпиады и прочих знаковых событий, с которыми теперь многие ассоциируют нашу пластинку. "Матрёшка" - это не агитка, не пропаганда, не куплеты на злобу дня. Это музыкально-фантастический кибер-панк, это альбом-сказка, посвященный нашему недалекому будущему. За время, прошедшее с 2012 года, какие-то из песен уже начали сбываться, какие-то пока не сбылись - а сбудутся или нет, зависит от нас сегодняшних, от наших поступков здесь и сейчас.
Поэтому ведите себя хорошо. Защищайте слабых, боритесь с несправедливостью, отстаивайте свое мнение, помогайте тем, кто попал в беду, и не забывайте про две самые главные вещи, которые есть в нашей жизни: дружбу и любовь."

Вполне допускаю, что власти может не нравиться, что стремительно набирающий популярность в России коллектив, да ещё и иностранный (оба факта применимы, кстати, и для "Океана Эльзы"), поёт людям о проблемах общества, о "социальной защищённости и пенсионном фонде", что творчество коллектива находит всё больше сторонников, а вместимость площадок, на которой он выступает, неустанно растёт. Но подождите: а где же демократия, где формирование гражданского общества, о котором каждый день нам вещают все телеканалы страны? А как же формирование своей многогранной российской музыкальной культуры, в которой существование музыкантов с отличным от политической элиты мировоззрением – важнейший признак здорового общества? Похоже, от всего этого мы уходим всё более быстрыми шагами.

Происходят, на самом деле, очень страшные вещи. Давайте начнём запрещать, например Дельфина - якобы его творчество погружает в депрессию наших детей, они же от этого страдают. Уберём со сцены Тараканов! за крашеные волосы Сида и проскальзывающие пошлые фразочки в песнях, Наив запретим за то, что курят на сцене – все же тотчас побегут в ларёк за сигаретами, едва закончится концерт. Земфиру просто "закроем" - уж больно вольнодумная дамочка, да с народом нашим не хочет общаться и потакать его желаниям. Ну, а "иностранщину" вообще будем фильтровать прямо на границе, а то приезжают сюда разные басурмане и поют на своей тарабарщине бог весть что. Смешно? Мне – нет.

И ладно бы, были стоящие причины для подобных депутатских волеизъявлений. Можно ещё принять за основание для скандала некрасивую историю с Bloodhound Gang, случившуюся в августе в ходе фестиваля Кубана. Хотя и та ситуация более чем неоднозначна: и до, и после этого шоу знаменитые панки выступали со своими экстремальными выходками на десятках мировых сцен, а оскорбились почему-то исключительно жители маленького южного городка и губернатор соседней области. Да так оскорбились, что группа вряд ли в обозримом будущем посетит Россию. Каждый иск и запрет в адрес артистов - это новые риски для промоутеров и новые отмены концертов.

Допустим, вся милоновщина пройдет - и музыку начнут запрещать по первому свистку. Смотрите, что произойдет дальше.
На первых порах останется в живых только сладкий поп, который звучит во всех вокальных шоу на ТВ, но со временем артистов будут просить исполнять только проверенный временем "нейтральный" репертуар. Возродятся худсоветы и литовки - куда же без них. И мы очень быстро обнаружим, что слушать-то нечего. Вместо "Песни рабочих нового мира" культуртергеры буду требовать от белорусских исполнителей хита "Родина моя, Белоруссия!"
Куда мы катимся? Обратно в Советский Союз, чтобы таки достроить коммунизм? Ну хорошо, давайте уберём вообще всех музыкантов новой волны, оставим условных Кобзона и Лещенко, попросим вернуться с заслуженной пенсии Аллу Борисовну. Вот тогда заживём!..

Чего мы добиваемся, господа? Мы вновь хотим бездумно и покорно слушать о том, что "партия разрешила", или мы хотим сохранить музыкальную культуру, которая едва-едва стала вставать на ноги и начала приближаться к западноевропейским образцам? Или пора в назад, в подвалы, где вырастет новое "поколение дворников и сторожей"?..
Хочется оставаться людьми европейской культуры.

07.03.2014, Евгений РЕЗНИК (ЗВУКИ РУ)

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - свежие публикации:

Сайт: www.lyapis.com

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ

Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта.

Подробности из жизни:

Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта. Ее название восходит к тексту культового сатирического романа «12 стульев», один из героев которого, поэт-графоман Никифор Ляпис-Трубецкой, сочинял нелепые однотипные стихи на любые темы. Первые песни Ляписов пародировали штампы, господствовавшие на постсоветской поп-сцене: банальную любовную лирику, примитивные мелодии, смесь псевдовысокого штиля и простонародных речевых оборотов. Для самих музыкантов это была всего лишь игра (группа вышла из околотеатрального андеграунда), но значительная часть публики, а также музыкальных медиа, приняла пародии Ляписа Трубецкого за чистую монету. В конце 90-х песни «Ау», «Яблони», «Ты кинула», «Это любовь», которые были сочинены в шутку, неожиданно для Ляписов стали народными хитами и зазвучали из всех радиоприемников. Музыканты стали заложниками собственного имиджа, пародисты слились с…

Далее... →