Как бы я ни любила ботанов-электронщиков вроде Hot Chip, как бы ни восхищалась новыми романтиками 1980-х во главе с Бой Джорджем (Boy George), как бы ни жалела о том, что не застала Джима Моррисона (Jim Morrison), самым близким и понятным музыкальным персонажем для меня все равно всегда оставался мужик с гитарой. Фигура трагическая – и, вместе с тем, очень земная. Обращенная глубоко в себя – и абсолютно вневременная. Мужик с гитарой был, есть и будет – хотя бы потому, что оперирует он самыми простыми, не зависящими от веяний музыкальной моды, средствами: максимально распространенный инструмент, голос, текст. И с их помощью он создает магию. А иначе, чем магией, назвать то, что происходило на концерте Глена Хансарда (Glen Hansard) в Москва-Hall, я не могу.
До России Хансард добирался долго: фильм "Однажды", благодаря которому об этом исполнителе узнали отечественные адепты инди-культуры и который они с тех пор успели засмотреть до дыр, вышел еще в 2006 году. Уже тогда было понятно, что щемящая ирландская тоска, разбавленная короткими радостями и крепким алкоголем, русскому духу чрезвычайно близка. А на волне пост-оскаровской популярности менеджмент Хансарда и вовсе должен был понимать, что собрать площадку получится практически в любом крупном городе мира. Но Россия неизменно оставалась за рамками туров. И теперь мне думается, что оно и к лучшему: за семь лет все, кому это было интересно, успели скачать старые записи The Frames, наткнуться на “Seven Day Mile” в саундтреке к “Доктору Хаусу”, похоронить реальный роман Хансарда с Маркетой Иргловой (Markéta Irglová) – и понять, что как музыкант он гораздо шире своего экранного альтер-эго в "Однажды".
На московском концерте Хансард доказал, что он удивительно многогранный артист. Он перевоплощался неоднократно – и каждый раз блестяще, до неузнаваемости. Из того самого, канонического мужика с гитарой, который первым делом без микрофона проорал “Say It to Me Now”, – в дирижера фолк-оркестра, под его деликатным и как бы незаметным руководством исполнившего Talking With the Wolves” и “Lonely Deserter”. Когда в ход шли композиции The Frames – “Fitzcarraldo” и “Revelate” – Хансард, как и положено, становился рок-звездой, а когда вспоминались хиты The Swell Season – “Lies”, “Leave”, “Falling Slowly” – с легкостью возвращался к образу уличного музыканта, который живет на жалкие гроши и в свободное время чинит пылесосы. И все это, что называется, на разрыв: с танцами, хрипами, рвущимися струнами – и бутылкой водки. С непостижимой, ошеломительно мощной, сбивающей с ног энергетикой.
И тут, наверное, стоит сказать, что аудитория в тот вечер стала для меня не меньшим открытием, чем тот, ради кого она собралась. Помню, на концерте Дэмиена Райса (Damien Rice) в Вене было очень странно наблюдать за местными жителями, которые чинно сидели на своих местах – и просто внимательно слушали. Ну, может, иногда хлопали в такт. Я же, к счастью, попала в небольшой славянский уголок – супружеская пара из Словакии, трое сербок и высоченный, носатый чех, – где все подпевали, подтанцовывали и буквально захлебывались в любви – к этому конкретному мужику с гитарой, к музыке вообще, да и, в конце концов, друг к другу. Ту же атмосферу безграничной любви я вдруг ощутила и на концерте Глена Хансарда, где потолок, пол и стены плавились от счастья, что вот, наконец-то, этот огромный, бесконечный музыкант доехал до нас. Видимо, разговоры о схожести ирландского и русского темпераментов имеют под собой не только алкогольное основание.
А с другой стороны, как можно не любить исполнителя, который честно говорит о том, что страшно нервничал за кулисами, потому что думал, что русские – самый мрачный народ в мире. Мол, вдруг они весь концерт будут стоять с каменными лицами? Который открыто восхищается своими музыкантами и чуть ли не насильно выталкивает их из арьергарда – чтобы они тоже могли насладиться народной любовью. Который, стоя у кромки сцены, не смотрит поверх голов, а ловит взгляды и улыбки людей – и сам улыбается в ответ. Который, затянув кавер на “Passing Through” Леонарда Коэна (Leonard Cohen), спускается в зал и фактически заканчивает концерт не над зрителями, а среди них. И после всего этого я готова поклясться, что, когда в ответ на вопрос Хансарда “How to say “I love you” in Russian?", зал хором выдохнул "Я тебя люблю!", это была не подсказка, а признание.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)