Год камбэков.
Первое, чем запомнился музыкальный 2013-й – это был год больших и успешных камбэков. Речь идёт не только и не столько о группах, собравшихся ненадолго ради короткого тура по фестивалям или просто одного-двух концертов (хотя остаться равнодушным к воссоединению Tequilajazzz едва ли возможно). В этом году "старики", словно сговорившись, "стреляли" новыми альбомами, причем делали это убедительно. Новый материал был не отпиской, формальным поводом для концертного чёса, а творческим высказыванием артистов, которым по-настоящему было что сказать.
Собственно говоря, для присвоения 2013-му этого статуса вполне хватило бы новой пластинки Дэвида Боуи (David Bowie) и альбома My Bloody Valentine, на запись которого у группы ушло каких-то 22 года, и вероятность появления которого еще три года назад Звуки оценивали примерно в три процента. Но в этом году у MBV нашлись конкуренты даже в нише шугейза и дрим-попа – речь, разумеется, о группе Mazzy Star, пусть пауза у них и вышла лет на пять покороче. Среди вернувшихся в дело "монстров рока" Боуи тоже оказался не одинок – первую за 15 лет пластинку записал участник Queen Роджер Тейлор (Roger Taylor), видимо уставший ждать результатов очередных раскопок в архивах Фредди Меркьюри (Freddie Mercury). Среди отечественных поп-рокеров волну поддержала группа Cекрет - реюнион в классическом составе, юбилейные концерты и новая пластинка, пусть и короткая.
Говорить о камбэках электронщиков даже как-то неловко – еще недавно жанр был слишком молодым, чтобы порождать динозавров. Но сейчас те же Daft Punk, Boards of Canada и The Knife уже не юнцы, и паузы по 7-8 лет между "номерными" альбомами выглядят вполне гроссмейстерскими. Майк Парадинас (Mike Paradinas), он же u-Ziq, тоже решил отвлечься от менеджерских дел лейбла Planet Mu ради записи нового материала, и преуспел в этом. И дело даже не в том, что Парадинас давно ничего не выпускал. Просто треков такого качества, как на свежем "Chewed Corners" от него не слышали как минимум с конца девяностых. А ведь были еще новые пластинки Jonny L, Locust, Bochum Welt и массовое возвращение в дело питомцев лейбла FAX. Даже питерские затворники Fizzarum, чей контракт с лейблом Domino уже успел перейти в разряд легенд, снова концертируют, причем с новым материалом.
Видеоклипы вместо синглов.
Основным промо-ресурсом новых пластинок и приуроченных к ним гастролей окончательно стали видеоклипы, которые, по сути, заняли место синглов. Любому значимому альбому теперь предшествует видео, которое публикуется сразу в интернете, минуя музыкальные телеканалы. Отсутствие привязки к телевизионному формату развязывает режиссерам руки, и сейчас артисты и клипмейкеры демонстрируют фантазию кто как может. Лана Дель Рей (Lana Del Ray), например, выпустила получасовой фильм "Tropico" - этакий мета-клип, куда вошли три песни с прошлогодней EP "Paradise". Но главной тенденцией уходящего года в клипмейкинге стали интерактивные видео, в которых зритель может, например, вращать камеру или наблюдать сцену "от первого лица" глазами разных действующих лиц. Технология появилась не вчера, но в этом году её взяли на вооружение такие серьезные люди, как Боб Дилан (Bob Dylan), Queens Of The Stone Age и Фаррел Уильямс (Pharell Williams), что немедленно сделало интерактив мейнстримом.
Конец краудфандинга.
Краудфандинг, который пару лет назад казался светлым будущим музыкального бизнеса, если и не закончился совсем, то, по крайней мере, притормозил. Суровый Трент Резнор (Trent Reznor) и хрупкий Том Йорк (Thom Yorke) дружно отдали новые альбомы своих групп "обычным" лейблам, а последний не забыл по этому поводу еще и публично поныть, покаявшись в том, что обесценил музыку. Истории Аманды Палмер (Amanda Palmer) совсем не стали массовыми, и даже проведение концертов на предварительно собранные народные деньги как-то не прижилось. Проблема здесь в первую очередь в том, что краудфандинг был успешен лишь в качестве свежей фишки, которая несла в себе развлекательный элемент. Попробовав раз, публика решила приберечь денежки для какого-нибудь нового развлечения. Более-менее рабочей схемой краудфандинг стал лишь в узкопрофильной нише - как способ не уходить "в минус" для тех, кто музыкой не зарабатывает, но при этом имеет несколько сотен верных слушателей. В этом случае выложенный в сеть условно бесплатный релиз наверняка поможет собрать пару сотен долларов, чтобы отремонтировать сгоревший синтезатор или купить новую гитарную педаль. И то, как говорится, хлеб.
Экзотик-рок и афробит как новая балканщина.
Не прошло и десяти лет, как всем, наконец, надоели джипси-панк и балкан-бит. Gogol Bordello, DeVotchKa, Shantel и многочисленные безвестные последователи Кустурицы с Бреговичем вышли из моды, исчезнув с первых полос и крупных фестивальных сцен. Место их постепенно занимают азиаты и африканцы, при этом поле экспериментов чрезвычайно широко, от диковатого Омара Сулеймана (Omar Souleyman) до многоопытных и традиционных Orchestre Poly Rythmo de Cotonou. Думается, в ближайшие год-два тренд будет только усиливаться, и на каждом приличном фестивале будет появляться этнический мини-десант из обоймы WOMAD.
Хип-хоп как важнейшее из искусств.
Прошлый год прошел под знаменем мейнстримовой танцевальной музыки (она же EDM), и в этом году её по-прежнему было много, однако уплотнение бита и баса, кажется, достигло предела. В результате, новым доминантным жанром стал хип-хоп – по-прежнему жесткий и пропитанный влияниями EDM (присутствие Daft Punk и Gesaffenstein в продюсерах альбома Канье Уэста (Kanye West) – лучшее тому доказательство), но все же не заточенный напрямую под клубы. Клубная мода тоже не стояла на месте – всех окончательно утомил вонки и всё множество жанров под странным тэгом "beats", а место их постепенно стал занимать хаус. Присутствие этой смены парадигм можно наблюдать и за пределами клубного пространства – Disclosure и Duke Dumont во всю звучат на радио и фигурируют в поп-чартах и топах модных изданий. Что же до "битов", то из клубного подполья они стремятся отнюдь не уйти в небытие, а проникнуть в тот же мейнстрим-поп – послушайте Purity Ring в дуэте с Джоном Хопкинсом (Jon Hopkins), свежий Moderat или даже Chvrches.
Мемы уже не те.
"Радио бугага", о котором мы писали пару лет назад, резко сократило охват вещания. Тотальному засилью мемов, о чудо, приходит конец. И если норвежский клип про лисичку как продолжатель дела "Gangnam Style" еще делает своё дело, то "просто смешной треш" в диапазоне от Коли Воронова до дабстеп-ремиксов на "Язь" уже не работает совсем. Мем сейчас должен быть не просто смешным, но и сколько-нибудь осмысленным, а еще лучше – познавательным, ну и музыкальная составляющая в нем должна быть ненулевой. Идеальный пример – "The Evolution of Get Lucky" или "Песня в 26 жанрах".
1943 – В Порт-Артуре, Техас родилась королева блюза и рок-н-роллаДженис Джоплин (полное имя - Janis Lynn Joplin). Выступала в составе Big Brother and the Holding Company, затем в Kozmic Blues Band и Full Tilt Boogie Band. Сольно выпустила четыре студийных альбома, один из которых — посмертный:… »»
Willie "Big Eyes" SMITH (1936)
Phil EVERLY (1939)
Janis JOPLIN (1943)
Dolly PARTON (1946)
Robert PALMER (1949)
Caron WHEELER (1963)
Trey LORENZ (1969)
Сергей МИХАЛОК (1972)
Алексей ВОРОБЬЕВ (1988)